Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие эластичности. Показатели эластичности

При анализе спроса или предложения нас зачастую интересуют не направления их изменения под влиянием каких-либо факторов, а количественное изменение спроса или предложения. Для этого пользуются показателем относительного изменения – эластичностью.

Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменение другой, или точнее – это число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.

Различают следующие показатели эластичности:

· эластичность спроса по цене;

· эластичности спроса по доходу;

· перекрестную эластичность;

· эластичность предложения.

Эластичность спроса по цене (ED) – показатель реакции величины спроса на товар на изменение цены данного товара.

ED = процентное изменение спроса/процентное изменение цены = = ´ (1.5)

На основании закона спроса коэффициент эластичности спроса по цене – отрицательная величина, но для удобства экономисты абстрагируются от этого знака.

Спрос называют эластичным при ED >1, неэластичным – при ED <1, говорят о единичной эластичности спроса, если ED = 1. В первом случае при сокращении цены общая выручка от продажи товара возрастает, во втором – падает, в третьем – остается неизменной.

Ценовая эластичность может принимать крайние значения.

Если ED=¥, то говорят, что спрос абсолютно эластичен. Это значит, что при данной установившейся цене покупатель готов купить бесконечно большое количество товара. В этом случае кривая спроса принимает вид горизонтальной линии.

Если ED=0, то говорят, что спрос абсолютно неэластичен. Это значит, что объем спроса совершенно не реагирует на изменение цены в любом направлении. В этом случае кривая спроса принимает вид вертикальной линии.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:

1. Наличие товаров-заменителей. Товары, имеющие заменители обладают более эластичным спросом.

2. Разнообразие возможностей использования данного товара. Чем разнообразнее возможности, тем выше эластичность.

3. Степень насыщения потребностей.

4. Фактор времени. Спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком, поскольку для приспособления к изменившемуся соотношению цен необходимо время.

Эластичность спроса по доходу (ЕI) – это реакция или чувствительность спроса на какой-либо товар в результате изменения доходов покупателей.

ЕI = процентное изменение спроса/процентное изменение дохода = (1.6)

Если ЕI < 0, товар является товаром низшей категории, то есть товаром, спрос на который падает при увеличении доходов покупателей.

Если ЕI > 0, товар называется нормальным, с ростом доходов увеличивается и спрос на данный товар.

Среди нормальных товаров выделяют 3 группы:

· товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0<EI<1) и потому имеет предел насыщения;

· предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов (ЕI >1) и потому не имеет предела насыщения;

· предметы «второй необходимости» - товары, спрос на которые растет в меру роста дохода (ЕI =1).

Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу:

1. Степень необходимости данного товара для потребителей: спрос на товары первой необходимости неэластичен, на товары роскоши – эластичен по доходу.

2. Доля в бюджете потребителя. Если доля расходов на приобретение товара небольшая, то спрос на него неэластичен по доходу.

3. Фактор времени. Если рассматривать изменение объема спроса за короткий период, то он будет неэластичен. Так как потребителям необходимо время, чтобы привыкнуть к изменившемуся доходу.

Перекрестная эластичность (Еху) характеризует относительное изменение спроса на один товар при изменении цены другого товара.

EXY = процентное изменение спроса на товар Х/процентное изменение цены товара У,

(1.7)

Если Еху > 0, то товары взаимозаменяемые.

Если Еху < 0, то товары взаимодополняющие.

Если Еху=0, то товары независимые

Основным фактором, определяющим значение коэффициента перекрестной эластичности, являются естественные свойства благ, их способность замещать друг друга в потреблении. Если два товара могут с одним успехом использоваться для удовлетворения одной и той же потребности Exy будет высок и наоборот.

Данный коэффициент может использоваться для характеристик взаимозаменяемости и взаимодополняемости лишь при небольших изменениях цен. При значительных изменениях цен будет проявляться влияние эффекта дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара.

Эластичность предложения (ЕS)– реакция, чувствительность предложения на изменение цены товара.

ЕS = процентное изменение предложения/процентное изменение цены = , (1.8)

В соответствии с законом предложения значение этого коэффициента положительно.

Если ЕS>1 – предложение эластично.

Если ЕS<1 – предложение неэластично.

Если ЕS=1 – предложение характеризуется единичной эластичностью.

Факторы, влияющие на коэффициент эластичности предложения:

1. Фактор времени. Если у продавца недостаточно времени для того, чтобы отреагировать на изменение цены, то его предложение будет менее эластичным, чем в ситуации, когда он имеет для этого время.

2. Технология производства товара. Если расширение производства товара сопряжено с большими затратами капитала, существенными изменениями в технологическом процессе, то предложение такого товара неэластично.

3. Мобильность ресурсов.

4. Наличие свободных производственных мощностей.

5. Возможность длительного хранения товара.

Контрольные вопросы

1. В чем различие между изменениями спроса и объема спроса, предложения и объема предложения?

2. Определите в каждом примере, когда происходит изменение спроса, а когда изменение объема спроса:

A) потребительские доходы возрастают, в результате увеличивается сбыт ювелирных изделий;

Б) парикмахерская повышает цену на услуги, и число клиентов сокращается;

B) цена на бензин увеличивается, и следствием этого оказывается сокращение покупок автомобилей;

Г) люди предъявляют повышенный спрос на товары первой необходимости, ожидая в ближайшем будущем повышения цен на них.

3. В каких ситуациях может появиться избыток спроса? Избыток предложения?

4. Как отреагирует рынок, если товар "никто не берет" ("никак не достать")?

5. Приведите примеры существования на рынке нескольких равновесных ситуаций.

6. Рассмотрите влияние различных факторов на положение линии спроса (предложения).

7. Что такое нормальные товары, товары низшей категории?

8. Как влияет рост доходов на спрос? Что может произойти в данном случае с кривой спроса?

9. Ответьте на вопросы. Изобразите графически. Что произойдет с кривой предложения, если:

A) повысятся цены на минеральные удобрения;

Б) в производстве стала применяться технология, обеспечивающая экономию затрат;

B) что случится с линией предложения мяса при повышении цен на шкуры;

Г) правительство, пытаясь поддержать цены на сельхозпродукцию на высоком уровне, вводит премирование фермеров за сокращение посевных площадей.

10. Какой эффект вызовет введение налога с продаж, если спрос на товар неэластичен? А если спрос эластичен или имеет единичную эластичность?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рыночное равновесие. Неравновесные состояния | Тема 5. Теория поведения потребителя на рынке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.