КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Структурный функционализм: Роберт Кинг МертонXIII. Теория изменения
Системы изменяются. — Парсонс выделяет разные степени и типы изменения: от приспособительных (к эндогенным и экзогенным факторам нарушения внутреннего равновесия) до эволюционного, структурного изменения.
Параметры эволюционного изменения: — дифференциация; — интеграция; — растущая адаптивность систем, развитие генерализованной (обобщенной) адаптивной способности; — генерализация взаимообменов и посредников; и т.д.
Заключение: Судьба наследия Парсонса. — Доминирование в 50-е – 60-е годы. — Борьба с Парсонсом и парсонсианством как один из движущих мотивов в дальнейшем развитии теоретической социологии.
Краткое содержание лекции: Роберт Кинг Мертон, его жизненный путь, основные труды, место в социологии ХХ века. — Стратегия развития социологического знания: теории среднего уровня (middle-range theories). Критика «большой теории». Связь теории и эмпирического исследования в социологии. — Мертоновская парадигма функционального анализа. — Критика постулатов прежнего функционального анализа и понятийной путаницы в нем. — Понятия «функция», «дисфункция», «нон-функция», «явные функции», «латентные функции», «функциональные альтернативы (заменители, эквиваленты)», «чистый баланс последствий». — «Основная теорема функционального анализа». — Важность соотнесения изучаемых явлений со структурными контекстами. — Теория аномии и девиантного поведения. — Противоречия в социальной структуре и приспособление к ним: конформность, инновация, ритуализм, ретритизм, бунт. — Анализ бюрократических структур и их воздействия на личность. — Дисфункции бюрократии. — Вклад Мертона в социологию знания и науки. — «Этос науки» и его элементы: универсализм, коммунизм, беспристрастность, организованный скептицизм. — Связь науки с социальной структурой. — Исследования связи науки с социальными изменениями: социологический анализ развития науки в Англии XVII века. — Другие важные вклады Мертона в разные области социологического знания.
Роберт Кинг Мертон (1910-2003), американский социолог, один из крупнейших теоретиков и исследователей в социологии ХХ века. Его принято относить к структурно-функциональному направлению в социологии. Родился в рабочей семье в Филадельфии. 1931 г. — окончил университет в Темпле, шт. Филадельфия. Затем получил стипендию для защиты докторской диссертации в Гарварде. 1936 г. — защита диссертации. Тема диссертации: «Наука, техника и общество в Англии XVII века» (опубликована в 1938 г.; единственная крупная монография Мертона). Гарвардские интеллектуальные влияния: Т. Парсонс, П. Сорокин, Джордж Сартон. 1934-1940 гг. — преподавание в Гарварде. 1941-1979 гг. — профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке. После 1979 г. — почетный профессор Колумбийского университета. 1957 г. — избран президентом АСА. Член Национальной академии наук США (с 1968 г.), многих зарубежных академий. Увенчан многими почетными регалиями: почетные степени 21 университета США и Европы. — Высочайший авторитет: «мистер Социология».
Основные труды (сборники очерков): — «Социальная теория и социальная структура» (1949, 1957, 1968), главный труд; — «Социология науки» (1973); — «Социологическая амбивалентность» (1976); — «Социальные исследования и практические профессии» (1982).
Классик социологии: инкорпорация многих мертоновских понятий, моделей, методов, образцов исследования в корпус («плоть и кровь») современной социологии.
I. Стратегия развития социологического знания: «теории среднего уровня»
В качестве наиболее приемлемой стратегии развития социологической теории Мертон предложил сосредоточиться на построении «теорий среднего уровня» (middle-range theories), или «теорий среднего диапазона».
Фоном для предложения этой стратегии была следующая ситуация: исторически социология утверждалась на основе двух основных обещаний: с одной стороны — дать всеобъемлющие теории, объясняющие все социальные явления; с другой стороны — дать полезное, практически применимое знание. Это привело к тому, что, с одной стороны, в социологии утвердилась традиция спекулятивного теоретизирования, никак не соотносимого с эмпирическими данными, с другой стороны — традиция эмпирических исследований, не помещенных ни в какой теоретический контекст и в силу этого превратившихся в исследования ad hoc, непригодные для извлечения из них каких бы то ни было теоретических обобщений. И тот и другой виды социологической работы оцениваются Мертоном как неудовлетворительные.
В частности, Мертон не согласен с позицией Парсонса и отвергает его нацеленность на построение «большой теории» (grand theory). — Такие «большие теории» непродуктивны.
Необходимо преодолеть разрыв между теорией и эмпирическими исследованиями. — Социологии надо работать на «среднем уровне», или в «среднем диапазоне». — Это подразумевает: (1) средний масштаб проблем (охват); (2) использование ограниченного набора понятий (абстракций низшего уровня). Цель: формулировка эмпирически проверяемых суждений об ограниченных областях социальной реальности. — Теория устанавливается в пропозициональной форме, а не в форме системы взаимосвязанных понятий, как у Парсонса. — Теории среднего уровня как системы логически взаимосвязанных и эмпирически проверяемых пропозиций.
С одной стороны, теории среднего уровня должны разрабатываться в соотнесении с эмпирическими исследованиями (а эмпирические исследования — быть теоретически ориентированными). С другой стороны, разработка теорий среднего уровня должна быть ориентирована на постепенное консолидирование их в более широкие циклы понятий и взаимосвязанных пропозиций. — В далекой (но только далекой) перспективе возможно выстраивание теории высокого уровня абстракции, аналогичной по масштабу теории Парсонса; тем не менее она отличалась бы от теории Парсонса эмпирической фундированностью.
Примеры теорий среднего уровня: теории референтных групп, ролевого конфликта, аномии и девиантного поведения, фрустрации-агрессии, бюрократических структур, научных сообществ и т.д.
В действительности, эмпирическое исследование и теория невозможны друг без друга. (1) Значение теории для эмпирического исследования: теория является источником рабочих гипотез, дает «язык описания наблюдений», позволяет отбирать релевантные данные, методы и техники исследования, задает общие рамки для сравнения результатов и получения обобщений, обеспечивает единство теоретической интерпретации, а тем самым и возможность кумулятивного развития социологического знания (Мертон истолковывает развитие социологического знания в позитивистском ключе, как аналогичное развитию естественных наук — см. очерк «Об истории и систематике социологической теории»). (2) Значение эмпирических исследований для развития теории: эвристическая значимость аномальных наблюдений (ведущих к озарениям и существенным ревизиям теории); давление фактов на устоявшиеся понятийные аппараты и теоретические объяснения.
Таким образом: теории среднего уровня призваны преодолеть пагубный разрыв между социологической теорией и эмпирическими исследованиями.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |