КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности налоговой политики
Классификация налоговой политики зарубежных стран
Характер налоговой политики, проводимой государством, зависит от принятой классификации налогов, методов и принципов налогообложения, которым в данной стране отдано предпочтение и которые законодательно установлены для строительства налоговой системы. На практике они применяются в определенном сочетании, которое и образует тип проводимой государством налоговой политики. Налоговая политика может быть классифицирована по следующим критериям: 1) по уровню органов власти и управления: - глобальная; - наднациональная; - национальная; - региональная; - местная. 2) в зависимости от способов воздействия государства на налоговую систему: - политика, осуществляемая путем опосредованного вмешательства государства в налогообложение; - авторитарная. 3) в зависимости от целей государства: - максимальных налогов; - низкого налогового бремени; - существенного уровня налогообложения. 4) в зависимости от степени контроля над экономической ситуацией: - стабилизационная; - деструктурированная. 5) в зависимости от учета инфляционной составляющей: - инфляционная; - стабилизирующая. 6) в зависимости от быстроты реагирования на изменения окружающей - динамичная; - инерционная. 7) в зависимости от временной определенности: - долгосрочная; - краткосрочная. 8) в зависимости от ожиданий, возлагаемых на налоговую политику: - оптимистическая; - пессимистическая; - реалистическая. 9) в зависимости от кардинальности проводимых изменений: - революционная; - эволюционная.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое налоговая политика государства? 2. Какие цели преследует налоговая политика государства? 3. Каковы отличительные особенности налоговой стратегии и налоговой тактики? 4. Каковы элементы налоговой политики? 5. Какие существуют принципы налоговой политики? 6. Какие методы использует налоговая политика? 7. Что такое частичное освобождение от уплаты налогов? 8. Какие инструменты налоговой политики вам известны? 9. Как регулируется налоговая политика через установление налоговых ставок? 10. По каким критериям может быть классифицирована налоговая политика?
Тема 1.2 Особенности построения налоговой политики в странах с развитой экономикой
Цель изучения темы – дать студентам необходимый объем знаний, навыков, умений в области построения налоговой политики зарубежных стран. В результате изучения темы студент должен: - знать функции системы налогообложения; - уметь классифицировать типы налоговой политики зарубежных стран; - иметь представление о механизме гармонизации национальных налоговых систем.
Вопросы лекции: 1. Особенности налоговой политики 2. Типология налоговой политики зарубежных стран 3. Гармонизация национальных налоговых систем в мировой экономике
Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета. Единственным конечным источником налогов независимо от их объекта является валовой национальный доход. Исторически налоги применялись исключительно в фискальных целях — для финансирования военных расходов и содержания государственного аппарата. Затем появилась функция ограничения нежелательного потребления — обложение налогом импорта (таможенными пошлинами, в рамках политики экономического протекционизма), производства табака и алкогольной продукции. В дальнейшем государство все более развивало свое участие в экономической жизни (военное производство, строительство дорог, энергетика, развитие науки и технологии). Появилась форма так называемого обратного, или негативного налога (целевое бюджетное финансирование отдельных предприятий и производств частного сектора). Одновременно государство приняло на себя значительную часть расходов по здравоохранению и образованию. В XX в. государство стало активно вмешиваться в процесс перераспределения доходов и собственности граждан. В идеальном варианте система налогообложения должна нести в себе четыре функции. Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций: обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач. Суть распределительной (социальной) функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ. Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя Финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной. Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения. Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов, установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин и др. Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют налоги на природные ресурсы. С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику. В соответствии с изменением экономических функций государства менялось и значение налоговой системы. Из механизма сбора средств на функционирование государственного аппарата она постепенно превращалась в мощный инструмент государственного управления функционирования экономики. Необходимость управления все более глубокими механизмами межотраслевого баланса, международной торговли и финансов требовала создания и новых механизмов налогообложения. Эти механизмы оказывались тем сложнее, чем более тонкое влияние на экономику пыталось оказать государство. К 1980-м гг. во многих странах мира в целом сформировались основные параметры новой модели налоговой политики, в которой на первое место вышли современные информационные технологии, позволившие упростить и интенсифицировать налоговый процесс. Эти явления начали отчетливо проявляться примерно с середины 1980-хгг. и составили основное содержание проводимых позднее масштабных налоговых реформ в США, Канаде, Германии, Австралии, Швеции и др. В 1990-х гг. выделились следующие основные черты налоговых систем развитых стран: 1) прямые налоги преобладают в Германии, Канаде, США, Японии; косвенные налоги - во Франции и Италии; 2) в Германии, Японии и США изменения в налоговой структуре обусловлены тем, что, исходя из прогрессивного налогообложения, экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых налогов. В развитых странах постоянно происходит поиск путей, с одной стороны, уменьшения государственных расходов и тем самым снижения потребности в налоговых доходах, с другой - увеличения доходности, эффективности налоговых систем. В последние годы во многих развитых странах активно ведется работа по реформированию систем налогообложения. Совершенствование налоговых систем в развитых странах определяется необходимостью государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений. Противоречия между потребностями государства в налоговых доходах и возможностями их получения являются основными при формировании всех налоговых систем.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |