Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К. Г. Юнг

Адлер

Центральными понятиями для А. Адлера являются стиль жизни и социальное чувство.

Стиль жизни определяется стремлением личности преодолеть чувство неполноценности, которое возникает, по Адлеру, у каждого человека вследствие тех или иных органических недостатков или негативных психологических переживаний, а социальное чувство отражает степень за­интересованности человека в общественной солидарности, целях общества и в смысле жизни в целом. Это чувство определяет стиль жизни, который при гармоничном сочетании личных и общественных интересов приводит к успешной компенсации комплекса неполноценности; при одностороннем стремлении к превосходству порождает сверхкомпенсацию; при слабости личности компенсация выражается в форме ухода в болезнь.

1. Основное положение теории индивидуальной психологии А. Адлера — его утверждение о том, что понять и объяснить поведение человека можно только через понимание общественных отношений, поскольку оно ограничено рамками общественной жизни. Людям свойственно врожденное стремление вступать в общественные отношения сотрудничества, конфликт же между человеком и обществом Адлер считал чем-то неестественным.

2. Другое важное положение теории Адлера заключается в том, что люди живут в мире, какой они сами себе создали. Их главными мотивами, стимулами, движущими силами являются те цели, которые они перед собой ставят, выбирают, создают.

Ученый называл их фиктивными. Фиктивные цели — это личные мнения людей о событиях настоящего и будущего. Они регулируют, подчиняют себе жизнь людей. Примерами подобных целей могут служить такие девизы (или кредо), как «каждый за себя», «моя хата с краю», «честность — лучшая политика», «все люди равны» и т. д.

Он утверждал, что люди склонны вести себя в соответствии со своими личными убеждениями независимо от того, являются ли они объективно (т. е. независимо от воли людей) реальными или нет. Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они помогают людям разрешать их жизненные проблемы. Однако если фиктивная цель не помогает, а мешает человеку, ее надо изменить или отбросить.

3. Главную цель своей теории Адлер видел в том, чтобы она помогала людям в их усилиях изменять свое поведение в сторону более здорового в психологическом смысле. Его волновала проблема возникновения у людей чувства неполноценности (комплекса неполноценности) и его компенсация.

Он считал, что у каждого человека скорее заболевает тот орган, который был менее развит, менее успешно функционировал, т. е. был «неполноценным» от рождения. Заболевания, слабость или дефекты каких-либо органов побуждают людей компенсировать эту неполноценность путем тренировки и упражнений, что. нередко приводит к развитию выдающегося мастерства и силы: «Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа: складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности».

Этот процесс компенсации имеет место не только в телесной сфере, но и в психической: у людей может развиться субъективное (ощущаемое только данной личностью) чувство неполноценности, источником которого является ощущение собственного психологического или социального бессилия. Особенно часто подобное чувство неполноценности развивается у человека в том случае, если его усилия, которые он направил на компенсацию дефекта, не привели к желаемому результату.

Чувство неполноценности, считает Адлер, берет свое начало в детстве, когда ребенок долгий период времени находится в зависимости от родителей и других взрослых, будучи совершенно беспо­мощным. Именно из-за желания преодолеть свою неполноценность, беспомощность и зависимость люди начинают борьбу за превосходство. У них может развиться комплекс превосходства, который выражается в том, что человек стремится преувеличить свои физические, интеллектуальные или социальные способности.

Согласно теории Адлера, чувство неполноценности является источником стремления человека к саморазвитию, росту, компетентности, а стремление к превосходству или желание лидировать — это врожденное свойство человека и фундаментальный закон человеческой жизни. Под лидерством Адлер понимал нечто близкое максимальному развитию потенциальных возможностей личности.

Чувство превосходства надо развивать и, воспитывать в течение всей жизни, если мы хотим реализовать свой потенциал. Это чувство можно развивать по двум направлениям: позитивному и негативному. Люди со слабой способностью адаптироваться к жизни в обществе могут пойти по негативному направлению и реализовывать свое стремление к превосходству за счет интересов других людей, т. е. эгоистическим путем. Те же, кто хорошо приспосабливаются к общественной жизни, проявляют свое стремление к превосходству, напротив, учитывая благополучие других людей. Стремление людей к превосходству управляется их фиктивными целями.

В понимании К.Г.Юнга решающую роль в социальной жизни личности играет коллективное бессознательное, которое «внечеловечно», не имеет отношения к индивидуальной судьбе личности и недоступно познанию.

К. Юнг переработал теорию психоанализа 3. Фрейда и предложил новые подходы к пониманию человека.

1. Согласно теории Юнга, в человеке одновременно существуют две ориентации или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия, одна из которых становится преобладающей.

Экстраверт ориентирован на внешний мир; его интересуют предметы, другие люди, он быстро устанавливает связи, разговорчив, мобилен, легко привязывается.

Интроверт склонен к уходу от внешнего мира, от предметов, объектов, он стремится к уединению, сосредоточен на себе самом, своих мыслях, чувствах, опыте. Он сдержан в общении, его главный интерес — это он сам.

2. Душа человека состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго — это центр нашего сознания, благодаря эго, мы воспринимаем себя чувствующими, мыслящими, обладающими памятью и способностью к самоанализу людьми.

Личное бессознательное содержит в себе мысли, чувства, воспоминания, конфликты, которые когда-то осознавались, но затем были вытеснены из памяти, подавлены, забыты — все то, что Юнг называет комплексами. Источниками комплексов является личный прошлый опыт человека, а также родовой, наследственный опыт. Они оказывают очень большое влияние на поведение людей. На­пример, человек с комплексом власти может расходовать большое количество психической энергии на деятельность, которая непосредственно или косвенно (символически) связана с властью или с темой власти. Темы, питающие комплексы, могут быть самыми разными и самыми обычными.

Коллективное бессознательное — хранилище мыслей и чувств, являющихся общими и одинаковыми для всего человечества. В коллективном бессознательном «содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума».

3. Согласно Юнгу, оно состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов, которые являются врожденными идеями или воспоминаниями, побуждающими людей определенным образом реагировать на события, воспринимать и переживать их. Это не конкретные образы, идеи или воспоминания, а скорее врожденный тип реагирования на неожиданные, имеющие большое значение в жизни человека события, например столкновение с родителями или любимым человеком, с какой-либо опасностью, несправедливостью.

Юнг полагал, что архетипические образы и идеи находят отражение в сновидениях, в виде символов используются в литературе, живописи, религии, причем символы, характерные для разных культур, нередко имеют большое сходство между собой. Количество архетипов в коллективном бессознательном неограниченно.

Три архетипа, которым Юнг придавал большое значение — это «персона», «тень» и «самость».

Персона (маска) — наше общественное, публичное лицо, то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми, те роли, которые мы проигрываем в своей жизни, подчиняясь требованиям общества, чтобы ладить с другими людьми, иногда скрывая свою сущность, иногда демонстрируя какие-либо свои качества, способности, образы.

Тень представляет темную, дурную, животную сторону личности, подавленную вследствие своей общественной неприемлемости, но в то же время являющуюся, согласно Юнгу, источником жизнен­ной силы и творческого начала в жизни человека.

Самость — объединяющий центр личности, вокруг которого группируются все ее элементы, сознательные и бессознательные. Развитие самости, или, что то же самое, достижение зрелого, гармоничного, единого «Я», — очень сложный процесс, длящийся примерно до среднего возраста и требующий больших усилий.

Основные категории: адаптация, личность, формирование личности, структура личности, социально-культурные факторы, социально-психологические проблемы личности, самооценка личности.

Контрольные вопросы:

1. Что интересует социальных психологов при изучении типологии личности?

2. Какова роль социальных инстинктов в поведении людей?

3. В чем состоит единство сознания и деятельности?

4. Какова роль социальных и деятельностных детерминант в формировании личности?

5. В чем отличие социально-психологического анализа проблем личности от социологического и обще психологического?

6. Что такое социально-психологическая структура личности?

7. Назовите основные социально- психологические проблемы личности?

Литература:

- Основная:

1. Архангельский Л.И. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974.

2. Бодалев А.А. Личность и общество. М., 1995.

3. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

- Дополнительная:

1. Козлов В.И. Типы личностей. М., 1999.

2. Крысько В.Г. Социальная психология М., 2001.

3. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999.

4. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.

5. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999.

6. Социальная психология личности. М., 1979.

7. Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности. М., 1998.

8. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

9. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория личностного развития Эриксона | Понятие конфликта в психологической науке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.