КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Исследования локальных сообществ: Общий обзор
В США в 20-е – 40-е гг., особенно во второй половине 30-х гг., получили интенсивное развитие исследования локальных сообществ. Эта страница в истории социальных наук не только интересна сама по себе, но и поучительна как историческая иллюстрация того, как изменяются исследовательские ориентиры на фоне быстрых и существенных изменений в социальной структуре (ибо уже в 50-е годы интерес социологов к локальным сообществам практически иссяк — по принципиальным основаниям, что особенно хорошо видно на примере интеллектуальной биографии У.Л. Уорнера).
Сообщество как «удобный» объект для исследований: его компактность и обозримость.
Развитие интереса к сообществам в первой половине ХХ века: · внутри социологии: сугубо эмпирические и описательные исследования; теоретически ориентированные исследования (Чикагская школа); · вне социологии (социальная и культурная антропология): этнографическая традиция изучения сообществ; исследования примитивных и современных сообществ в рамках разных исследовательских программ, под разными углами зрения и с разными целями: a) «культура-и-личность»: использование сообществ как единиц изучения для выявления связи между культурной средой и структурой личности (исследовательская группа А. Кардинера): понятие «сообщество» как аналог понятия «примитивная культура»; исследование не только примитивных сообществ, но и американского («Плейнвилл», Джеймс Уэст); b) британская антропологическая традиция: Б. Малиновский (комплексные исследования сообществ), А.Р. Рэдклифф-Браун (сравнительные исследования сообществ); тенденция к все большему переносу интереса с примитивных сообществ на современные; роль У. Ллойда Уорнера и его сподвижников.
— Джон Эмбри, «Суёмура: японская деревня» (1939); — Хорас Майнер, «Сен-Дени: франко-канадский приход» (1939); — Роберт Редфилд, «Народная культура Юкатана» (1942); — Роберт Редфилд, «Тепоцтлан: мексиканская деревня»; — Джон Доллард, «Каста и класс в южном городе» (1937); — Конрад Аренсберг, «Ирландские крестьяне» (1937) — графство Клер (Ирландия); — К. Аренсберг и Солон Кимбелл, «Семья и сообщество в Ирландии» (1940) — там же; — Эллисон Дэвис и Б. Гарднер, исследование сообщества Нэтчез (шт. Миссисипи)…
Особняком в ряду исследований сообществ этого периода стоят два: — исследование «Среднего города» супругов Линд; — исследование «Янки-Сити» У. Ллойда Уорнера и его коллег.
II. ИССЛЕДОВАНИЕ «СРЕДНЕГО ГОРОДА» (MIDDLETOWN)
Роберт Линд (1892-1970), американский социолог. По образованию журналист. С 1931 г. профессор Колумбийского университета. Хелен Линд (1896-1982), американский социолог. Профессор социальной философии в колледже Сары Лоренс.
Работы: «Средний город» (совместно, 1929); «Средний город в процессе преобразований» (совместно, 1937); «Знание для чего?» (Р. Линд, 1939) — важный труд по социологии образования; вводится понятие «useful knowledge».
В первых двух работах представлены результаты полевого исследования небольшого городка Манси, шт. Индиана. Именно он и вошел в историю как Middletown. — Исследование проводилось в 1923-1926 гг. Обоснование выбора города: — это не «средний» город, но в нем присутствует много черт, общих для большой группы американских сообществ; — относительно небольшой размер города (около 20 тысяч человек).
Исследовательский штат включал 5 человек: супругов Линд, штатного секретаря (они находились в городе полтора года, с января 1924 по июнь 1925 г.) и двух исследователей (один из них жил в Манси 1 год, другой — 5 месяцев).
С самого начала у исследования не было жесткой программы (как объяснялось, для того, чтобы избежать субъективности в отборе данных). — Постепенно кристаллизовалась относительно общая рабочая схема для отбора и систематизации материала. — Это схема «антропологическая».
Основная цель исследования: — синхроническое изучение взаимосвязанных тенденций, составляющих жизнь города; — диахроническое изучение города (исследование изменения): выяснение того, как нынешняя жизнь города определяется его прошлым (в качестве основы для сравнения был взят 1890 год).
Методологические заимствования из антропологии: 1. Рассмотрение городского сообщества в его целостности: жизнь города трактуется как «единый комплекс взаимосвязанных тенденций поведения». Общая посылка, согласно которой каждый элемент жизни сообщества связан взаимной зависимостью с другими и должен изучаться в широком контексте этих связей. 2. Антропологическое решение двух проблем: (а) объективности изучение родного сообщества; (б) упорядочения материала. — Объективность и беспристрастность должны обеспечиваться общей схемой анализа, разработанной антропологами для изучения культурно чуждых примитивных сообществ. — Эта же общая схема (модель), применяясь к сообществу со знакомой (близкой, родной) культурой, должна не только обеспечить беспристрастность, но дать базу для сравнения исследуемого сообщества с другими сообществами.
МОДЕЛЬ (довольно простая) такова:
«…несмотря на бесконечную изменчивость в деталях, существует не так уж много основных видов того, чем занимаются люди. Будь то в деревне племени арунта в Центральной Австралии или у нас во внешне сложной и запутанной институциональной жизни… везде человеческое поведение оказывается состоящим из вариаций нескольких главных направлений деятельности…»
В рамках этой модели принимается допущение, что всё, что делают люди в городе, можно считать подпадающим под тот или иной из 6 основных видов деятельности: (1) Добывание средств к существованию (жизнеобеспечение). (2) Обустройство домашней жизни. (3) Обучение молодежи (воспитание и образование). (4) Использование свободного времени для различного рода игр, развлечений, занятий искусством и т.п. (досуг). (5) Участие в религиозной жизни. (6) Участие в общественных делах. Эта группировка деятельностей — «методологическое средство» для упорядочения наблюдений и анализа.
Тематическое содержание исследования: — основные виды занятий горожан; — источники доходов и их распределение; — классовое расслоение; — досуг; — домашняя (семейная) жизнь; — воспитание детей; — общественная жизнь города; (и т.п.).
Результаты исследования. — Какого рода? — Например: · выявлено распределение населения по основным занятиям: 43% — заняты главным образом «жизнеобеспечением»; 23% — заняты «обустройством домашней жизни»; 19% — учащаяся молодежь; 15% — старики и дети до 6 лет.
· классовая структура: (а) Неприменимость схемы «высший–средний–низший (классы)»: высшего класса по формальным характеристикам в городе не было выявлено вообще. (б) Принята схема «деловой и рабочий классы». — Критерий разграничения: по основному объекту деятельности (род занятий): — деловой класс: ориентация профессиональной деятельности главным образом на людей; — ориентация деятельности главным образом на вещи. Распределение по классам (получено путем перераспределения статистических данных относительно родов занятий, которых учитывалось более 400): 71% городского населения — «рабочий класс»; 29 % городского населения — «деловой класс». (На 1920 г. — База: 13000 мужчин и 3500 женщин.) (в) Значимость этого расслоения: это — самое характерное для «Среднего города» внутреннее различие. Уже сам факт рождения человека в том или другом классе влияет на: — его образ жизни и род занятий; — то, с кем он вступает в брак; — то, в который час он утром встает; — его религиозную принадлежность; — то, какой у него будет автомобиль (или не будет вообще); — «будет ли его дочь членом престижного школьного клуба»; — «будет ли его жена ходить в кружок кройки и шитья или на мероприятия союза любителей искусства»; — то, к каким он будет принадлежать ассоциациям; — будет ли он носить галстук; (и на многое другое).
· (Более проблемно заостренные результаты): Выявлена неравномерность социального изменения в разных секторах общественной жизни — разные виды деятельности и институты отличаются друг от друга степенью консерватизма и чуткости к новому:
(а) человек, участвуя в разных секторах жизни, находится как бы в разных социальных временах, плохо согласующихся друг с другом: «…жизнь Среднего города почти в каждой своей точке представляет либо какое-нибудь изменение, либо какой-нибудь стресс, проистекающий от отсутствия изменения. Одной ногой гражданин стоит на относительно твердой почве установленных привычек, а другой вскакивает на эскалатор, беспорядочно движущийся в нескольких направлениях на пугающе разных скоростях. Жизнь в таких обстоятельствах складывается прежде всего из попыток удержать хоть какое-то равновесие». (Ср.: аномия; «культурное отставание» У. Огборна.) (б) Разные группы населения (по полу, возрасту, родам занятий и т.п.), вовлеченные в разные сферы жизни, подвергаются их воздействию. — Отсюда: их конфликт с другими группами, подвергшимися другим воздействиям. (в) Социальные проблемы = (в значительной мере) результат стремительного социального изменения.
Методы, использовавшиеся супругами Линд: (1) Включенное наблюдение («участие в местной жизни»): — заводили друзей и знакомых; — участие в разговорах местных жителей и в светских мероприятиях; — посещения церквей, школьных собраний, учебных занятий, судебных заседаний, политических митингов, профсоюзных собраний, светских ужинов и вечеринок, религиозных проповедей, публичных лекций, развлекательных мероприятий и т.д. (Краткие записи по ходу дела; отчеты.) (2) изучение документов: — данные переписей; — статистические материалы; — городская и окружная документация; — судебные протоколы; — ежегодники; — официальные отчеты; — газеты (полные комплекты за 1890-1891 гг. и за 1924-1925 гг., а также менее подробно за более поздний период); — протоколы организаций и добровольных обществ (ассоциаций); — комплекты экзаменационных вопросов; — личные дневники жителей; — вырезки, объявления, письма, рекламные проспекты, карты, и т.д. и т.п. (3) Сбор собственных статистических данных: — из официальных документов; — собственная статистика. (4) Интервью: = от случайных разговоров до тщательно спланированных интервью; с заранее подготовленным перечнем вопросов подробно проинтервьюированы 124 семьи рабочего класса и 40 семей делового класса. (5) Анкетные опросы: — с рассылкой по адресам; — с личным вручением.
Значение исследования супругов Линд: это первое крупное монографическое исследование сообщества современного типа в США, а по некоторым характеристикам — и в мире.
III. У. ЛЛОЙД УОРНЕР И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЯНКИ-СИТИ»
Уильям Ллойд Уорнер (1898-1970), американский социальный антрополог и социолог. Учился в США. 1927-29 гг. — полевая работа в Австралии (мурнгин), под руководством А.Р. Рэдклифф-Брауна. Книга «Черная цивилизация» (1937). 1929-35 гг. — работа в Гарвардском университете; сотрудничество с Элтоном Мэйо в рамках Готорнского эксперимента (Western Electric Company), разработка методик изучения «человеческих отношений». 1935-59 гг. — профессор социальной антропологии Чикагского ун-та.
По возвращении из Австралии в США задумал и осуществил грандиозный проект «Янки-Сити»: применение антропологических методов и моделей, опробованных в Австралии, к современному американскому сообществу. — Исследовался г. Ньюберипорт (штат Массачусетс, Новая Англия). — Исследование города проводилось в середине 30-х годов; в него было вовлечено несколько сотрудников. — Были всесторонне исследованы все аспекты жизни этого города.
v ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ) СХЕМА
В теоретических воззрениях и концептуальных решениях Уорнера прослеживаются влияния Э. Дюркгейма, А.Р. Рэдклифф-Брауна, Б. Малиновского, Г. Зиммеля и др.
(1) Социальная антропология = сравнительная социология. Ее нацеленность на общее объяснение природы социальной жизни.
(2) Основной объект исследования — сообщество. (Определение): СООБЩЕСТВО — это «непрерывное взаимодействие множества индивидов в рамках определенной системы социальных отношений, локализованной в конкретном ограниченном пространстве». Разновидности сообществ: «племена»; «кланы»; «локальные банды»; «объединения»; «деревни»; «сельские местечки»; «соседства»; «поселки»; «города»; «городские агломерации». Выбор этого объекта обеспечивает сопоставимость исследований, проводимых в обществах и культурах с самыми разными уровнями развития.
(3) Сопоставимость дополнительно гарантируется тем, что сообщества везде и всюду имеют ряд общих параметров, и концептуализация этих параметров позволяет исследователям так организовывать описание и анализ материала, чтобы впоследствии были возможны сравнение и обобщение. (а) Любое сообщество = территориально организованная группа, имеющая более или менее опознаваемые территориальные границы. (б) Основу любого сообщества составляет биологическая группа = совокупность индивидов, связанных территориально ограниченной сетью взаимодействий. (в) В каждом сообществе как относительно закрытом образовании (системе) должны присутствовать три основные подсистемы: (1) Техническая = обеспечивающая приспособление сообщества к внешней среде, или, точнее, внешней среды к человеческим нуждам (т.е. удовлетворение биологических потребностей); (2) Социальная = обеспечивающая приспособление людей друг к другу (т.е. социальный контроль). (3) Символическая = обеспечивающая приспособление человека к непознанному («сверхъестественному»): религиозная система, или «система абсолютной логики». В разных сообществах эти системы принимают разные формы: разные экономики, разные социальные структуры, разные религии, мифы, идеологии т т.д. Каждый социальный факт должен объясняться в соотнесении с этими системами, а также с «видовой системой».
(4) Особое внимание должно уделяться социальной структуре сообщества (иногда речь идет о «социальной организации»). — Ср.: Рэдклифф-Браун. Структура понимается как совокупность (сеть) социальных отношений. Разные типы социальных отношений; их разная значимость; разные социальные структуры; многомерность социального структурирования. — Понятие «базисной структуры» (указывающее на основополагающие социальные связи): — австралийские аборигены: система родства (кланы); — народы Восточной Африки: возрастные ступени; — некоторые народы Полинезии: статусные иерархии; — традиционное индийское общество: кастовая иерархия; — современные общества западного типа: экономическая структура и связанная с ней классовая стратификация и/или политическая структура. Все факты должны рассматриваться в соотнесении с социальной структурой. — Иногда они могут быть просто к ней сведены.
v ИССЛЕДОВАНИЕ «ЯНКИ-СИТИ»
Исследование было теоретически ориентированным, выполненным в рамках принятой общей теоретической перспективы.
Его результаты опубликованы в 5-томной книжной серии «Янки-Сити»:
Том 1: «Социальная жизнь современного сообщества» (1941): дается общее описание сообщества; в начале книги прописывается общая «понятийная схема» для всего исследования.
Том 2: «Статусная система в современном сообществе» (1942): дается анализ классовой структуры сообщества. — Вводится шестичленная схема классов: низший низший; высший низший; низший средний; высший средний; низший высший; высший высший. — Разработаны методики классового анализа: «оценка участия» и «индекс статусных характеристик». — Интеграция объективных критериев статуса и его субъективной составляющей. — Выявление классовой структуры Янки-Сити на основе сплошного опроса (опрошены почти все взрослые жители).
Том 3: «Социальные системы в американских этнических группах» (1945): исследование специфики этнических групп и межэтнических отношений в сообществе.
Том 4: «Социальная система современного предприятия» (1947): исследование экономической системы Ньюберипорта; в книге содержится первый (считающийся первым) детальный антропологический анализ забастовки.
Том 5: «Живые и мертвые: исследование символической жизни американцев» (1959): исследование символических подсистем сообщества Янки-Сити; от секулярных до сакральных; всесторонний анализ ритуальных аспектов жизни современного сообщества. — Предложена «синтетическая» теория символов и символизма.
v КОНЦЕПЦИЯ «ЭМЕРДЖЕНТНОГО АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА»
Последние годы жизни: исследование американских корпораций, переключение на анализ «эмерджентного общества». 1962 г. — «Корпорация в эмерджентном американском обществе»; 1967 г. — «Эмерджентное американское общество» (том 1-й, стал последним).
Основные идеи этих поздних работ: 1. Вхождение «инновации» в структуру общества, внешне выраженное в колоссально ускорившихся социальных изменениях. 2. Уменьшение структурной значимости локальных сообществ. — Наиболее важные социальные отношения, составляющие «базисную структуру» современного общества, выходят далеко за пределы локальных сообществ; остальные типы социальных отношений постепенно приспосабливаются к этому структурному сдвигу. — Развитие «Великого общества» (Great Society, термин Грэма Уоллеса). — Корпоративные национальные и транснациональные структуры выходят на передний план; сообщество отступает на задний план. — Этот процесс связан с развитием крупных городов и городских центров, перемещением управленческих функций в эти крупные города; ограниченная жизнь локального сообщества все более элиминируется. — Это значит, что теперь почти никакие элементы жизни локальных сообществ не могут быть адекватно объяснены, если не соотносить их с новыми более широкими структурами. (Пример: развитие обувной промышленности в Ньюберипорте.)
Процессы эмерджентного общества: (1) рост крупных мегаполисов, сосредоточение в них огромных масс населения; (2) утрата различными социальными структурами (корпорациями, церквями, образовательной системой, ассоциациями и т.д.) локального характера и превращение их в крупные национальные и международные сети и организации; (3) перемещение штаб-квартир организаций и процессов принятия решений в крупные городские агломерации; (4) возрастающая рационализация, секуляризация и технологизация систем представлений и ценностей; (5) развитие нерациональных систем ценностей и представлений (относящихся к сфере морального порядка) и перемещение процессов их поддержания с локального на национальный уровень; (6) возрастание роли общенациональных политических партий в структурировании общественного мнения; (7) отмирание систем «закрытых» статусов, фиксирующих места индивидов в статусной иерархии, и возрастание социальной мобильности; (8) трансформация образования: процесс обучения перестал ограничиваться ранним периодом жизни и охватил всю жизнь индивида; (9) укрепление центральной государственной власти и возрастание ее роли в поддержании социального порядка; (и т.д.).
Таким образом: сами структурные изменения в современном обществе довольно быстро сделали «локальное сообщество» не самым интересным и не самым важным объектом для исследователей; не говоря уже о том, что многие вещи в современном мире вообще не могут быть адекватно исследованы и объяснены на локальном уровне (по крайней мере, с точки зрения преобладающих социологических подходов).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |