Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории мотивации

Психологический термин «мотивация» неоднозначен. Его содержанием, с одной стороны, может являться процесс, поддерживающий поведенческую активность на определенном уровне, а с другой стороны - система факторов, детерминирующих, обусловливающих человеческое поведение. Но в любом случае понятие мотивации тесно связано с объяснением причин человеческого поведения.

Каждый поведенческий акт может быть объяснен с точки зрения как внешних, так и внутренних причин. Внешние причины - это условия и обстоятельства деятельности, действия и отношения других людей, то есть стимулы, исходящие из сложившийся ситуации. Под внутренними причинами подразумеваются те, которые исходят от самой личности (ее мотивы, потребности, желания, интересы и т.п.). Внешние причины не действуют сами по себе, одинаково во всех случаях, и любое актуальное поведение человека необходимо рассматривать как результат непрерывного взаимодействия стимулов-сигналов ситуации и личностных диспозиций (компонентов, составляющих мотивационную сферу личности).

Весь обширный диапазон побудителей, детерминант поведения, исходящих от самой личности, составляет ее мотивационно-потребностную сферу.

В мотивации традиционно выделяется две стороны: динамическую и содержательную. К динамическим характеристикам относят: силу, устойчивость, легкость возникновения мотивов (побудителей). Они обусловлены особенностями нервной системы (силой, уравновешенностью, динамичностью нервных процессов), уровнем ее общей активности.

Содержательная сторона мотивации определяется всеми жизненными отношениями человека, системой его ценностей, формирующейся в процессе его становления и развития как личности. Содержательная сторона мотивации характеризует, какой смысл или система смыслов стоит за каждым человеческим поступком, то есть, какие потребности, чувства, желания, цели заставляют реализовать именно такое поведение.

Для объяснения детерминации человеческого поведения было создано множество психологических теорий мотивации, в которых предпринимались попытки установить законы его возникновения и регуляции.

Условно эти теории можно разделить на две группы:

1. теории внешней мотивации.

2. теории внутренней мотивации.

В каждой группе соответственно рассматриваются, акцентируются разные стороны единого мотивационного процесса.

Рассмотрение внешней стороны мотивации связано с исследованием влияния на поведение факторов, лежащих вне личности, в окружающей среде. Поведение, с этой точки зрения, обусловлено различными видами внешней стимуляции - наградами, наказаниями, оценками окружающих.

В теориях внутренней мотивации рассматриваются факторы, влияющие на поведение как бы изнутри личности, независимо от внешних условий. Возникновение этой группы теорий было связано с тем, что в рамках теорий внешней мотивации не удалось сформулировать универсальные принципы, по которым складывается и изменяется человеческое поведение. Невзирая на несомненную теоретическую и практическую ценность названных психологических исследований, смещение акцента на какой-то один вид детерминации поведения значительно упрощает и огрубляет истинную картину мотивационного процесса. Попытки и соединения внешних и внутренних факторов мотивации были признаны бесплодными в отечественной психологической науке.

Односторонность подхода к мотивационным факторам снимается рассмотрением мотивации в контексте теории деятельности (А.Н.Леонтьев). Предметом внимания в этом случае становится та сторона мотивации, которая определяется собственными жизненными отношениями человека, формирующимися в процессе его развития и становления как личности. Именно деятельность опосредует взаимоотношения внешних и внутренних факторов мотивационного процесса, и рассмотрению подлежит личностно-смысловой аспект мотивации, становление и динамика мотивационно-потребностной сферы личности. Наиболее полно и четко использование данного подхода позволяет решить вопросы о соотношении основных мотивационных образований: потребностей и мотивов, мотивов и целей, роли сознания в мотивации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура личности. Особенно активно структура личности как ее теоретическая модель рассматривалась отчественными психологами | Структура мотивационно-потребностной сферы: потребности, мотивы, второстепенные мотивационные образования. Основные характеристики мотивационно-потребностной сферы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.