КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрреформы Александра III
Контрреформы - ряд мероприятий императора Александра III, проведенных в 1889-1894 гг. с целью укрепления самодержавия за счет пересмотра умеренно-буржуазных реформ 60-70 гг. Главное место в системе контрреформ занимало Положение о земских начальниках 1889 г., которое должно было вернуть помещикам вотчинную власть, ослабленную в результате крестьянской реформы. · В руках земских начальников сосредоточивалась вся полнота судебной и административной власти в уезде. · Им полностью было подчинено крестьянское самоуправление. · Мировые судьи в уездах упразднялись и подсудность их дел перешла к земским начальникам (частично к волостным судам). · Земский начальник обладал широкими правами и в отношении волостных судов; он назначал волостных судей из числа кандидатов, представленных ему сельскими сходами, мог приостановить приговор волостного суда. По городской контрреформе 1892 г., в результате восстановления высокого имущественного ценза мелкие торговцы и ремесленники были полностью лишены избирательных прав; преимущество при выборах городских дум было отдано крупным торговцам и промышленникам. Начался пересмотр судебной реформы 1864 г. · (в уездах были упразднены мировые судьи; · из ведения суда присяжных был изъят ряд дел. Для усиления борьбы с растущим революционным движением повышалась роль карательных органов. На основе Положения о мерах и охране государственного порядка и общественного спокойствия 1881 г. при Министре внутренних дел было создано Особое совещание, которое имело право ссылки и заключения в арестантских домах до пяти лет в административном порядке. Предусматривалось объявление той или иной местности или всей страны на исключительном положении в формах усиленной и чрезвычайной охраны. В этом случае губернатор мог арестовывать без суда и следствия всех внушающих подозрение лиц, закрывать собрания, фабрики, заводы, торговые предприятия. В 1892 г. были изданы Правила о местностях, состоящих на военном положении. В случае введения военного положения вся полнота власти передавалась военным органам, а в отношении дел о преступлениях общего характера широко применялась военная юстиция. Эволюция центральных органов власти в 60-90-е годы XIX века. · В 60-90-е гг. XIX в. вся полнота власти продолжает оставаться у императора. · Однако властные полномочия императора рассредоточиваются в других органах власти, т. е. происходит ее деконцентрация. · Все большую роль играет бюрократия. Создана канцелярия жалоб и прошений на высочайшее имя, подчиняющаяся непосредственно императору, куда мог обратиться любой подданный. Это орган, который находился бы между народом и императором. С одной стороны, этот орган будет помогать императору в управлении, с другой - брать на себя гнев народа, ссылаясь на бюрократов. · Государственный совет сохраняется как высший законосовещательный орган, велика его роль в подготовке реформ, особенно судебной. · Новое структурное подразделение - департамент промышленности, наук и торговли. · Остаются министерства, действовавшие по положению 1867 г. · Сохраняется координационный орган - Комитет министров, но его влияние на отраслевое и территориальное управление остается слабым, основное внимание уделяется административным делам. · С 1861 г. действует Совет министров, теперь официально. В его состав входят наиболее авторитетные министры, управляющие высшими комитетами, ряд приближенных к царю и прочая верхушка государственных чиновников. · Председателем Совета министров становится император, он и выносит большинство вопросов на обсуждение данного органа. · Сохраняется собственная канцелярия Его Императорского Величества. В 1882 г. второе отделение упразднено, его дела переданы в Государственный совет. · В 1866 г. при нем Правительствующий Сенат после судебной реформы стал высшим органом суда и надзора открыты комиссии по гражданским делам и уголовные кассационные департаменты. Остаются также и Другие департаменты, например первый департамент, осуществлявший надзор за местным управлением и судом. · Сохраняется Святейший синод, возглавляемый обер-прокурором 1880 по 1905 г. - Победоносцевым. · В этот период происходит деформация судебных уставов 1864 г., которую можно разделить на следующие части: - независимость суда была ущемлена после появления земских участковых начальников. - В 37 губерниях мировой суд был ликвидирован, и остался только в девяти самых крупных городах; - принцип несменяемости судей также пострадал, создано дисциплинарное присутствие Сената. За дисциплинарное нарушение могли снять с должности, перевести на другую или же сослать на другую должность, например в Сибирь; - принцип гласности. Уже в 70-е гг. по политическим делам гласность ограничивалась, а с 1887 г. министр юстиции мог сделать закрытым любое разбирательство дела. - В 1872 г. создается особое присутствие Сената, в него вошло пять сенаторов, назначаемых царем по списку, составленному Министерством внутренних дел. В особом присутствии разбирались самые крупные политические дела, однако некоторые черты состязательности всё же сохраняются. - В 1889 г. из юрисдикции суда присяжных изъят обширный круг дел, предусмотренный по 37 статьям Уложения «О наказаниях» в редакции 1885 г. - С 1872 г. созданы военно-окружные суды, где уставы вообще не действуют. С конца XIX в. действие судебных уставов стало распространяться на Сибирь (до этого там не действовали суды подобной системы). Общие выводы: 1. После убийства Александра II новое правительство Александра III взяло курс на укрепление самодержавия, усиление дворянства и репрессивного аппарата. 2. В конце ХIХ в. были проведены реформы, которые получили в ИОГП определение «контрреформы Александра III». 3. Происходит эволюция центральных органов государственной власти в направлении деконцентрации власти и проведения ряда мероприятий по укреплению экономики. 4. В это время были проведены экономические реформы С. Ю. Витте: v индустриализация - особый упор на железные дороги. (В 1883 г. Витте опубликовал большую работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке груза», принесшую ему известность среди специалистов. Основная ее идея заключалась в том, что железнодорожные тарифы должны устанавливаться не произвольно, а базироваться на экономическом законе спроса и предложения;) v проведение денежной реформы: за основу был принят золотой рубль; следствием этой реформы явилось то, что российские деньги высоко v котировались на мировом финансовом рынке; v необходимость привлечения иностранного капитала; v развитие торговой внешней политики; v модернизация сельского хозяйства: переселенческая политика в Приамурье, Сибири, Казахстане; v водочная государственная монополия.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |