Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и цели инноваций. Виды инноваций в промышленности

Инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновации включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, которые способствуют улучшению деятельности фирмы (новые товары, новые услуги).

Виды инноваций:

1 По инновационному потенциалу: базисные – новые решения, формирующие новую отрасль. Создаются на основе нового научного открытия; модифицирующие – решения, представляющие собой существенные изменения базисных нововведений; псевдоинновации – решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений.

2 По источнику появления: научно-технический прогресс, общество, потребности предприятия. Возникновение инновации стимулируют либо новое научное открытие, либо конкретные потребители, обладающие платежеспособным спросом, либо собственные потребности предприятия.

3 По предмету инновации: продукт (новый товар), процесс (новая технология, новая методика, новая организация труда).

4 По масштабу применения: подразделение, предприятие. В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках предприятия или его отдельного подразделения, нововведение не принимает товарной формы.

5 По цели создания: стратегические (инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем), реактивные (инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурентов).

6 По характеру удовлетворения потребностей: удовлетворение существующих потребностей, формирующие новые запросы.

7 По способу разработки: с привлечением внешних разработчиков, разработанные на данном предприятии.

Также инновации могут зависеть от цели инноваций: 1) повышение конкурентоспособности продукции и всего предприятия в будущем (инновация развития); 2) решение проблемы реализации товара в связи с падением спроса на этот товар и уменьшением объема его продаж, а также проблемы выживания предприятия на рынке в условиях жесткой конкуренции (кризисная инновация).

Виды инноваций в промышленности. В промышленности существует ряд форм передачи технологии: 1) имитационная – ведущая к поддержке процесса производства без его коренного изменения; 2) адаптивная – приспосабливающая производство к новой технике без его существенного изменения; 3) инновационная, требующая полного изменения производства.

Также в составе технологической подготовки производства существует определенная классификация инновационных технологий, которая делится по ряду признаков: 1) по отрасли применения (наука и образование, информатика, промышленность, сфера услуг, здравоохранение, с/х и др.), 2) по уровню новизны (оригинальные (пионерские) в мире, на основе изобретений, оригинальные для организации, на основе ноу-хау), 3) по динамике развития (прогрессирующие, развивающиеся, устоявшиеся, устаревшие), 4) по сфере применения технологий (управленческие, производственные), 5) по назначению (созидательные, разрушительные, двойного назначения), 6) по отношению к ресурсам (наукоемкие, капиталоемкие, энергоемкие, энергосберегающие, безотходные, малооперационные), 7) по уровню автоматизации (ручные, механизированные, автоматизированные, автоматические, безлюдные), 8) по конкурентоспособности (конкурентоспособные и некокурентоспособные).

 

 

11 Рынок новаций и инноваций: сущность и характеристика

В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируется спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций); инвестиции – рынок капитала (инвестиций); инновации – рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента образуют сферу инновационной деятельности.

Новация – новшество, разработанное, но не внедренное в практическую деятельность. Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении. Основным товаром этого рынка является научный и научно-технический результат, т.е. продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские права, оформленные в соответствии с установленным законодательством. В мировой практике принято различать научную, научно-техническую деятельность, а также экспериментальные разработки. Предложение на рынке новаций формируют следующие субъекты инновационной деятельности: научно-исследовательские институты и университеты, малые инновационные фирмы, индивидуальные изобретатели. Инновационные проекты, предлагаемые на рынке новаций, могут находится на разных стадиях разработки: идея, прикладные исследования, опытный образец, инновационный продукт, осваиваемый в производстве. Цена новации зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости новшества.

Новация превращается в инновацию в результате практического использования. Под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Рынок инноваций (нововведений) представляет собой совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участников – продавцов (создателей объектов инновационного продукта) и потребителей (покупателей) по ценам, срокам и масштабам такого обмена. Товаром рынка инноваций является инновационный продукт, т.е. нововведение различного вида. Субъектами конкурентных отношений на рынке инноваций выступают инновационные организации.

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инноваций. В соответствие с международной практикой жизненный цикл разделен на ряд стадий: 1 – маркетинг, поиск и изучение рынка; 2 – проектирование и разработка технологических требований; 3 – разработка продукта; 4 – материально-техническое снабжение; 5 – подготовка и разработка технологических процессов; 6 – производство; 7 – контроль, провидение испытаний и обследований; 8 – упаковка и хранение; 9 – реализация и распределение продукта; 10 – монтаж и эксплуатация; 11 – техпомощь и обслуживание; 12 – утилизация продукта после использования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность инновационного менеджмента. Современные условия развития инновационного процесса | Программно-целевые методы управления и реализации инновационных проектов. Сущность технополисов и их виды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.