КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Неофрейдизм в социологии
В. Исследования связи науки с социальными изменениями
Работа «Наука, техника и общество в Англии XVII века». — Два очерка на эту тему вошли в сборник «Социальная теория и социальная структура» (главы 20 и 21). Рассматривается связь социального развития, науки и пуританского религиозного этоса в Англии XVII века. — Ученые XVII века в Англии были преимущественно протестантами (пуританами): роль пуритан в развитии новоевропейского естествознания и техники. — Их религиозные мотивации (например, И. Ньютон). — Латентные социальные функции их познавательной деятельности.
Резюме: значение общетеоретических идей Мертона и его специальных исследований в разных областях социологического знания.
Краткое содержание лекции: Психоанализ З. Фрейда: основные идеи. — «Бессознательное», «предсознательное», «сознание». — Пансексуализм: концепция «либидо». — «Я», «Оно», «Сверх-Я». — Теория формирования личности (социализации). — «Идеал Я». — Понятие «характера». — Стадии психосексуального развития: оральная, анальная, генитальная. — «Эдипов комплекс», идентификация с родителем, интериоризация «идеала Я». — Роль семьи в формировании личности. — Культура как результат «сублимации». — Репрессивность культуры: «подавление влечений». Психоанализ и социология. — Неофрейдизм: общая характеристика и основные представители. Концепция «базисных типов личности» Абрама Кардинера: Абрам Кардинер, его научная карьера и основные работы. — Связь «личности» с «культурой»: роль процесса «адаптации». — Понятие «базисного типа личности» («базисной структуры личности»). — Пример: «базисный тип личности» американского негра (по книге «Клеймо угнетения»). — Связь «базисного типа личности» с «первичными» и «вторичными» институтами (а также с природой и хозяйственной жизнью как значимыми средами). — Связь понятия «базисный тип личности» с понятиями «национальный характер», «модальная личность», «статусная личность» и т.п. Концепция «социального характера» Эриха Фромма: Эрих Фромм, вехи жизненного пути, основные произведения. — Критика фрейдовской концепции характера: понятие «социального характера». — «Социальный характер» как связующее звено между «личностью» и «социальной структурой». — Семья как «агент общества». — Функции «социального характера»: биологические, психологические, социальные. — Основные ориентации характера. — «Авторитарный характер». — Исследования, тематически примыкающие к исследованиям Фромма и Кардинера.
I. КЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОАНАЛИЗА ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский врач и психолог, родоначальник психоанализа.
1. Разделил психический аппарат человека на три области: бессознательное, предсознательное, сознание. — Преобладающее значение бессознательного в мотивации человеческого поведения. — Идеи («содержания»), мотивирующие поведение, находятся преимущественно в бессознательном: они связаны с глубинными влечениями, прежде всего (и в конечном счете) сексуальными. — Поведение человека гораздо менее рационально, чем обычно считается. 2. В психической жизни человека главную роль играет сексуальное влечение: психическая энергия («либидо») питает и поддерживает практически все поведенческие проявления человека: она свободно циркулирует, может присоединяться к самым разным объектам. — Культура как результат сублимации. 3. В человеческой личности Фрейд выделил три инстанции, взаимодействующие друг с другом: Я, Оно и Сверх-Я. — Они выражают разные требования, которые человек учитывает в своем поведении: (а) Оно = «принцип удовольствия» («я хочу»); (б) Я = «принцип реальности» («я реально могу»); (в) Сверх-Я = принцип долженствования («я должен»). 4. Социализация: процессы формирования Я и Сверх-Я: они развиваются из Оно за счет отщепления от него части либидо. — Социализация происходит в основном в первые годы жизни. — Роль семейного окружения. — Интериоризация «идеала Я». 5. Характер: характер формируется и принимает завершенные формы в ранней социализации: это не совокупность внешних поведенческих черт, а особая организация глубинных влечений и ориентаций. — Формирование характера неотделимо от психосексуального развития ребенка: это развитие проходит через несколько стадий, и на каждой из них может произойти фиксация, накладывающая неизгладимый отпечаток на характер как «ядро» личности: для каждой стадии характерна привязка либидо к определенным участкам тела («эрогенным зонам»):
Этот период жизни забывается — процесс «вытеснения». Далее: период регрессии и возрождения сексуальности в период полового созревания. 6. Культура как результат «сублимации». — Репрессивность культуры. — «Подавление влечений».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |