Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и системы обслуживания рабочих мест

Планировка рабочих мест.

Требования при размещении рабочих мест:

1. Рабочие места должны располагаться по ходу производственного процесса, по принципу прямоточности, исключающему возвратно-поступательные движения сырья.

2. Каждое рабочее место должно занимать минимальные, но достаточные площади и объемы производственных помещений. По существующим нормативам минимальный размер площади на одного работающего установлен равным 4,5м2, а высота помещения 3,2м.

3. При общей планировки рабочих мест необходимо соблюдать нужную для конкретного производства ширину и размещение транспортных проездов и проходов, которые быть сквозными, без тупиков.

Принципы общей планировки рабочих мест заключаются в следующем:

- обеспечение свободы всех трудовых действий работника и удобство рабочей позы в зависимости от содержательности труда;

- досягаемость предметов труда, инструмента;

- обеспечение безопасности труда и возможностей свободного ухода с рабочего места в аварийных, экстремальных ситуациях.

- рациональность размещения всех средств производства по общему правилу: то, чем рабочий пользуется чаще, должно быть ближе, чем все то, что в трудовом процессе используется реже.

- правильное размещение рабочей поверхности по отношению к источнику света, который, как правило, должен находиться слева.

 

Обслуживание рабочих мест основано на разделении труда между вспомогательными рабочими и охватывает ряд важных функций по видам, срокам и методам выполнения вспомогательных работ.

В современных условиях в российской промышленности численность вспомогательных рабочих, обслуживающих основное производство, почти равна численности производственных рабочих, а в некоторых механизированных и автоматизированных производствах даже превышает ее. Такое положение заставляет уделять большое внимание улучшению организации труда вспомогательных обслуживающих рабочих, иначе их возрастающая численность может «поглотить» весь прирост производительности труда, достигнутый в результате технического прогресса на основных работах.

Вместе с тем недостаточная численность вспомогательных рабочих в случае их необоснованного сокращения или недокомплектования приводит к еще большему экономическому ущербу, т.к. по результатам нормативных наблюдений установлено, что около 70% внутрисменных потерь рабочего времени связано с недостатками в обслуживании рабочих мест.

В современном производстве насчитывается до 10 функций обслуживания. Под функцией обслуживания понимается конкретный вид трудовой деятельности по обслуживанию основного производства соответствующими рабочими-специалистами.

Основные функции обслуживания:

1. Производственно-подготовительная – комплектование материалов, заготовок деталей и распределение работ с обеспечением технической и экономической документацией (рабочие чертежи, наряды на выполнение сдельных работ).

2. Инструментальная- обеспечение рабочих мест инструментом, приспособлениями и поддержание их в исправном состоянии.

3. Наладочная - наладка, регулировка технологического оборудования, приспособлений и сложного инструмента.

4. Энергетическая – обеспечение основного производства и всех других подразделений и служб предприятия различными видами энергии (электрической, сжатым воздухом, водой, топливом), а также межремонтное обслуживание всех энергетических установок, сетей и измерительных приборов.

5. Ремонтная – текущий ремонт и межремонтное профилактическое обслуживание технологического оборудования, изготовление или восстановление не получаемых от поставщиков запасных частей и деталей и содержание ремонтно-металлических цехов и участков.

6. Контрольная - контроль качества продукции или работ, анализ и приемка сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, получаемых со стороны, а также облуживание и регулирование контрольно-измерительных приборов, учет и анализ причин и предупреждение брака продукции или работ.

7. Транспортная – перемещение сырья, материалов, заготовок и др. предметов труда внутри и вне предприятия, а также вывоз готовой продукции и производственных отходов. Для выполнения этой функции на большинстве предприятий создаются транспортные цехи.

8. Складская – приемка, взвешивание, сортировка, маркировка, складирование, учет, хранение и выдача всех видов вещественных материальных ценностей.

а9. Ремонтно-строительная – текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений предприятия и всех коммуникаций на его территории.

10. Хозяйственно-бытовая – поддержание чистоты и порядка в производственных и бытовых помещениях на предприятии.

Известны три системы организации обслуживания рабочих мест:

- централизованная;

- децентрализованная;

- смешанная.

При централизованном способе обслуживания, применяемом в основном на крупных предприятиях с массовым и крупносерийном типах производства, функции обслуживания концентрируются и осуществляются соответствующими функциональными службами предприятия по всем подразделениям. За счет централизации функций обслуживания(при условии достаточного объема работ) обеспечиваются экономичность и повышение качества продукции.

При децентрализованном способе обслуживания, применяемом на средних и мелких предприятиях или в условиях территориальной разобщенности подразделений предприятий, функции обслуживания осуществляются непосредственно в этих подразделениях. Достоинствами такого способа организации обслуживания являются: оперативность, усиление ответственности линейных руководителей за своевременность и высокое качество обслуживания. К недостаткам относится увеличение численности обслуживающих мест, не всегда достойный уровень их квалификации, следовательно, и невысокая оплата.

Поэтому часто при организации обслуживания применяется смешанный способ организации труда обслуживающих рабочих, при котором часть функций обслуживания осуществляются централизованно, а часть – децентрализовано.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оснащение рабочих мест | Оценка условий труда по тяжести
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.