Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы организации

Принципы современных организаций – это исторически сложившиеся базовые исходные положения, лежащие в основе их формирования и функционирования. На основе каждого принципа выводятся определенные требования и рекомендации, нарушение которых или пренебрежение которыми неизбежно приводит к снижению экономической и социальной эффективности организации.

Принцип разделения труда – это базовый принцип организации, в основе которого – невозможность одинаково эффективного выполнения одним человеком комплекса разнородных видов деятельности. С другой стороны, этот принцип – отражение многообразия потребностей отдельных индивидов и общества в целом.

Виды разделения труда в организациях:

1 Горизонтальное разделение труда – это дифференциация трудовой деятельности и выполняемых задач в пределах одного функционального уровня по областям, единицам, действиям или операциям, т.е. по сферам приложения, профессиям, технологиям или направлениям исполнительской деятельности. Результатом горизонтального разделения труда на общеорганизационном уровне становится система подразделений (департаментов), сосредоточенных на выполнении однотипных или схожих групп действий, которая, в свою очередь, является основой организационной структуры.

2 Вертикальное разделение труда – процесс выделения уровней управления в соответствии с мерой ответственности, масштабом принятия решений, объемом исполняемых функций, сферами контроля руководителя. В результате такого разделения труда в организации появляются уровни управления, ранги управленческой иерархии, должности.

Интегральным результатом горизонтального и вертикального разделения труда становится полная организационная структура, определяющая как функциональные позиции работников и подразделений, так и должностные позиции (формальные статусы) работников.

Принцип иерархии (иерархия – от греческих слов hieros – священный, и arche – власть) – это принцип, определяющий распределение элементов системы по уровням в зависимости от общности функций (свойств) этих элементов и силы оказываемого влияния на другие элементы. Стандартное иерархическое взаимодействие между элементами системы осуществляется в порядке от высшего к низшему, иными словами, в системе выделяются управляющие уровни и элементы и управляемые, которые от них зависят.

Формы организационной иерархии:

1 Вертикальная (нисходящая) иерархия.Реализация власти сверху вниз – по нисходящей. Это и есть традиционная иерархия, когда наверху пирамиды – обладатель власти, а внизу – исполнители его воли.

2 Горизонтальная иерархия.Отношения зависимости и влияния, складывающиеся между формально одноуровневыми системами или подсистемами. Фактически это гетерархические отношения, складывающиеся в горизонталях управления. Они могут возникать спонтанно, в рамках традиционной иерархии (формально равноправные финансовый отдел и, скажем, хозяйственный отдел, по факту обладают разным влиянием и воздействием на принимаемые решения), или специально выстраиваться (рабочие команды, проектные группы и т.д.)

3 Косвенная иерархия. Это результат так называемого «бокового» воздействия на лицо, принимающее решения со стороны внешних, внеорганизационных факторов и объектов. Проявляется в рекомендациях консультантов и экспертов, лоббизме, влиянии родственников на руководителя и т.д.

4 Обратная (восходящая) иерархия. Разновидность вертикальной, только наоборот. Верхние уровни иерархии также испытывают зависимость от нижних: руководитель может зависеть от уникального специалиста, директор – от своего секретаря-референта и т.п.

Принцип формализации. Формализация обусловлена необходимостью регулирования поведения людей и установления определенных рамок деятельности.

Принцип формализации в организациях реализуется двояко: 1) как процесс – это закрепления элементов реальной действительности в единых образцах; 2) как свойство – это степень регуляции деятельности организации с помощью определенных правил. Синоним: стандартизация.

Результат формализации – формирование части организации, включающей предписанные обязанности, задачи и полномочия, регуляторы и нормативы служебного поведения, средства контроля и связи, функциональные зависимости. С качественной точки зрения результатом формализации является концентрация организационной деятельности, устойчивость, возможность прогнозирования организационных процессов, экономия организационных усилий.

 

38 Свойства организации: общие, социальные, синергетические

Свойства организации – совокупность проявлений, отражающих общие, характерные и специфические черты организации

Свойства организации можно разделить на общие, социальные и синергетические.

Общие свойства организации:

1 Дискретность (от лат. «discretus» – разделенный) – прерывность, выделенность составляющих;

2 Гибкость – способность организации к адаптации, модернизации, реформации;

3 Ограниченность – определенность пределов реализации организации и проявления ее свойств;

4 Репродуктивность – эффект воспроизводства организации;

5 Адаптивность – возможность приспособления организации;

6 Инвариантность – разнообразие реализации организации;

7 Интегративность – вхождение каждой организации в соответствующую макроорганизацию.

Социальные свойства организации:

1 Целенаправленность – ориентация организации на постановку и достижение желаемого, возможного и необходимого состояния;

2 Оперативность – быстрота, своевременность;

3 Ротационность (от лат. «rotatio» круговращение) – перемещение по циклической траектории;

4 Корпоративность (от лат. «corporatio» – объединение) – склонность к групповой ассоциации и кооперации;

5 Коммуникационность (от лат. «communicatio» связываю) – способность, расположенность к взаимосвязи;

6 Композиционность (от лат. «compositio» – составление) – возможность построения адекватной организации путем целенаправленного составления из элементов;

7 Иерархичность – соподчиненность и полномочия различных уровней и ступеней организации;

8 Консервативность – стремление большинства индивидуумов к стабильности и предсказуемости;

9 Проблемность – реализующее сравнительные начала социального подхода к организации;

10 Мотивированность – внутренняя, побудительная природа любой социальной организации;

11 Инновационность – многообразие необходимых форм организации;

12 Конкурентность – выдвижение, закрепление и развитие обществом наиболее перспективных форм организации;

Синергетические свойства организации.

1 Миссия – глобальная цель организации;

2 Цикличность – периодическое повторение определенной последовательности;

3 Реверсивность (от лат. «reversio» – возвращение) – возвращение к повторению исходного состояния;

4 Ингрессивность (от лат. «ingressio» – вхождение) – постепенное формирование организацией новых качеств ее составляющих;

5 Конъюгированность (от лат. «conjugatio» – соединение) – способность к внутреннему обмену и объединению качеств элементов и организаций;

6 Корреляционность (от лат. «correlatio» – соотношение) – способность к активизации взаимосвязи;

7 Эгрессивность (от франц. «egrisev» – доведение) – достижение максимального уровня реализации качеств организации;

8 Эмерджентность (от англ. «emergent» – внезапный) – оперативная мобилизация новых качеств;

9 Саморегулирование – обеспечение устойчивого функционирования и развития организации;

Архитектоника, формализованность и толерантность обусловливают стратегическую стабильность

 

39 Типы организаций: механистические и органические организации

По методам работы и приспособляемости к изменениям внешней и внутренней среды организации подразделяют на два типа (таблица 4):

- механистические организации;

- органические организации.

 

Таблица 4 – Отличия механистических и органических организаций

Механистические организации Органические организации
Характеристики:
Узкая специализация работ Широкая специализация
Работа по правилам Мало правил и процедур
Четкие права и ответственность Амбициозная ответственность
Ясность в уровнях иерархии Уровни управления размыты
Объективная система вознаграждения Субъективная система вознаграждения
Механистические организации Органические организации
Объективные критерии отбора кадров Субъективные критерии отбора кадров
Отношения формальные и носят официальный характер Отношения неформальные и носят личностный характер
Условия:
Простое, стабильное окружение Сложное, нестабильное окружение
Цели и задачи стабильны Цели и задачи нестабильны
Задачи поддаются делению Задачи не имеют четких границ
Задачи простые и ясные Задачи сложные
Работа измеряема Работу измерить сложно
Оплата труда мотивирует Мотивирование потребностей верхнего уровня
Власть признается Авторитет власти завоевывается

 

Механистические организации – это организации, деятельность которых основывается на формальных правилах и процедурах, централизованном принятии решений, узкоопределенной ответственности в трудовых операциях и жесткой иерархии власти. Это бюрократический тип организации. Он целесообразен в тех случаях, когда организация оперирует в простой стабильной внешней среде, когда цель проста, труд достоверно измеряется и мотивирует работника, власть руководителя признается работниками как законная. Например, завод конвейерного типа, завод-автомат и др.

Органические (адаптивные) организации – это организации, сла­бо или умеренно использующие формальные правила и процедуры, с децентрализацией власти, структурами с небольшим количеством уровней иерархии и широким участием работников в принятии решений. Они целесообразны, когда имеется сложное и динамиче­ское внешнее окружение (организация по проектирова­нию и производству электронной техники).

 

40 Жизненный цикл организации: понятие, классификация этапов

Жизненный цикл организации – совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.

Жизненный цикл организации состоит из пяти основных экономических стадий, которые можно представить графически (рис. 3).

 

Рис. 3 – График жизненного цикла организации

 

1 Рождение (возникновение) организации – фаза В, главная цель – выживание; руководство осуществляется одним лицом; основная задача – выход на рынок, подготовка и реализация цели. На стадии рождения организации акцент делается на создание как нового продукта, так и рынка;

2 Детство и юность – фазы Д и Ю, главная цель – получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача – укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда – планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу;

3 Зрелость – фаза З, главная цель – систематический сбалансированный рост; формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача – рост по разным направлениям деятельности; завоевание рынка; задача в области организации труда – разделение и кооперация труда, премирование за индивидуальные результаты;

4 Старение организации – фаза С, главная цель – сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий; основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях;

5 Возрождение либо исчезновение – фаза У, главная цель – обеспечение оживления по всем функциям; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, развития коллективизма; основная задача – омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация как объект. Организация как процесс | III управление персоналом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.