КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вюрцбургская школа
В начале XX века в различных университетах мира действовали десятки лабораторий экспериментальной психологии. Только в Соединенных Штатах их было свыше сорока. Их тематика была различна: анализ ощущений, психофизика, психометрия, ассоциативный эксперимент. Работа велась с большим рвением, но существенно новые факты и идеи не рождались. В.Джемс обращал внимание на то, что результаты огромного количества опытов не соответствуют вложенным усилиям. Но вот на этом однообразном фоне сверкнуло несколько публикаций в журнале "Архив об щей психологии", которые, как оказалось впоследствии, повлияли на прогресс науки не в меньшей степени, чем фолианты Вундта и Титченера. Публикации эти исходили от группы молодых экспериментаторов, стажировавшихся у профессора Освальда Кюльпе (1862-1915) в Вюрцбурге (Бавария). Профессор, уроженец Латвии (входившей в состав России), был мягкий, добро желательный, общительный человек с широкими гуманитарными интересами. После обучения у Вундта он стал его ассистентом. Известность Кюльпе принес "Очерк психологии" (1883), где излагались идеи, близкие к вундтовским. Но вскоре и он, возглавив лабораторию в Вюрцбурге, выступил против своего учителя. Проведенные в этой лаборатории несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия XX века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики. В наборе экспериментальных схем вюрцбургской лаборатории поначалу как будто ничего примечательного не было. Определялись пороги чувствительности, измерялось время реакции, проводился ставший после Гальтона и Эббингауза широко распространенным ассоциативный эксперимент. Все началось с небольшого, на первый взгляд, изменения инструкции испытуемому (в роли испытуемых обычно выступали попеременно сами экспериментаторы). От него требовалось не только, например, сказать, какой из поочередно взвешиваемых предметов тяжелее (в психофизиологических опытах), или отреагировать на одно слово другим (в ассоциативном эксперименте), но и сообщить, какие именно процессы протекали в его сознании перед тем, как он выносил суждение о весе предмета, или перед тем, как он про износил требуемое слово. Почему такого типа задачи прежде не ставились? Потому что иной была направленность исследовательского поиска. В психофизике, скажем, требовалось определить "едва заметное различие" между ощущениями. Отчет испытуемого рассматривался как информация о простейшем элементе сознания. В ассоциативном эксперименте нужно было выяснить, какой образ вызывает слово или сколько раз следует повторять раздражители, чтобы закрепилась связь между ними и т.д. Во всех случаях экспериментатора интересовало только одно – психические образы (хотя бы в виде наиболее элементарных качеств ощущений), т.е. эффекты действий испытуемого, а не сами эти действия (психические акты). Эффекты, в свою очередь, считались отражающими структуру интрапсихической сферы. Не удивительно, что при такой ориентации исследований идеи структурализма об "атомистическом" строении сознания казались прошедшими строгую экспериментальную проверку. В поисках новых детерминант вюрцбургцы вышли за пределы принятой тогда экспериментальной мо дели (направлявшей работы и в психофизике, и в психометрии, и в ассоциативных экспериментах). Эта модель ограничивала опыт двумя переменными: раздражителем, воздействующим на испытуемого, и его ответной реакцией. Теперь была введена еще одна особая переменная: состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя. Различные варианты экспериментов показывали, что в подготовительный период, когда испытуемый получает инструкцию, у него установка – направленность на решение задачи. Перед восприятием раздражителя (например, слово, на которое нужно ответить другим) эта установка регулирует ход процесса, но не осознается. Что касается функции чувственных образов в этом процессе, то они если и возникают, то сколько-нибудь существенного значения для решения задачи не имеют. К важным достижениям вюрцбургской школы следует отнести то, что изучение мышления стало приобретать психологические контуры. Прежде считалось, что законы мышления – это законы логики, выполняемые в индивидуальном сознании согласно правилам образования ассоциаций. Поскольку же ассоциативный принцип является всеобщим, специфически психологическая сторона мышления вообще не различалась. Теперь же становилось очевидным, что эта сторона имеет собственные свойства и закономерности, отличные как от логических, так и от ассоциативных. Карл Бюлер (1879-1963) работал в Вюрцбурге в 1907-1909 гг. Он внес в экспериментальную практику школы новую ориентацию, которая дала повод для наиболее острой критики со стороны Вундта. Методика заключалась в том, что перед испытуемым ставилась сложная проблема и он должен был, не используя хроноскопа, возможно более тщательно описать, что происходит в его сознании в процессе решения. В исторической литературе высказывается мнение, что "Бюлер, более чем кто-либо другой, сделал очевидным, что в опыте существуют данные, которые не являются сенсорными".
Ассоциативная психология берет свое начало от древней философии. В рамках этого направления психические явления объяснялись преимущественно посредством понятия ассоциации. Еще Аристотель высказал мнение, что психические явления сочетаются, по сути, сходством и контрастностью. Это направление в психологии существовало довольно долго. Более поздние исследования побудили отказаться от его абсолютизации, особенно в отношении мышления, психологического обоснования обучения и др. Так, было доказано, то что построенное на ассоциативной теории обучения дает репродуктивные знания. Но положение представителей ассоциативной психологии плодотворно используются в современной психологии, например, при объяснении некоторых механизмов памяти в психоанализе. Некоторые из представителей ассоциативной психологии придерживались теории "элементарности", согласно которой сознание состоит из простых элементов (ощущения, упоминания т.п.), а эти элементы объединяются по законам ассоциаций. Психоаналитический подход разработал 3. Фрейд (1856-1939) в конце XIX - начале XX века, сперва для лечения психических заболеваний, а затем применил для построения гипотез и теорий по психологии, в частности для объяснения роли бессознательного в жизни человека. Фрейд стремился создать обобщение не только психологического, а и философского характера, построить оригинальную теорию психоаналитической психологии и философии, в анатомии личности Фрейд выделял три взаимодействующие компоненты: "Оно", "Я", "Над-Я", бессознательное "Оно", по 3. Фрейду, унаследовано человеческой организацией, глубинным слоем, "кипящим котлом инстинктов", неугомонных рвений человека. Сознательное "Я" является посредником между "Оно" и внешним миром. "Я" выполняет функцию воздействия этого мира на несознательное "Оно". "Над-Я" - это интернализированная версия общественных норм и стандартов поведения. По 3. Фрейду, "Я" пытается подчинить себе "Оно", а если это не удается, то "Я" подчиняется "Оно", создавая видимость своего превосходства над ним. "Над-Я" тоже может господствовать над "Я", выступая в роли совести или подсознательного чувства вины. Итак, по 3. Фрейду, "Я" как бы сжатое в тисках многих противоречий. "Я", отмечает Фрейд, находится под угрозой со стороны внешнего мира, со стороны "возмущений" "Оно" и суверенности "Я".
Лекция 4. Виникнення і розвиток психоаналізу. (2 часа) 1. Культурно-історичний контекст виникнення фрейдовского навчання. 2. Життя і творчість З.Фройда. 3. Будівля і розвиток особистості і психіки. 4. Несвідомі детермінанти соціальної активності. 5. Розвиток психоаналітичних представлень у 30-40 роки ХХ сторіччя. 6. Ідеї Фройда в сучасній науці і культурі. [ 1-8 ]
Література: 1. Волошинов В.Н. Фрейдизм. – М., 1992. 2. Дадун Р. Фрейд. – М., 1993. 3. Джонс Э. Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда. – М., 1997. 4. Лоренцер А. Археология психоанализа. – М., 1996. 5. Руткевич А.М. Психоанализ. – М., 1997. 6. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1992. 7. Фрейд З. Основные принципы психоанализа. – К., 1997. 8. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992.
Характеристика и историческое значение психоанализа 3. Фрейда Историческое значение теории 3. Фрейда 1. На основе психоанализа были созданы почти все теории бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, гештальт- терапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является одним из основателей современной психологии как науки не только о человеческой психике - сознании и бессознательном психическом, но и о личности, их носителе. 2. Введение в область исследования таких феноменов человеческой психики, которые до психоанализа остава- лись без внимания: исследование характера и причин возникновения неврозов, внутреннего мира Я и тех струк- тур, которые не вписывались в собственно сознательное в человеке. 3. Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психоанализа - бессознательное - изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущества перед многими другими теоретически ориентирован- ными школами. 4. Актуальность некоторых идей Фрейда: рассмотрение развития психики человека с точки зрения ее адаптации к окружающей среде и подчеркивание извечного противостояния среды и организма (хотя оба они не являются изначально и всегда конфликтными по отношению другк другу); рассмотрение движущих сил развития психики как имеющих врожденную и бессознательную природу; мнение о том, что личность в своей основе формируется в раннем детстве и механизмы ее развития являются врожденными. Место локализации Суперэго может быть различным в зависимости от осознаваемое его содержаний. Все три составляющие личности находятся в противостоянии друг другу, что и обусловливает главные внут- ренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовлетворению своих желаний, игнорирующее любые правила и нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам мора- ли, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и Суперэго человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забы- вания и т. п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях). Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотера- певтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством. Направления критики теории 3. Фрейда: 1) мифологическое объяснение сексуальных комплексов, антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества; 2) неправомерное перенесение выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономер- ности развития природы и общества; 3) биологизированность, отсутствие социального фактора, влияющего на развитие личности, и пансексуаль- ность концепции Фрейда. 4) критика и реконструкция идей психоанализа со стороны его последователей, направленная на введение соци- альных детерминант развития личности. 4. Латентная (скрытая) стадия (6 лет - до начала полового созревания) - сила сексуальных инстинктов ослабе- вает под действием общественно-социальных факторов -обучения, школы, активного физического и интеллектуаль- ного развития ребенка. 5. Генитальная стадия (от 10-11 до 18 лет) – внешним объектом и способами удовлетворения либидо выступает лицо противоположного пола при нормальном развитии и лицо своего пола при каком-либо отклонении и пробле- мах, связанных с половой идентичностью.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИИ З. ФРЕЙДА
Психоанализ 3. Фрейда со временем претерпел изменений - появился неофрейдизм. Один из его представителей - немецко-американский психолог Э. Фромм (1900-1980) - опроверг биологизм, 3. Фрейд пересмотрел символику бессознательного, смещая акценты с подавления сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социальными причинами. Он ввел понятие "социального характера", трактуя его как связующее звено между психологией индивида и социальной структурой общества. Объективная психология - психологическая школа, направленная на применение объективных методов анализа, основанных на конвенционных правилах фиксации психических явлений. К таким проявлениям относят поведение, реакции, рефлексы и т.д. Из этой школы берут начало другие направления в психологии. Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) - направление в американской психологии, представители которой отрицают сознание как предмет психологии. Основатель этого направления Дж. Б. Уотсон (1878 - 1958) выступил против понимания психологии как науки о непосредственных субъективных явлениях. Вместо этого он предложил считать предметом психологии поведение. Понятия образы, мышление, чувства и т.д. Дж. Уотсон заменил понятиями о мышечные и секреторные реакции. Уотсон предложил схему "стимул - реакция" (S - R), которая означает, что каждой ситуации стимула S соответствует определенное поведение или реакция R. Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека. Стимулом является каждый физический, химический или механический агент, способен раздражать рецепторы кожи, глаза, уха, носа или языка. Однако такие взгляды оказались ограниченными, и на смену бихевиоризму пришел необихевиоризм. Необихевиоризм возник в 30-х годах XX века, принял главные положения бихевиоризма, согласно которым предметом психологии является объективное наблюдение реакции организма на стимул внешней среды (схема S - R). Однако представители необихевиоризма ввели в общей схеме "промежуточную переменную" - связующее звено между "стимулом" и "реакцией" (S - О - R), они считают, что понятие "промежуточная переменная" (О) определяет познавательные и мотивационные компоненты поведения. Сторонники этого направления обосновали "закон эффекта" ("закон выгоды"), рассматривая поведение личности как совокупность "воздействий" (реакций) за определенные "вознаграждения" (стимулы), которые получает человек. Они считают, что среднее звено (О) не поддается анализу с помощью объективных методов. Один из представителей необихевиоризма американский психолог Б. Ф. Скиннер (1904-1990) феномены сознания, самопознание, моральные ценности и мотивы, субъективность человека пытается объяснить мотивацией поведения. Цель человеческой деятельности, утверждает он, лежит вне индивида, в сфере объективных надличностных структур. Гештальтпсихология (от нем. gestalt - целостная форма, образ) - одно из направлений в психологии 20-30-х годов XX века, созданных М. Вертгеймером (1880-1943), В. Келером (1887-1967), К. Каффкой (1886 - 1941) и другими немецкими психологами. Они исходили из преимущества целого над частями, формы над материалом. Начальным и основным элементом психики гештальтисты считают не ощущения, а целостные образы - гештальт. Эти образы возникают вследствие стремления психического поля сознания индивида образовывать простые, уравновешенные, симметричные и замкнутые фигуры, которым свойственны константность и стойкость. Гештальтисты перенесли термин "гештальт" на мышление и культурные образования как целостности, элементы которых связаны в единую структуру. Психологическая школа, связанная с деятельным подходом, была создана в бывшем Советском Союзе. Эта школа строилась на принципах развития, предметности и историзма. Представители этой школы творчески обрабатывали идеи иностранных ученых, в частности швейцарского психолога, философа и логика Ж. Пиаже (1896-1980) о операционной концепции интеллекта. Немало разработок этой школы имеют определенную научную ценность
Лекция 5. Гуманістична психологія Європи і США. (3 часа) 1. Становлення і розвиток гуманістичної парадигми в психології. 2. Психологія самоактуализирующегося буття А.Маслоу. 3. Гуманістичні ідеї К.Роджерса і Р.Мэя. 5. Проблеми сенсу життя в працях П.Тиллиха і В.Франкла. [ 1-6 ]
Література: 1. Маслоу А. Психология бытия. – К., 1997. 2. Мэй Р. Любовь и воля. – К., 1997. 3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление человека. – М., 1994. 4. Саймон Р. Один к одному. – М., 1996. 5. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. – М., 1996. 6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. [ 1-5 ]
Гуманистическая психология, появившаяся как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития. Гуманистическая психология возникла в начале 50-х годов XX ст. Представители этого направления - американские психологи А. X. Маслоу (1908-1970) и К. Роджерс (1902-1982) и др. сосредотачивали внимание на автономности, самоактуализации, самосовершенствовании, свободе выбора, ответственности, стремлении человека к высшим ценностям и т.п. В центре внимания гуманистической психологии - проблемы личности, ее развитие. В противовес психоанализа представители гуманистической психологии подчеркивают роль сознания и самосознания в причинной обусловленности человека. Например, К. Роджерс рассматривает эмпатии как основной метод "центрирования на клиентов" психотерапии, в которой психолог вступает в глубокий контакт с пациентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Психологов этого направления интересовали ведущие мотивы в жизни человека, потребности личности в положительной оценке и т.п. Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как "система реакций" (Скиннер), либо как набор "измерений" (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики – свободы воли – и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами "поля", бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт. Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин. Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму). В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую при роду необходимо, "изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов". Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них бы ли его современниками, а девять – историческими личностями (А.Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.). Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом: · физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.; · потребность в безопасности – стабильность, порядок; · потребность в любви и принадлежности – семья, дружба; · потребность в уважении – самоуважение, признание; · потребность в самоактуализации – развитие способностей. Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека. В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди мо гут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и который он называл "феноменальным полем", индивидуален и уникален.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |