Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура личности


Проблема личности в социальной психологии.

Лекция 13. Проблемы личности в социальной психологии Межличностный конфликт

Социально-психологический подход к изучению личности. Социализация личности. Стадии социализации. Институты социализации. Определение понятия «социальная установка личности». Функции социальной установки. Социальная установка и реальное поведение. Каузальная атрибуция.

Понятие межличностного конфликта. Причины и стадии развития межличностного конфликта. Стратегии разрешения конфликта.

Вопросы:

1.Основные направления исследования личности в социальной психологии.

2. Структура личности.

3. Социально – психологические типологии личности.

 

Личность - есть формирующаяся индивидуально-своеобразная совокупность черт индивида, которая определяет своеобразные для данного человека мышление и поведение.

Для социологии личность выступает как продукт общественных отношений, как выразитель и как конкретный носитель этих отношений, как субъект общественной жизни, как элемент общности.

Личность понимается как свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица и делающих его субъектом труда, познания и общения.

 

Социальная психология выясняет, каким образом и в каких конкретно группах личность усваивает социальные влияния и как она реализует свою социальную сущность.

В социальной психологии изучаются те стороны личности, которые характеризуют социальные связи и отношения человека. Это Я-концепция, СУ, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивация.

Для социального психолога предметом изучения и профессионального внимания являются самоэффективность, локус контроля, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление.

– уверенность человека в том, что он компетентен, способен достичь высоких результатов в том или ином виде социальной деятельности.

Чувство собственного достоинства – это чувство удовлетворенности собой, гордости за себя.



Самоуважение – положительное отношение к себе, принятие себя таким, каким есть.

Локус контроля – проявляется в том, что ищет и находит объяснение поведению людей.

Самопрезентация – представление себя другим людям или выбор человеком таких форм социального поведения, которые направлены на то, чтобы произвести впечатление окружающих.

Структура личности (по Платонову) включает четыре подструктуры: 1. Биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, в т.ч. и патологические свойства психики); 2. Психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства, воля); 3.Подструктура социального опыта (знания, навыки, умения, привычки); 4. Подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, индивидуальная картина мира).

Важным регулятором поведения личности является Я-концепция – совокупность представлений человека о себе, взаимосвязанных с его СО. Роль Я-концепциии:

1) способствует достижению внутренней согласованности личности;

2) определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта;

3) служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя.

Модель К. К. Платонованазвана автором «Динамическая функциональная структура личности». Она включает три «общие» подструктуры.

Одна из них называется «основной» и состоит из четырех частных подструктур: а) подструктура направленности  это совокупность отношений и моральных качеств личности. Как пишет К. К. Платонов, это «индивидуально преломленное классовое общественное сознание, не имеющее природных задатков». В состав этой подструктуры входят: влечения, желания, интерес, мировоззрения, убеждения. Формируется эта подструктура через воспитание; б) подструктура опыта. Сюда включаются знания, навыки, умения, привычки. Этот блок формируется в процессе обучения; в) подструктура форм отражения объединяет индивидуальные особенности психических процессов. Эта подструктура образуется в результате упражнений; г) биологически обусловленная подструктура состоит из свойств темперамента, типа нервной системы, половых и возрастных особенностей, органических факторов, задатков. Эта подструктура определяется морфологией и физиологией мозга и может совершенствоваться через тренировку. Две другие «общие» подструктуры  «характер» и «способности» дополнительно обозначаются эпитетом «наложенные», поскольку накладываются на «основную» подструктуру.

По мнению К. К. Платонова, все черты (свойства) личности укладываются в эти постоянно взаимодействующие друг с другом подструктуры. Характер является «каркасом личности», аккумулируя свойства четырех подструктур в «основном» блоке. Способности же актуализируются в деятельности и определяют «качество личности». Автор поясняет выбор названий подструктур и всей личностной структуры следующим образом: «основная» подструктура так названа с целью отличия от двух «наложенных»; «общие» подструктуры потому общие, что свойственны любой личности; «динамическая» структура  так как изменчива в онтогенезе личности и различна для разных конкретных личностей; «функциональная»  поскольку и структура в целом, и ее части исполняют определенные функции. При этом структура личности является «психологической», так как обобщает психические свойства личности, хотя и связанные с социальными отношениями и ролями.

Модель А. Г. Ковалева.По А. Г. Ковалеву структура личности образуется путем соотношения психических процессов, состояний и свойств, что в конечном итоге обусловливает формирование «сложных структур» личности: 1) темперамента  «структуры природных свойств», под которыми разумеются нейродинамические свойства мозга; 2) направленности, включающей систему потребностей, интересов и идеалов; 3) способностей, представленных системой интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств; 4) характера как структуры, синтезирующей свойства первых трех сложных структур. Поясняя свою позицию, он писал: «Развитие идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям или структурам: направленности, способности, характеру. Синтез структур характеризует целостный духовный облик человека»20.



Модель Р. Мейли.В структуре личности Р. Мейли выделял три компонента: темперамент, характер и способности. По его мнению, каждая из этих составляющих личности определяет ее действия в некотором аспекте: темперамент определяет энергетику, динамику действий; способности являются механизмами осуществления действий; характер придает действиям смысл и целенаправленность21.

Модель Э. Бернаочень напоминает модель личности по З. Фрейду. Он приписывает личности три подсистемы, называя их «эго-состояниями», каждое из которых вполне сопоставимо с фрейдовскими инстанциями «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Первая инстанция  «родитель», осуществляющая и олицетворяющая контроль, запреты, санкции, догмы, заботу, могущество. Вторая инстанция  «ребенок», олицетворяющий аффективные комплексы и представленный в двух возможных вариантах: а) ребенок естественный (ему присущи веселье, фантазия, движение, импульсивность); б) ребенок адаптированный, т. е. бунтующий против «родителя» или отчуждающийся. Третья инстанция  «взрослый», олицетворяющий рациональность, компетентность, независимость, способность к вероятностной оценке ситуаций.

Модель А. Маслоув качестве основы личности рассматривал мотивационную сферу, с чем согласны многие исследователи. Эту сферу А. Маслоу представлял в виде иерархической системы потребностей от первичных физиологических до «вершинных» духовных. Все потребности, по его мнению, являются врожденными образованиями. Осознание и удовлетворение вышестоящих в иерархии потребностей, а следовательно, и их участие в мотивации поведения личности возможно только при условии удовлетворения потребностей, расположенных ниже (хотя возможны отдельные исключения).

Наглядно система А. Маслоу изображается обычно в виде так называемой «пирамиды потребностей», в основании которой расположены «физиологические потребности». Далее по восходящей в порядке очередности: «потребности в безопасности и защите»; «потребности принадлежности и любви»; «потребности в уважении, в том числе в самоуважении»; «потребности самоактуализации».

Послойная структура личности находит отражение у Хофмана и Брауна, внешним слоем являются идеалы, внутренним – глубинные инстинктивные желания.

Клягесом предложена схема, включающая компоненты личности и характера: материя, структура, движущие силы.

Кетелл указывал на три аспекта личности: интересы, способности, темперамент.

Рубинштейн рассматривал личность в трех планах: направленность, способности, темперамент и характер.

Мид выделял в структуре личности – Я; меня (каким меня видят др.); самость человека, личностное Я.

Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов | Теория личностного развития Эриксона

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.