КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие муниципального образования и его основные характеристики
Муниципальное образование - экономическая категория, содержанием которой является городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория федерального значения. Для любого муниципального образования наиболее характерны три основные признака: территориальный, демографический и экономический. Территориальный признак имеет исключительно большое значение для рационального использования природных ресурсов, позволяет отобрать наиболее рациональные и экономичные варианты планировки дорог, электрических, водных, тепловых, газовых и канализационных сетей. Демографический признак связан с совокупностью людей, проживающих в пределах муниципальных территорий. Население характеризуется системой таких взаимосвязанных показателей, как численность и плотность, состав и структура по полу, возрасту, национальности, языку, семейному положению, образованию, а также по принадлежности к социальным группам и т. д. Изучение динамики данных показателей во взаимосвязи с особенностями социально – экономического развития муниципальных образований позволяет проследить изменения в условиях и характере жизнедеятельности населения. Экономический признак связан с тем, что органы самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Любое муниципальное образование характеризуется экономической и градообразующей базами. Экономическая база муниципального образования включает в себя совокупность предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и т.д. Для отдельных муниципальных образований это могут быть объекты по организационно—хозяйственному обслуживанию сельского и лесного хозяйства на окружающей территории, рекреационной деятельности. Для ряда муниципальных образований - объекты науки и научного обслуживания, включая высшие и средние учебные заведения. В экономическую базу муниципального образования принято включать институциональные организации по управлению муниципальным образованием. Особенность экономической базы состоит в том, что она формирует в основном и другие подсистемы муниципального образования: финансовую базу, рынок труда и сферу занятости населения, уровень жизни населения и др. Градообразующая база - совокупность отраслей (объектов), определяющих роль (участие) муниципального образования в общественном и территориальном разделении труда или его специализацию. Если градообразующую базу муниципального образования составляет одно предприятие (или два), где занято 30 и более процентов трудоспособного населения, такое муниципальное образование считают монопрофильным или моноструктурным. Ведущая градообразующая отрасль (предприяти е) - основная отрасль (предприятие) народнохозяйственной специализации муниципального образования, составляющая по экономическим параметрам наибольший удельный вес в хозяйстве муниципального образования. В состав градообразующей базы могут входитьособые объекты, подчиненные силовым министерствам, различным религиозным конфессиям, отдельным региональным и федеральным ведомствам. 2. Понятие, субъекты и объекты управления социально – экономическим развитием муниципального образования (СЭР МО) В современных условиях в России происходит переосмысление сущности управления социально-экономическим развитием. При определении стратегических приоритетов развития страны в целом и отдельных территорий приходит понимание необходимости ориентироваться на потребности человека, его интересы и мнения. В связи с этим возрастает роль органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития локальных территорий. Требуется их активное участие в управлении этим процессом в качестве равноправных партнеров с органами государственной власти. Муниципальные образования являются чрезвычайно сложными объектами управления. Они объединяют в себе огромное множество самостоятельных субъектов со своими специфическими экономическими и социальными интересами, правами, ресурсами — отдельных граждан, их группы, предприятия, организации. Кроме специфических интересов каждого субъекта, на территории города возникают интересы общественные, обусловленные общими потребностями всего городского сообщества, удовлетворение которых требует, соответственно, определенных общественных ресурсов. С одной стороны, муниципальные финансы, земли и имущество, муниципальные предприятия и учреждения, муниципальный жилой фонд — это общественная сфера. Эти объекты находятся в муниципальной собственности, что определяет необходимость прямого управления ими со стороны органов муниципального управления. С другой стороны, предприятия и другие объекты, не находящиеся в муниципальной собственности, но расположенные на территории муниципального образования, относятся к коммерческому сектору и входят в сферу интересов бизнеса, который в принципе развивается самостоятельно. Основу существования людей, населяющих территорию муниципального образования, является экономическая деятельность. От того, насколько эффективно осуществляется управление этой деятельностью, зависят объем и качество получаемых местным сообществом ресурсов как личных, так и общественных. Важно также эффективно расходовать эти ресурсы, то есть обеспечить получение максимального количества товаров и услуг максимально высокого качества на единицу израсходованных ресурсов. Структура социальных потребностей включает в себя круг вопросов, связанных с благосостоянием людей, условиями их труда и быта, состоянием экологии, с организацией здравоохранения и т.д. Взаимосвязь и взаимодействие социальной и экономической сфер очевидны, планировать и осуществлять их развитие можно только на основе комплексного подхода. Муниципальное образование как сложная социально-экономическая система должно одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью на благоприятные изменения, т.е. на развитие, причем устойчивое. Управление состоянием муниципального образования позволяет поддерживать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных услуг. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня при заданной генеральной цели муниципальной деятельности: повышение качества жизни населения. Социально-экономическое развитие муниципального образования отнесено федеральным законодательством в качестве вопроса местного значения к предметам ведения местного самоуправления. Под социально-экономическим развитием муниципального образования понимается комплексный процесс изменений в экономике и социальной сфере муниципального образования, которые нацелены на улучшение качества жизни населения на данной территории. Цель управления социально-экономическим развитием муниципального образования - создание качественной среды, понимаемой в широком смысле как совокупность условий жизни населения и функционирования хозяйствующих субъектов на территории данного муниципального образования. В качестве интегрального показателя социально- экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели. К планированию и прогнозированию социально-экономического развития муниципальных образований, как важной и обязательной части общей системы управления развитием региона и страны, наиболее целесообразен комплексный подход. Это обосновывается тем, что система управления социально- экономического развития любого муниципального образования (городского округа, муниципального района, городского или сельского поселения) является сложной системой (Рис.1.). Она состоит, как минимум, из трехосновных организационно- хозяйственных подсистем (подсистемы управления муниципальным имуществом, подсистемы управления экономическим развитием, подсистемы управления социальным развитием) и одной финансовой подсистемы – подсистемы управления бюджетом. Системный подход к изучению любого сложного процесса предполагает выделение субъектов, объектов управления и выявление полной совокупности элементов, их составляющих. Исходя из этого, территориальное управление может быть представлено и как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления в целях достижения запланированных результатов. Субъектами управления социально-экономического развития муниципального образования являются органы государственной власти Российской Федерации, органы власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы представительной и исполнительной власти муниципальных образований, представители бизнес-сообщества, отраслевых, общественных, саморегулирующихся организаций, гражданин, семья и гражданское сообщество муниципального образования в целом.
Рис. 1. Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования К настоящему времени выделяются четыре группы субъектов управления развитием муниципальных образований, представленные в таблице 1:
Объектами управления социально-экономическим развитием муниципального образования выступают, как правило, все отрасли и сферы жизнедеятельности муниципального образования, а также все происходящие в его границах социальные и экономические процессы, а также основной объект – гражданское сообщество муниципального образования. Объекты управления экономическим развитием муниципального образования по отношению к муниципальным властям подразделяются на: 1. Объекты прямого управления. К ним относятся муниципальные финансы, земля, недвижимость, имущество, находящееся в муниципальной собственности или переданное муниципалитету в управление, муниципальные предприятия, организации и учреждения, муниципальный жилой фонд. 2. Объекты косвенного управления, к которым относятся хозяйственные предприятия и другие различные объекты, не являющиеся муниципальной собственностью или не переданные муниципалитету в управление, но расположенные на территории муниципального образования. Особенностью системы местного самоуправления является то, что население муниципального образования является одновременно и субъектом, и, как основная часть местного сообщества муниципального образования, объектом управления социально-экономическим развитием муниципального образования.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |