Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи для самостоятельного решения. Транспортная задача по критерию времени

Транспортная задача по критерию времени

Транспортная задача с ограничениями на пропускную способность

 

Пусть требуется при решении транспортной задачи ограничить перевозки от поставщика с номером l к потребителю с номером k. Возможны ограничения двух типов: 1) хlk ≥ а; 2) хlkb, где а и b — постоянные величины.

1. Если хlk ≥ а, то необходимо прежде, чем решать задачу, сократить (уменьшить) запасы l -го поставщика и запросы k -го потребителя на величину а (зарезервировать перевозку хlk = а). После решения задачи в оптимальном решении следует увеличить объем перевозки хlk на величину а.

2. Если хlkb, то необходимо вместо k -го потребителя с запросами bk, ввести двух других потребителей. Один из них с номером k должен иметь запросы b'k = b, а другой с номером п + 1 - запросы bn+ 1 = bk- b. Стоимости перевозок для этих потребителей остаются прежними, за исключением стоимости сl ( n +1), которая принимается равной сколь угодно большому числу М (М>> 1). После получения оптимального решения величины грузов, перевозимых к (п +1)-му потребителю, прибавляются к величинам перевозок k-го потребителя. Так как сl ( n +1)= М -самая большая стоимость перевозки, то в оптимальном решении клетка с номером (l,n +1) останется пустой, хl ( n +1) = 0 и объем перевозки хlk не превзойдет b.

Пример. Решить транспортную задачу, исходные данные которой приведены в таблице, при дополнительных условиях: объем перевозки груза от 1-го поставщика 2-му потребителю должен быть не менее 100 единиц 12 ≥100), а от 3-го 1-му не более 200 единиц (х 31 ≤ 200).

bj ai      
       
       
       

Решение. Для того чтобы в оптимальном решении объем перевозки х 12 был не менее 100 единиц, при решении задачи будем предполагать, что запасы 1-го поставщика а 1 и запросы 2-го потребителя b 2 меньше фактических на 100 единиц. После получения оптимального решения объем перевозки х 12 увеличим на 100 единиц.

Для того чтобы удовлетворить требованию х 31 ≤ 200, вместо 1-го потребителя введем двух других. Один из них под прежним первым номером имеет запросы b 1 = 200 единиц и прежние стоимости перевозок единиц груза. Другому присвоим четвертый номер. Его запросы равны b 4 = 500 — 200 = 300 единиц и стоимости перевозок единиц груза те же, что и у 1-го потребителя, за исключением с 34, которую примем равной сколь угодно большому числу М, т.е. с 34= М. После нахождения оптимального решения задачи объемы перевозок для 4-го потребителя необходимо прибавить к соответствующим объемам перевозок для 1-го потребителя.

В результате указанных преобразований таблица исходных данных задачи будет иметь вид, представленный в таблице:

 

bj ai        
         
         
        М

Далее задачу решаем обычным методом потенциалов. Проверяем выполнение необходимого и достаточного условия существования решения задачи. Находим суммарные запасы поставщиков и запросы потребителей:

а 1 + а 2 + а 3 = 100 + 300 + 500 = 900;

b 1 + b 2 + b 3 + b 4 = 200 + 300 + 300 + 300 = 1100.

Задача с неправильным балансом. Вводим фиктивного поставщика с запасами а 4 = 1100 - 900 = 200.

Составляем начальное опорное решение Х 1 методом минимальной стоимости. Записываем матрицу стоимостей С:

Кружочками в матрице С отмечены минимальные элементы, а цифрами рядом со строками и столбцами ― порядок исключения из рассмотрения поставщиков и потребителей.

v 1=1 v 2=0 v 3=1 v 4=1

bj ai        
u 1=0       -   -  
u 2=1       -   -  
u 3=7         М   -
u 4=-1       -    

Полученное решение X 1 имеет т + n — 1=4 + 4— 1 = 7 базисных переменных. Вычисляем значение целевой функции на этом опорном решении:

F (X 1) = 100·1+100·2+200·2+300·7+200·8+100·0+100·0=4400.

Для проверки оптимальности опорного решения находим потенциалы. Записываем систему уравнений для нахождения потенциалов и решаем ее:

Система состоит, из семи уравнений и имеет восемь переменных. Так как число неизвестных на единицу больше числа уравнений, то одному из потенциалов можно задать значение произвольно: пусть и 1 =0. Остальные потенциалы однозначно находятся из системы уравнений:

Значения потенциалов приведены в таблице. Находим оценки для свободных клеток таблицы:

Опорное решение неоптимальное, так как имеется положительная оценка Δ31 = 5 для клетки (3, 1). Отмечаем эту клетку знаком «+». Находим цикл для улучшения опорного решения. Определяем величину груза для перераспределения по циклу θ={100, 200, 100} = 100. Осуществляем сдвиг по циклу на величину θ=100. Получаем второе опорное решение Х 2.

v 1=1 v 2=5 v 3=6 v 4=1

  bj ai        
u 1=0          
u 2=1          
u 3=2         М   -
u 4=-6     -   -    

В таблице также записаны потенциалы и оценки для свободных клеток. Решение Х 2 оптимальное, так как все оценки неположительные. Запишем оптимальное решение исходной задачи. Для этого увеличим объем перевозки х 12 на 100 единиц и объединим объемы перевозок 4-го потребителя, с объемами перевозок 1-го потребителя.

Получим Х *=.

Вычислим значение целевой функции на этом решении:

F (X*) =100·1+100·5+300·2+100·3+300·7+100·8=4400.

Ответ: min F (X) = 4400 при X* = .

В некоторых задачах требуется запретить перевозки от отдельных поставщиков отдельным потребителям. В таких случаях либо зачеркивают клетку таблицы транспортной задачи, либо назначают соответствующую этой клетке стоимость перевозки единицы груза сколь угодно большой, равной М >> 1. В остальном задача решается обычным способом. Для разрешимости данной задачи необходимо существование начального опорного решения.

 

Задача по критерию времени возникает при перевозке срочных грузов. Как и в обычной транспортной задаче, имеется т поставщиков с запасами однородного груза в количестве а 1, а 2, …, ат и п потребителей, которым этот груз должен быть доставлен в объеме b 1, b 2, ..., bn. Известно tij, i = 1, 2,..., m, j = 1, 2,..., n — время, за которое груз доставляется от каждого i -го поставщика каждому j -му потребителю. Требуется составить такой план перевозок груза, при котором запасы всех поставщиков вывозятся полностью, запросы всех потребителей удовлетворяются полностью и наибольшее время доставки всех грузов является минимальным.

Составим математическую модель этой задачи. Обозначим хij объем перевозимого груза от i -го поставщика j -му потребителю. Система ограничений задачи не отличается от системы ограничений обычной транспортной задачи. Пусть X = (xij), i = 1, 2,..., т, j = 1, 2,..., п — некоторое опорное решение задачи. Запишем целевую функцию задачи. Обозначим через Т (Х) наибольшее значение элементов матрицы Т= (tij), i = 1,2,..., m, j = 1, 2,..., п, соответствующих клеткам таблицы, занятым опорным решением: Т (Х) = . Таким образом, за время Т (Х) план перевозок будет выполнен полностью. Математическая модель имеет вид

Т (Х) = → min,

, i =1,2,..., т,

, j= 1, 2,..., п.

хij ≥ 0, i =1,2,..., т, j= 1, 2,..., п.

Задача решается в следующем порядке. Находится начальное опорное решение Х 1. Определяется значение целевой функции Т (Х 1) = =. Все свободные клетки, которым соответствуют значения tij > Т (Х 1), исключаются из рассмотрения (перечеркиваются). Занимать эти клетки нецелесообразно, так как повысится значение целевой функции. Чтобы понизить ее значение, необходимо освободить клетку (l1, k 1), в которой tij достигает максимума. Для этого строят так называемые разгрузочные циклы, которые могут включать в свой состав несколько свободных клеток. В каждом разгрузочном цикле, начиная с разгружаемой клетки (l1, k 1), расставляются поочередно знаки «—» и «+» и осуществляется сдвиг на величину θ={ хij }. Если удается эту клетку разгрузить, то она исключается из рассмотрения (зачеркивается). Получается новое опорное решение Х 2, на котором значение целевой функции меньше, чем на Х 1. Далее снова пытаются разгрузить клетку, соответствующую Т (Х 2) = = =. Процесс продолжается до тех пор, пока возможность разгрузить соответствующую клетку не исчезнет.

Пример. Найти минимальное время на осуществление всех перевозок для задачи, исходные данные которой приведены в таблице:

bj ai        
    6    
         
  2      
  15      

Решение. Составим начальное опорное решение Х 1 по методу северо-западного угла (см. табл.). Базисные нули не записываем. Максимум целевой функции Т (Х 1) = {10, 8, 5, 12, 4} = 12 достигается в клетке (3, 4). Перечеркнем клетку (4, 1), в которой время доставки груза t 41 = 15 больше Т (Х 1) = 12.

Для улучшения решения разгрузим клетку (3, 4) с помощью цикла (3, 4), (2, 4), (2, 2), (3, 2). Означим цикл, найдем θ={10, 30} = 10. Осуществив сдвиг по циклу, получим второе опорное решение Х 2:

 

 

bj ai 20      
         
         
         
         

Максимум целевой функции на этом опорном решении Т (Х 2) = {10,8,4,5,4}=10 достигается в клетке (1, 1). Перечеркнем клетку (3, 4), так как время t 34=12 больше, чем Т (Х 2)=10. Разгрузим клетку (1, 1) с помощью цикла (1, 1), (1, 2), (2, 2), (2, 1). Означим цикл, найдем θ={20,20}=20. Осуществив сдвиг по циклу, получим третье опорное решение Х 3. Максимум целевой функции на этом опорном решении Т (Х 3) = {6,5,4,4,5,4}=6 и достигается в клетке (1, 2). Перечеркнем клетки (1,1), (2,2), (2,3) и (4,3): в них время t 11 = 10, t 22 = 8, t 23=7 и t 43=9 больше, чем Т (Х 3)=6. Разгрузим клетку (1, 2) с помощью цикла (1, 2), (1, 3), (3, 3), (3, 2). Означим цикл, найдем θ={20, 20}=20.

bj ai        
         
         
         
         

Осуществив сдвиг по циклу, получим четвёртое опорное решение Х 4. Максимум целевой функции на этом опорном решении Т (Х 4) = {5,4,4,5,4}=5 и достигается в клетках (2, 1) и (3, 3). Перечеркнем клетки (1, 2), и (4, 2), в которых время перевозок не менее t 21 = 5. С помощью оставшихся невычеркнутых клеток разгрузить клетки (2, 1) и (3, 3) не удаётся, поэтому Х 4 является оптимальным решением.

bj ai        
         
         
         
         

Ответ: min Т (X) = 5 при X* = .

1. На двух складах А и В находится по 90 т горючего. Перевозка одной тонны горючего со склада А в пункты 1, 2, 3 соответственно стоит 1, 3 и 5 ден. ед., а перевозка одной тонны со склада В в те же пункты — соответственно 2,5 и 4 ден. ед. В каждый пункт надо доставить по одинаковому количеству тонн горючего. Составить такой план перевозки горючего, при котором транспортные расходы будут наименьшими.

2. В резерве трех железнодорожных станций А, В и С находятся соответственно 60, 80 и 100 вагонов. Составить оптимальный план перегона этих вагонов к четырем пунктам погрузки хлеба, если к пункту № 1 необходимо 40 вагонов, № 2 ― 60 вагонов, № 3 ― 80 вагонов и № 4—60 вагонов. Стоимости перегонов одного вагона со станции А в указанные пункты соответственно равны I, 2, 3, 4 ден. ед., со станции В — 4, 3,2,0 ден. ед. и со станции С — 0, 2, 2, 1 ден. ед.

3. Завод имеет три цеха А, В, С и четыре склада № 1, 2, 3, 4, Цех А производит 30 тыс, шт. изделий, цех В 40 тыс. шт., цех С—20 тыс. шт. Пропускная способность складов за то же время характеризуется следующими показателями: склад № 1—20 тыс, шт., склад № 2—30 тыс. шт., склад № 3 — 30 тыс. шт., склад № 4 —10 тыс. шт. Стоимости перевозки 1 тыс, шт изделий из цеха А в склады № 1, 2, 3, 4 соответственно равны 2, 3, 2, 4 ден. ед.; из цеха В — 3, 2, 5, 1 ден. ед., а из цеха С — 4, 3, 2, б ден. ед. Составить такой план перевозки изделий, при котором расходы на перевозку 90 тыс. шт. изделий были бы наименьшими.

4. На трех складах А, В, С находится сортовое зерно соответственно 10, 15, 25 т, которое надо доставить в четыре пункта: пункту № 1—5 т, № 2—10 т, № 3—20 т и № 4 — 15 т. Стоимости доставки одной тонны со склада А в указанные пункты соответственно равны 8, 3, 5, 2 ден ед.; со склада В — 4,1,6, 7 ден. ед. и со склада С — 1, 9, 4, 3 ден. ед. Составитьоптимальный план перевозки зерна в четыре пункта, минимизирующий стоимость перевозок.

5. Груз, находящийся в пунктах А 1: А 6, соответственно в количестве а 1: а 6, требуется перевести в пункты В 1: В 6 соответственно в количестве b 1: b 6. Известны тарифы сij ―стоимость перевозки единицы груза из пункта А i в пункт В j.

bj ai            
             
             
             
             
             
             

Спланировать перевозки так, чтобы общая стоимость перевозок была наименьшей.

Ответы: 1. F min=510 ден.ед.; х 11=30, х 12=60, х 21=30, х 23=60.

2. F min=280 ден.ед. Оптимальный план: х 12= х 24= х 33=60, х 23=20, х 31=40.

3. F min=395 ден.ед. Оптимальный план: х 11=25, х 13= х 32=20, х 12= х 21=5, х 23=35;

4. F min=140 ден.ед. Оптимальный план: х 14= х 22=10, х 23= х 31= х 34=5, х 33=15.

5. F min=148 ден.ед. Оптимальный план: Х *=.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамов Л.M., Капустин В.Ф. Математическое программирование. ―Л., 1981.
  2. Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. — М.: Высшая школа, 1986.
  3. Аронович А.Б., Афанасьев М.Ю., Суворов Б.П. Сборник задач по исследованию операций. — М.: Изд-во МГУ, 1997.
  4. Баумоль У. Экономическая теория и исследование операций. — М.: Прогресс, 1965.
  5. Вентцель Е.С. Исследование операций. — М: Советское радио, 1972. ― Гл. 5.
  6. Исследование операций / Под ред. Моудер Дж., Элмаграби С. — М.: Мир, 1981. ― Т. 1. ― Гл. 3.
  7. Калихман И.Л. Линейная алгебра и программирование. — М.: Высш. шк.,1967.
  8. Карасев А.И., Аксютина З.М., Савельева Т.И. Курс высшей математики для экономических вузов. Ч.II. Теория вероятностей и математическое программирование. Линейное программирование: Учеб. пособие для студентов вузов. ― М.: Высш. школа, 1982.
  9. Кремер Н.Ш. Исследование операций в экономике. — М.: Банки и биржи, 1997.
  10. Кузнецов Ю.Н., Кузубов В.И., Волощенко А.Б. Математическое программирование. ― М.: Высш. шк., 1980.
  11. Линейное и нелинейное программирование / Под ред. проф. И.Н. Ляшенко. —Киев: Выща шк., 1975.
  12. Линейное программирование: Учебно-методическое пособие. ― М.: Изд-во МГУ, 1992.
  13. Матвеев В.И., Сагитов Р.В., Шершнев В.Г. Курс линейного программирования для экономистов: Учеб. пособие. — М.: Менеджер, 1998.
  14. Монахов В.М., Беляева Э.С., Краснер М.Я. Методы оптимизации. ― М.: Просвещение, 1978.
  15. Муртаф Б. Современное линейное программирование. — М.: Мир, 1984.
  16. Общий курс высшей математики для экономистов: Учебник / Под ред. В.И. Ермакова. ― М.: ИНФА-М, 2002.
  17. Gass S.I. Linear Programming: Methods and Applications. — N.Y.: McGraw-Hill, 1985.
  18. Hadley G. Linear Programming. Reading, Mass: Addison-Weslcy Pub. Co, 1962.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Алгоритм решения транспортной задачи методом потенциалов | Поставка конструкций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.