Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданство и социальная стратификация

 

Вопрос: как сказывается развитие гражданства на классовой системе (стратификации)?

В основе гражданства: принцип равенства статуса.

В классовой системе: воплощен принцип неравенства.

Насколько гражданство и класс совместимы?

 

Во-первых, развивающееся гражданство раз и навсегда покончило с сословной иерархией, с которой оно несовместимо. — Равенство перед законом наносит непоправимый удар по привилегиям, на которых держалась сословная система. — Классовая система есть форма сохранения социальной стратификации в условиях равенства гражданства; она заменяет сословную систему как систему стратификации, основанную на правовом закреплении статусного неравенства и предполагавшую четкие границы между сословными группами.

 

Во-вторых, гражданство, хотя в его основания заложен принцип формального равенства, не упраздняет реального социального неравенства, а также классов в том смысле, в каком понимает их Маршалл. Более того: институты гражданства — один из важнейших механизмов спонтанного воспроизводства социального неравенства. Но при этом гражданство существенно модифицировало классовую систему: смягчило неравенства и легитимировало их, а тем самым в значительной мере приглушило классовые конфликты, не дав им перерасти в революцию и упразднив саму возможность такого перерастания.

 

В-третьих (несмотря на пункт 2), обогащение статуса гражданства делало все более затруднительным сохранение вопиющих экономических неравенств.

= Развитие социальных прав в ХХ веке протекало (разумеется) в острой борьбе.

Результат: все большее расхождение между реальным и денежным доходом: различие в денежных доходах все больше обретало символический характер: преимущества более высокого денежного дохода все более ограничивались сферой престижного потребления (а не удовлетворения базовых нужд). — Основное недовольство этим сосредоточилось в среднем классе (в силу сочетания недостаточно высокого денежного дохода с недоступностью социальных льгот).

 

Маршаллову модель анализа гражданства и класса использовали позже такие социологи, как Р. Дарендорф, Т. Парсонс, Р. Белла, Э. Гидденс и др.

 

Поздняя модификация модели: концепция «дефисного общества»

 

Природа современных западных обществ, занимавшая Маршалла в течение всей его жизни, переопределяется в очерке «Ценностные проблемы welfare-капитализма» (1971), где он впервые вводит понятие «дефисного общества» (hyphenated society). — Эта модель уточняется в пространном комментарии к этому очерку, опубликованном в сборнике «Право на благосостояние» (1981).

 

Речь идет об особом типе социальной системы, сложившемся в Британии и большинстве стран Западной Европы после Второй мировой войны.— Этот тип общества уже не может быть определен как просто «капиталистический»: «Совершенно законно относить его к широкой категории капитализма (некоторые называют его нео-капитализмом), однако это тип общества, отличительной чертой которого является наличие смешанной экономики».

 

Для описания этого типа общества вводится трехчастная модель: в качестве ключевых его элементов выделяются «капитализм», «демократия» и welfare («благосостояние»), а сам он определяется, соответственно, как «демократический welfare-капитализм». — В силу того, что описать такое общество невозможно без явных или предполагаемых дефисов, Маршалл называет его «дефисным».

 

Маршалл уточняет, что эта трехчастная структура состоит не из «латентных социальных феноменов»; она «вся открыта и лежит как на ладони, внешняя, явная и обычно понятная политически сознательным людям»; это структура, задающая «рамки и характеристики той среды, в которой развертывается правительственная политика».

Дефис в этой схеме – не просто грамматическое средство, а «символ структуры послевоенного общества»: он означает совмещение разных, контрастирующих друг с другом элементов.

 

Т.Х.Маршалл: Эти три элемента присутствуют там, где «страна с капиталистической рыночной экономикой развивает демократические политические и гражданские институты и практики, из которых возникает смешанная экономика, включающая как частный, так и государственный (public) капитализм, схожим образом организованный и использующий одну и ту же систему расчетов (calculus), вместе с тем комплексом публичных социальных услуг, страхований и пособий, который является заглавным элементом в том, что всему миру известно как государство благосостояния (Welfare State)».

 

Это по сути «составной тип общества». — Характер его структуры является «продуктом комбинации, а не сплава компонентов». — Компоненты вносят в эту структуру равный вклад, но остаются не затронутыми самой комбинацией: они «отличаются друг от друга как по своему институциональному содержанию, так и по главенствующим принципам, управляющим их кодексом поведения и modus operandi». — Три компонента независимы друг от друга и могут входить в конфронтацию в различных сферах социальной жизни: конфликты, провоцируемые их столкновениями, запрограммированы несовместимостью ценностных принципов, лежащих в их основе; подобное общество лишено консенсуса по базовым проблемам и ценностям; вместе с тем «конфликт – нормальная черта всякого здорового общества». — Выживаемость и стабильность такого общества зависит от того, насколько успешно ему будет удаваться поддерживать нормальное функционирование «системы легитимного неравенства». — Главную опасность для такого общества исходит именно от неправильного функционирования «системы легитимного неравенства» (т.е. классовой борьбы): в этой борьбе полное разрушение хотя бы одного из компонентов этой гибридной структуры может похоронить всю структуру. — Функционирование дефисного общества строится вокруг попыток найти баланс между ценностью человека на рынке («капиталистической ценностью»), ценностью его как гражданина («демократической ценностью») и ценностью его для самого себя («welfare-ценностью»). — Эти попытки всегда имеют конкретный характер и укоренены в конкретных проблемных ситуациях (в сфере реальной социальной политики), и они определяют динамику дефисного общества.

 

В целом, по Маршаллу, различия, заданные тремя элементами дефисного общества, «упрочивают структуру, поскольку они комплементарны». —

«Все сектора имели и имеют свои внутренние трудности, и есть проблемы между ними по поводу демаркационных вопросов и расходящихся ценностей… Очевидно, что вопиющая несовместимость ценностей, преобладающих в разных секторах общества, может вызвать невыносимые трения и даже, возможно, разрушение одной ценностной системы другой системой. Но было бы нелепо полагать, что сосуществование разных ценностных систем в разных контекстах должно непременно быть, в общем итоге, “дисфункциональным”, поскольку этот вид этической относительности был свойствен почти каждому обществу со времен начала цивилизации. Он встроен в отношения между семьей и сообществом, между церковным и светским, между профессиями и торговлей, между военным и гражданским… Вопрос в том, удается ли справиться с потенциальным конфликтом; если да, то результатом может быть более богатая и насыщенная жизнь по сравнению с той, которая могла бы существовать в условиях насаждаемого единообразия».

 

Исследование развития гражданства и концепция дефисного общества Маршалла могут быть рассмотрены как оригинальный вклад в анализ общественного состояния, которое традиционно определялось в социологии как «аномия».


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исследование исторической эволюции гражданства в Великобритании | I. Чикагская социология после Р. Э. Парка: общий обзор
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.