Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНЫХ СУПЕРСИСТЕМ


 

Исходное понятие социологической теории Сорокина: «социальное взаимодействие».

Это понятие имеет предельно широкий смысл, и Сорокин использовал его еще в российский период своей работы.

 

Из «Системы социологии»:

«Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия, с другой».

 

В рамках систем социального взаимодействия Сорокин выделял множество социальных, культурных и личностных систем, различным образом друг с другом связанных. —

Постулируется сложная иерархия взаимодействующих друг с другом систем и подсистем.

 

На высшем уровне этой иерархии располагается предельно широкая система: так называемая культурная суперсистема (или прототип культуры).

 

В основе каждой культуры как целостного образования всегда лежат некоторые общие «философские посылки», которые являются основополагающими элементами (ядром) суперсистемы, определяют общий тип культуры, проявляются во всех сферах социальной и культурной жизни. — Таких суперсистем три:

(1) идеационная (идеациональная, умозрительная);

(2) чувственная;

(3) идеалистическая.

В некоторых работах Сорокина речь идет всего о двух суперсистемах — идеационной и чувственной, — а идеалистическая рассматривается как промежуточная, переходная, гибридная, эклектическая, сочетающая в себе элементы двух других. (Они, в общем и целом, аналогичны контовским трем стадиям, где метафизическая стадия тоже имеет промежуточный и переходный характер, только у Сорокина они не соединяются с идеей прогресса или эволюции.)

 

Итак: в основе каждого типа суперсистемы лежит особый способ восприятия мира и отношения к миру. (По сути, это базовые мировоззренческие системы.)

 

 

v ИДЕАЦИОННАЯ СУПЕРСИСТЕМА

 

В ее основе лежит умозрительное, интуитивное, преимущественно религиозное мировосприятие и отношение к миру.

 

Основные особенности:

§ интуитивный характер творчества и истины; внутренняя «одухотворенность», религиозность, главенство духовных ценностей;

§ абсолютизация духовных ценностей, четкое разграничение ценностей положительных и отрицательных;

§ преобладание религиозной и умозрительной философии; умозрительность и идеализм в мировоззрении вообще;

§ святость закона и морали;

§ религиозно окрашенные живопись и скульптура, музыка и литература, архитектура и драма;

§ слабое развитие позитивизма, эмпиризма, материализма и науки;

§ почти полное отсутствие утилитаризма и гедонизма в этике;

§ преобладание отношений семейно-родственного типа (Gemeinschaft) в отношениях между людьми;



§ низкая степень урбанизации, индустриализации и коммерциализации общества;

§ могущественный корпоративный дух…

 

 

v ЧУВСТВЕННАЯ СУПЕРСИСТЕМА

 

В ее основе лежит эмпирическое, чувственное отношение к миру. — Иначе говоря, это нечто диаметрально противоположное идеационному типу мировоззрения.

 

Основные особенности:

§ секуляризм, материализм, утилитаризм, эмпиризм, гедонизм, сциентизм;

§ развитие науки и техники;

§ релятивизация ценностей;

§ упадок религиозности;

§ упадок интуитивного творчества; преобладание светских чувственных искусств;

§ секулярные мораль и право;

§ вытеснение творческого гения ремеслом;

§ преобладание (практически во всем) количества над качеством;

§ растущая социальная дифференциация; душевный разлад, внутренние волнения и классовая борьба;

§ сверхразвитые индустриализация, урбанизация и коммерциализация;

§ замена семейно-родственных отношений договорными (Gesellschaft)…

 

 

v ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ СУПЕРСИСТЕМА

 

Нечто среднее между первыми двумя типами; переходный (синтетический) тип.

 

Характерные особенности:

§ рационализм и скептицизм в вере;

§ рациональное обоснование этики и права…

 

 

v ЗАКОНОМЕРНОСТИ СМЕНЫ СУПЕРСИСТЕМ: ЦИКЛЫ И ФЛУКТУАЦИИ

 

Во всех суперсистемах есть свои «плюсы» и «минусы». — Идеационная и чувственная не позволяют реализоваться во всей полноте человеческой природе (совмещающей в себе чувственное и рациональное, «тело» и «дух»); идеалистическая внутренне дисгармонична и неустойчива. — Так можно представить антропологические основания циклической смены суперсистем: каждая возникает, реализует свои творческие возможности, а затем приходит в истощение и упадок; тогда возникает необходимость в замене ее новой.

 

Флуктуационная модель: альтернатива линейным и циклическим концепциям истории.



 

 

 

(Флуктуационная модель изменения)


Флуктуационные смены суперсистем влекут за собой изменение всего образа жизни, всех ценностей, институтов, образцов поведения, переориентацию всего социокультурного развития. — Эти процессы происходят на больших временных промежутках (в масштабе столетий).

 

Исходя из этой теории, Сорокин объясняет «кризис нашего времени»: к концу XIX – началу ХХ в. чувственная суперкультура, доминировавшая в западном мире в течение всего Нового времени, исчерпала себя; и самым естественным образом на смену ей приходит (или в ближайшем будущем должна прийти) другая суперсистема — идеационная или, скорее, идеалистическая.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ПИТИРИМА СОРОКИНА | II. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.