Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и определения. 1. Актуализация - метод экономического расчета, заключающийся в приведении показателей будущего состояния к их значениям


1. Актуализация - метод экономического расчета, заключающийся в приведении показателей будущего состояния к их значениям, отражающим нынешние условия.

2. Актуализация данных- регулярное внесение изменений в информационные фонды, базы данных с целью поддержания их в достоверном состоянии, пополнения и обновления.

3. Адаптивность системы муниципального управления - способность системы муниципального управления своевременно перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями окружающей среды (экономической ситуации, конкуренции, потребностей, научно-технического прогресса и пр.).

4. Анализ SWOT или анализ ССВУ (сила, слабость, возможности, угрозы) - анализ сильных и слабых сторон муниципального образования, оценка его возможностей и потенциальных угроз. Возможности определяются как нечто, дающее возможность чего-либо добиться. Угроза — это то, что может принести ущерб, лишить существующих преимуществ: экономическая и политическая ситуация, долги и т.п.

5. Базовые нормативы - единые нормативы для определения прогнозных показателей областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.

6. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

7. Бюджет развития – ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие муниципального образования, на социальные программы, иные расходы на расширенное воспроизводство.

8. Бюджет текущих расходов – расходы на текущее содержание и капитальный (восстановительный) ремонт муниципального хозяйства и содержания социально – экономической сферы муниципального образования и иные расходы, не включенные в бюджет развития.

9. Бюджетирование – технология планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов организации. Является составной частью муниципального менеджмента.

10. Ведомственная целевая программа – комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, реализуемых главным распорядителем бюджетных средств и обеспечивающих решение отраслевых задач в поле его ответственности в сфере социально- экономического развития.

11. Внешняя среда муниципального образования – факторы, условия, силы и субъекты, влияющие на расход ресурсов, риски, эффективность и общую ситуацию в муниципальном образовании извне, и не принадлежащие данному муниципальному образованию.

12. Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.



13. Генеральная стратегическая цель (миссия) органа муниципального управления – краткое определение важнейшей цели муниципальной политики, за достижение которой отвечает данный орган, ради достижения которой он создан и работает.

14. Государственный минимальный социальный стандарт – установленный законодательством Российской Федерации минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека.

15. Государственная культурная политика -в РФ - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

16. Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

17. Градообразующая сфера - совокупность расположенных на территории городского округа, городского и сельского поселения предприятий и организаций, ориентированных на производство товаров и услуг в рамках регионального, национального и транс­национального разделения труда и формирующих основной про­изводственный потенциал муниципального образования.

18. Демографическая политика - система мер, осуществляемых государством в отношении населения страны или района, направленных на достижение сознательно поставленных демографических целей повышения или снижения естественного прироста населения.

19. Демографические показатели - показатели, характеризующие состояние и качественный состав населения: рождаемость, смертность, естественный прирост населения, механический прирост населения, половозрастная пирамида. Для изучения динамики роста населения используются: коэффициент роста населения, коэффициент прироста населения, темпы роста населения.

20. Денежные доходы населения - все поступления денег в виде оплаты труда работающих в различных секторах экономики (заработной платы, премий, постоянных надбавки к зарплате и средств на командировочные расходы); доходов от предпринимательской деятельности; пенсий, пособий и стипендий; доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты и других поступлений от продажи ценных бумаг; поступлений от продажи недвижимости, скота и продуктов сельского хозяйства, различных изделий и других товаров (включая продажи на неорганизованном рынке); доходов от оказанных на сторону различных услуг и пр.

21. Долгосрочный, среднесрочный и текущий планы социально-эконо­мического развития муниципального образования - плановые документы, определяющие индикаторы развития конкретных видов экономической деятельности и социальной жизни муниципального обра­зования по планируемым этапам (соответственно на 10, 5 лет и 1 год) и описыва­ющие механизмы реализации каждого из плановых этапов, их конкретных участ­ников и необходимые для достижения запланированных целей и задач ресурсы.

22. Долгосрочная целевая программа - комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и показателям результативности мероприятий, направленных на решение проблем системного характера в сфере социально-экономического развития территории.

23. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

24. Здравоохранение - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

25. Имидж (образ) – совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. субъекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к этому субъекту; - реальный или воображаемый вид, облик личности или организации, стиль поведения, представления о ней в общественном сознании.

26. Инвестиционный паспорт муниципального образования — эко­номический документ, состоящий, как правило, из двух разделов. Первый раздел содержит детальный анализ финансового, эконо­мического, рекреационного, трудового, интеллектуального, сырь­евого и природного потенциалов сельского района, города с точки зрения высокой инвестиционной привлекательности и низких ин­вестиционных рисков капиталовложений в территорию. Второй раздел содержит описание инвестиционных проектов, предлагае­мых территорией для собственных и внешних инвесторов.

27. Индекс— цифровой статистический показатель, выражающий состояние и тенденции изменений того или иного явления муниципального управления.

28. Инвестиции — долгосрочные вложения частного или государственного капитала в различные отрасли муниципальной экономики с целью получения прибыли. Желаемый ресурс для органов местного самоуправления.

29. Инвестор - юридическое (физическое) лицо, которое от своего имени или группы юридических (физических) лиц направляет собственные или заемные и привлеченные средства на строительство или реконструкцию жилых домов и выступает стороной инвестиционного контракта с администрацией муниципального образования.

30. Интеграция– процесс объединения усилий различных сфер, секторов, подсистем или подразделений для достижения целей. Ее реализация происходит в муниципальных комплексных программах; - экономическая форма интернациональной хозяйственной жизни возникшая после второй мировой войны, процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Включает развитие производства и научно технической кооперации торгово- экономических и валютно-финансовых связей.

31. Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

32. Информация – совокупность сведений, данных, знаний об изучаемом объекте или явлении. В теории управления совокупность сведений об изменениях совершающихся в системе и окружающей среде; она уменьшает степень неопределенности знаний о ходе процесса управления; предмет, средство и продукт управленческого труда; - содержащиеся в чем-либо сведения о чем-либо, признаки некоторого объекта, представленные в другом объекте; - отражение в сознании человека окружающей его действительности. Совокупность сведений о состоянии управляе­мой системы и окружающей ее среды.

33. Инфляция- кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного воспроизводства, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги. Инфляция закладывается во все проекты государственных финансовых планов.

34. Качество жизни населения - категория, всесторонне характеризующая уровень и степень благосостояния, свобод, социального и духовного развития человека.

35. Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования -это прогнозно-плановый документ, формулирующий и увязывающий по срокам, финансовым, трудовым, материальным и иным ресурсам реализацию стратеги­ческих приоритетов муниципального образования, а также текущую деятель­ность его экономического и социального секторов, обеспечивающую сбаланси­рованное, устойчивое развитие муниципального района, городского округа, го­родского и сельского поселения.

36. Культура -совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности: отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека; воплощенная в предметных, материальных носителях и передаваемая последующим поколениям.

37. Культурно-досуговая деятельность – целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности или как перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.

38. Молодежь (молодые люди) – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет включительно.

39. Молодежная политика – координированная и целенаправленная в разных областях жизни деятельность, исходящая из реальных потребностей молодежи.

40. Местное самоуправлениекак выражение власти народа - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населе­ния по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интере­сов населения, его исторических и иных местных традиций.

41. Миссия(стратегические установки, предназначение) муниципального образования – основное назначение, определяющее смысл его существованию: то главное, что оно предоставляет и обеспечивает своему населению сейчас и в последующем его потомкам, памяти предков, а также региону и Российской Федерации.

42. Мониторинг социально-экономического состояния муниципального образования - система непрерывного наблюдения за фактиче­ским положением дел в социально-экономической сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и раз­витию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере.

43. Муниципальная молодежная политика - система мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, информационного характера, предпринимаемых различными субъектами молодежной политики, направленных на создание условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, регулируемая муниципальными правовыми актами и проводимая на территории муниципальных образований, а также процесс реализации этих мер.

44. Муниципальное образование - экономическая категория, содержанием которого является городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория федерального значения, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные ор­ганы местного самоуправления. Муниципальное образование — это не просто место совме­стного проживания людей. Оно объединяет сообщество в систе­му, состоящую из элементов (экономика, культура, право, поли­тика и социальные отношения), функционирование которых направлено на достижение генеральной цели — рост качества жизни каждого человека.

45. Муниципальная политика – это искусство управления муниципальным образованием, ведение муниципальных дел, содержание деятельности муниципальных органов власти; - это цели и задачи деятельности муниципальных органов в различных сферах муниципального образования; - основные принципы, нормы и деятельность местных органов по реализации муниципальной власти. По отношению к муниципальному образованию различают внутреннюю и внешнюю политики; - система принципов, мето­дов и ключевых направлений действий органов государственного уп­равления и местного самоуправления, ориентированных на создание взаимосвязанных нормативно-правовых, финансово-экономических, организационных и социальных условий жизнедеятельности местного сообщества, а также эффективных стимулов его развития.

46. Муниципальная система здравоохранения- органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения.

47. Муниципальная социальная политика – это формирование жизненного уровня населения, влияние на воспроизводство человеческого капитала, оказание социальных услуг и развитие социальной инфраструктуры на местном уровне.

48. Муниципальная целевая программа – увязанный по исполнителям, ресурсам и срокам исполнения (в том числе с другими программами) комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение различных задач в области экономического, экологического, социального и культурного развития муниципального образования.

49. Муниципальная экономика - развивающаяся в границах муниципального образования на базе сложившихся производительных сил и производственных отношений стратегия и тактика хозяйственной деятельности местных органов, охватывающие все звенья товарного производства, распределения, товародвижения и потребления материальных благ; - особого рода экономичес­кие отношения граждан местного сообщества по поводу производства, распределения и потребления товаров, продуктов и услуг, которые производятся на данной территории.

50. Муниципальная экономическая политика - это взаимосвязанная совокупность экономических целей и установок, а также способов их достижения, разработка и реализация которых осуществляется местным сообществом и муниципальными органами; - это деятельность и совокупность мер, проводимых местными органами от лица местного сообщества в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экономического продукта (товаров и услуг) в муниципальном образовании. Она включает в себя структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику; - систе­ма принципов, методов и ключевых направлений действий органов муниципального управления, ориентированных на обеспечение ста­бильного и многоукладного развития экономики местного сообщества, позволяющего создать комфортные условия проживания населения на определенной территории.

51. Муниципальное управление - составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни его населения.

52. Муниципальное хозяйство – комплекс расположенных в муниципальном образовании предприятий, учреждений и организаций различной формы собственности, удовлетворяющих социально-бытовые потребности населения; - это совокупность предприя­тий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлет­ворение коллективных (общественных) потребностей населения.

53. Муниципальное экономическое развитие (МЭР) - структурная перестройка муниципальной экономики в соответствии с потребностями населения. Основными показателем МЭР муниципального образования считается увеличение показателей бюджета на одного жителя, свидетельствующее: а) о росте эффективности использования имеющихся ресурсов; б) о росте среднего благосостояния его жителей.

54. Муниципальные органы управления – это комплексная организация, представляющая собой сложную многоэлементную систему, характеризующуюся тем, что каждый ее орган взаимодействует со своим элементом муниципального образования, используя свои стратегии преодоления неопределенности, а также структуру, принципы и методы управления.

55. Муниципальные услуги – общественно полезные функции, осуществляемые органами муниципального управления, бюджетными учреждениями, а также блага и услуги, предоставляемыми ими гражданам и юридическим лицам.

56. Муниципальные финансы – совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения; - совокупность денежных средств, которой располагает муниципальное образование для реше­ния задач экономики и местной социальной политики, возложенных на муниципальные органы государством.

57. Муниципальный заказ – соглашение между органом местного самоуправления и подрядной организацией о выполнении работ (об оказании услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета; - правовое регулирование догово­ров по решению местных проблем с целью достижения максимальной экономической эффективности использования бюджетных средств и стимулирования развития конкурентных отношений.

58. Муниципальный конкурс (тендер) на социальный заказ - это публичное объявление о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов.

59. Муниципальный контракт – это договор, заключенный органами муниципального управления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организациями от имени муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах муниципального бюджета.

60. Образование - один из социальных институтов в системе общественного разделения труда, сориентированный на выполнение двух специфических задач: 1) превратить имеющийся в обществе социально-культурный опыт в достояние всех его членов в той мере, в какой они в нем нуждаются для полноценной и приносящей удовлетворение жизни; 2) сформировать у человека способность к обогащению имеющегося опыта собственным вкладом.

61. Оперативные (локальные) цели - цели нижнего уровня, ре­ализация которых является необходимым условием достиже­ния тактических целей. Время реализации оперативных целей не должно превышать один год.

62. Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделённые полномочиями на решение вопросов мест­ного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

63. Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан: а) объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения; и законно реализующих право на свободу ассоциации. Общественные объединения являются свободными коллективными образованиями, осуществляющими взаимодействие гражданского общества и государства.

64. Объект - предмет, явление, процесс или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности, на которые направлена деятельность, мысль, чувство и т.д. Объект противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

65. Паспорт муниципального образования - документ, сформированный в виде систем показателей и индикаторов, характе­ризующих состояние экономики, экологии и социальной сферы муниципально­го образования.

66. Планирование– это четкое представление того, что, какими ресурсами и в какой период времени необходимо сделать субъектам территориального управления для достижения намеченных целей и задач в условиях меняющегося взаимодействия внутренних и внешних факторов.

67. Планирование развития территории муниципального образования - это целенаправленное планомерное планирование его облика, охватывающее все сферы деятельности органов местного самоуправления. Это собственная обязательная компетенция местной власти. Для этого в администрации создаются структурные подразделения по планированию развития муниципального образования.

68. Показатель - обобщенная характеристика свойств объекта (муниципального образования) или процесса (муниципального управления). Показатель выступает методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. Различают: а) качественные показатели, фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства; б) количественные показатели, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства.

69. Политика– общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей.

70. Потенциал муниципального образования - возможность его социально-экономического развития при полном задействовании всех финансовых, трудовых, природных ресурсов, существующих в текущий период времени и на перспективу, а также при полном использовании его рекреационных возможностей, географического положения и культурно-исторического наследия

71. Приоритетные цели (задачи) муниципального образования - цели (задачи), выбранные из числа долгосрочных, тактических и оперативных, на достижение которых должны быть направлены основные усилия местного сообщества, соответственно, в долго­срочном, среднесрочном и текущем периодах.

72. Прогноз - научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоя­нии системы (муниципального района, городского округа) или ее составных час­тей (поселение, административный район), выраженная в виде экономических и иных понятий, индикаторов и систем показателей.

73. Прогнозирование– метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущее предположения относительно будущего, т.е. определение тенденций развития и образа будущего; - вероятностное суждение о возможном состоянии какого-либо явления в будущем, включающее количественные оценки и более или менее определенные сроки изменения этого явления.

74. Проект - ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, определенными ограничениями расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

75. Процесс стратегического управления — совокупность последовательных действий, для достижения целей, поставленных перед муниципальным образованием в условиях изменчивости и сложности внешней среды, позволяющий оптимально использовать наличный потенциал и гибко реагировать на требования внешней среды.

76. Развитие- необратимое направленное закономерное изменение объектов или системы, в результате которого возникает их новое качественное состояние.

77. Ранжирование– определение важности, весомости, ранга факторов и проблем по их актуальности, эффективности, масштабности, степени риска и т.п.

78. Регион - это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации.

79. Регулирование - функция муниципального управления, на­правленная на поддержание внутренней стабильности, устранение от­клонений в тех процессах, которые определяют само существование местного сообщества, его целостность.

80. Система образования - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.

81. Система здравоохранения – совокупность органов управления и организаций здравоохранения и практической деятельности в области здравоохранения, взаимодействующих в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья граждан, оказания им медицинских услуг.

82. Социальная защита - в широком смысле - деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав. В узком смысле - комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения; – комплексная система организационно-правовых, экономических и других мер, направленных на обеспечение необходимого качества жизни каждого члена общества в конкретных социально-экономических условиях. Включает социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь, социальную поддержку и правовую защиту.

83. Социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

84. Социальная поддержка – меры социально-психологической и духовной поддержки, содействие общественной активности и активному долголетию граждан.

85. Социальная политика – целенаправленная деятельность государства и его институтов по совершенствованию и развитию социальной сферы общества, его социальной структуры, по регулированию положения, отношений и взаимодействия социальных групп, удовлетворению их потребностей, согласованию их интересов с интересами общества. Социальная политика охватывает все сферы жизнедеятельности людей – производственную, социальную, политическую, духовную – и регулирует отношения между обществом, коллективом.

86. Социальная помощь – материальная и натуральная помощь, помощь в виде социально-бытовых, медико-социальных и других видов социальных услуг, социального ухода; - поддержка в денежной и/или натуральной форме, предоставляемая с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь оказывается за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся, безработным и/или нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми.

87. Социальная сфера – составная часть жизни общества (наряду с экономической, политической, духовной), непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей людей, качеством их жизни, условиями труда, быта и досуга, с реализацией интересов различных социальных групп, этнонациональных общностей.

88. Стратегический выбор – совокупность приоритетных функций, выполняемых муниципальными органами в рассматриваемой перспективе, реализация которых должна обеспечить достижение главных целей комплексного социально-экономического развития муниципального образования; - формирование и оценка альтерна­тивных направлений развития местного сообщества.

89. Социально-экономическое развитие муниципального образования - управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории муниципального образования с наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения.

90. Спорт- составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

91. Стратегическое планирование – одно из направлений муниципального управления, представляющее собой управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями муниципального образования, ее потенциальными возможностями. Оно включает в себя разработку муниципальных политик в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования, разработку программ и проектов, прогнозирование и программирование социально-экономического развития.

92. Стратегия муниципального управления - обоб­щенная модель долгосрочных действий местного сообщества, ор­ганов местного самоуправления, необходимых для достижения социальных целей.

93. Субъект- индивид или социальная группа, выступающие носителем предметно-практической деятельности и познания. Субъект является источником активности, направленной на объект; - человек как носитель предметно-практической деятельности и познания. Различают индивидуальный и групповой (коллективный) субъект.

94. Сфера культуры -совокупность предприятий, учреждений и некоммерческих организаций, которые относятся, в соответствии с официальной классификацией, к различным секторам народного хозяйства, производящим материальные произведения культуры и искусств, нематериальные услуги.

95. Устойчивое развитие муниципального образования - динамичное, сбалансированное развитие реального сектора эконо­мики, инфраструктуры и социума в условиях соблюдения экологического равно­весия, ориентации на повышение конкурентоспособности территории в рыноч­ных отношениях и человеческом измерении для ныне живущего и будущих по­колений.

96. Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

97. Цель - планируемый на основе научных методов результат де­ятельности, определяемый качественно (в виде экономических понятий), количественно (в виде цифровых показателей) и во времени.

98. Экономическая база муниципального образования - включает в себя совокупность предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и т.д.

99. Экономическая политика - совокупность политических, правовых и экономических мер, предпринимаемых государством для целенаправленного и планомерного решения достаточно четко осознаваемых и формулируемых задач, связанных с решением каких-либо комплексных общих проблем, стоящих перед национальной экономикой на каком-либо этапе ее развития. Как всякая политика экономическая политика является концентрированным выражением экономики.

100. Экономическая эффективность - соотношение между затратами ресурсов, с одной стороны, и полученными результатами, то есть объёмом произведённых благ, с другой стороны.

101. Эффект - польза, приносимая людьми (обществу) разницей между затратами и результатами, и способность этой разницы удовлетворять жиз­ненные потребности общества, людей.

102. Эффект социальный - совокупный и общий положительный резуль­тат, который получает общество как в процессе производства того или иного продукта (услуги) или выполнения определенного рода работы, так и при потреблении соответствующих материальных, социальных и духовных ценностей.

 

 

Заключение

Проблемы социально – экономического развития муниципальных образований и управления этим процессом характеризуются высоким уровнем сложности, требуют специальных профессиональных знаний и умения.

Настоящий конспект лекций имел своей целью сформировать у студентов теоретические знания в области управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.

Несмотря на то, что в управлении развитием социально-экономических систем в нашей страны происходят быстрые изменения, конспект лекций может служить учебным пособием для студентов в течение ряда лет. Необходимые уточнения можно будет получить во время лекций, читаемых преподавателем в аудитории, или при непосредственном изучении нормативных документов, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления в сфере социально – экономического развития муниципальных образований.

Авторы надеются, что, ознакомившись с данным конспектом лекций, студенты смогут получить комплексное представление о подходах к управлению и планированию социально – экономического развития муниципальных образований, о содержании и этапах разработки комплексных программ социально – экономического развития муниципальных образований, о формировании целевых программ по отдельным направлениям развития социальной сферы муниципального образования.

Литература

Законодательные и нормативные акты:

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29 декабря 2004 года);

2. Градостроительный кодекс РФ (ст.57) от 29.12.2004 №190-ФЗ (изм. 2007 г.);

3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред.2007 г.);

4. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ (с изм. от 9 июля 1999 г.) «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»;

5. Федеральный закон РФ от 30.09.2010 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации»;

6. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регу­лирования тарифов организаций коммунального комплекса»;

7. Федеральный Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;

8. Федеральный Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-ФЗ;

9. Федеральный закон от 10.12.1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;

10. Федеральный Закон РФ от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;

11. Федеральный Закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

12. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 г. N 1760-р;

13. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О совершенствовании разработки, утверждении и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации» № 170 от 17.06.2002 г.;

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации №1662-р от 17.11.2008 г. «Об утверждении Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.»;

15. Указ президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»;

16. Постановление Правительства РФ от 19.04.2005 г. № 239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»;

17. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 594 «О порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

Основная литература:

1. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. — 3-е изд., перераб. — М.: Издательство «КноРус», 2010 г. (главы 22-24);

2. Система муниципального управления. Учебник. Под общей редакцией Зотова В.Б., СПб.: Издательство «Питер», 2007 г. (главы 2-7);

3. Управление социально-экономическим развитием муниципальных образований: обобщение опыта России и Республики Узбекистан: монография/ под общ. ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. Ю.Г. Одегова; С.К. Абдувалиев. – М.: Издательство «Палеотип», 2006 г.

Дополнительная литература:

1. Аверин А. Н. Государственная система социальной защиты населения. М.: РАГС. 2010 г.;

2. Балобанов А.Е., Лукьянов А.Н. Муниципальные стратегии - сделано в России. - М.: Аспект Пресс, 2007 г.;

3. Бакина О.В. Программно-целевой метод как механизм реализации государственной политики в сфере культуры. // Проблемы образования, науки и культуры. 2010 г. № 4 (81).;

4. Барчуков И.С., Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. учебное пособие для студентов ВУЗов. 3-е изд.. / под ред. Маликова Н.Н. - М.: Академия, 2009 г.;

5. Бочкарева Т.В. Стратегия развития муниципального образования: технологические основы программирования - М.: МОНФ, 2007 г.;

6. Воробьев В.А., Иванцова М.О., Еремина А.Е. Стратегия развития муниципального образования: Методическое пособие. Н.Новгород: ННГАСУ, 2007 г.;

7. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами. - М.: Академия, 2008 г.;

8. Вулах М.Г., Братановская М.С. Система муниципального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности / под ред. д.ю.н. С.Н. Братановского. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2007 г.;

9. Гендугова М.Н. Некоторые проблемы гражданской подготовки молодежи к участию в государственном и муниципальном управлении// Актуальные проблемы государственной и муниципальной службы: Сборник научных трудов/ Под ред. К.О. Магомедова. – М.: МАКС Пресс, 2010 г. вып. 7.;

10. Горбачева Л.Ф. Деятельность местных органов управления образованием в новых условиях: Практические рекомендации. АРКТИ, 2007 г.;

11. Заусаев В.К., Воронцова Л.С., Быстрицкий С.П., Анисимов А.С. Стратегическое развитие муниципальных образований: методология и практика планирования. - М., 2007 г.;

12. Кобилев А.Г., Харитонова Е.Л. Концептуальные основы функционирования социально-экономического развития муниципального образования. - Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ (НПИ), 2009 г.;

13. Кузьмин С.В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования. - М.: Обруч, 2010 г.;

14. Медведева Н.В. Управление системой образования в РФ в условиях взаимодействия государственной и муниципальной власти // Социальная политика и социология, 2009 г. № 2.;

15. Мельвиль Е.Х. Новые механизмы развития сферы культуры: организационные, экономические, правовые. // Справочник руководителя учреждения культуры, 2010 г., № 10.;

16. Митерев М.А. Программно-целевые методы планирования как инструмент государственного управления развитием социально-экономических систем. Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал», 2009 г.;

17. Методика формирования и анализа комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. / В.И.Псарёв, Т.В.Псарёва, Н.В.Сушенцева, И.А. Гончаров. Под общ. Ред. В.И.Псарёва, Н.В.Сушенцевой. – Новосибирск, 2010 г.;

18. Муниципальные услуги: особенности предоставления и планирования: монография / коллектив авторов под общей редакцией С.В. Перфильева. Рязань: РГРТУ, 2009 г.;

19. Никифоров С.А., Денисов И.Н., Ползик Е.В. Муниципальное здравоохранение в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития. - Екатеринбург: УрО РАН, 2007 г.;

20. Панферова Н. Н. Управление в системе образования. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010 г.;

21. Пинская Е. В. Обеспечение социально-экономического развития муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления программными методами. - Челябинск, 2005 г.;

22. Программно-целевой подход к управлению здравоохранением – основа дальнейшего совершенствования обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008 г., № 1.;

23. Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Райзберг Б.А., Лобко А.Г. - М: Инфра-М, 2007 г.;

24. Самохип А.Д. Методы программно- целевого подхода / Самохин А.Д. //Экономика и математические методы: Т. 10, вып.5. - М., 2007 г.;

25. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. - М.: Издательство «КноРус», 2009 г. (главы 7, 13).;

26. Система муниципального управления: учебник. 5-е изд. (исправленное и дополненное) Под редакцией В.Б. Зотова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 г.;

27. Солинова М.В. Программный подход к стратегическому управлению сферой образования // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (Государство и общество), 2009 г., № 1;

28. Солинова М.В. Совершенствование механизмов управления целевыми программами в сфере образования // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 17, декабрь 2008 г.;

29. Сорочкин Б.Ю. Актуальные проблемы культурной политики современной России, - М.: ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА URSS, 2008 г.;

30. Социальная защита отдельных категорий населения : учеб. пособие / А. Н. Аверин; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: РАГС, 2009 г.;

31. Социальное развитие муниципальных образований: Пособие к электронному учебно-методическому комплексу «Стратегия развития муниципальных образований». Часть V / под общ. ред. Волгина Н.А., Бакушева В.В. - М.: Изд-во РАГС, 2007 г.;

32. Стародубов В.И., Флек В.О. Финансирование медицинской помощи населению Российской Федерации, ориентированное на результат. - М.: МЦФЭР, 2007 г.;

33. Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М., Малахова Н.Г. Экономика и управление здравоохранением. - М.: Феникс, 2009 г.;

34. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2009 г.;

35. Управление и экономика здравоохранения. Под редакцией А. И. Вялкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009 г.;

36. Управление ЛПУ в современных условиях. Второе издание, актуализированное с учетом последних изменений в законодательстве. Под редакцией: В.И. Стародубова. - М.: ИД «Менеджер здравоохранения». 2011 г.;

37. Управление развитием территории муниципального образования: Пособие к электронному учебно-методическому комплексу «Стратегия развития муниципальных образований». Часть II / под общ. ред. Бакушева В.В. – М.: Изд-во РАГС, 2007 г.;

38. Фетисов В.А., Виноградов П.А. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: нормативное правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение. - М.: Инсан, 2008 г.;

39. Филатов О.К. Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование, территориальное планирование): учебное пособие. М.: АНХ, 2007 г.;

40. Формирование системы социальной защиты населения. Национальные проекты//Основы национальной экономики : учеб. пособие / [А. В. Сидорович и др.]; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: Дело и сервис, 2009 г.;

41. Хитрова Е.М. Принципы устойчивого развития на примере отрасли физической культуры. // Социально- экономическое развитие и образование, 2010 г., № 5;

42. Хайруллина И.С. Выбор типов учреждений здравоохранения: обоснование, возможности и угрозы. Под редакцией В.И. Стародубова. - М.: ИД «Менеджер здравоохранения». 2011 г.;

43. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007 г.;

44. Харченко К.В. Белгородская модель программно-целевого регулирования молодежной политики // Муниципальная власть. 2009 г. № 3;

45. Шептухин А.Н. Стратегическое планирование развития муниципальных образований. - Самара: Вестник Самарской экономической академии, 2006 г.;

46. Яковлев О.П., Картаева Е.А, Родина Н.В. Комплексное территориальное развитие и постановка стратегического управления в администрации муниципального образования. - М.: Российский научный центр государственного и муниципального управления, 2007 г.

Электронные ресурсы:

Название ресурса Адрес в Интернете
Фонд Институт экономики города http://www.urbaneconomics.ru
Международная библиотека «Информационная сеть местных органов власти» (Local Government Information Network – LOGIN) http://www.urbaneconomics.ru/login.php?link=http://ruc.logincee.org/library.asp? varLang=RU
Общероссийский конгресс муниципальных образований, ОКМО http://www.rncm.ru/default.aspx
Московский общественный научный фонд, МОНФ http://www.mpsf.org/lib.html
Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» http://www.leontief.ru
Международная ассамблея столиц и крупных городов, МАГ http://www.e-gorod.ru
Официальный сайт Министерства финансов РФ http://www1.minfin.ru/ru/reforms/budget
Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ http://www.economy.gov.ru
Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ http://www.minzdravsoc.ru
Официальный сайт Министерства культуры РФ http://www.mkmk.ru
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
Официальный сайт Министерства регионального развития РФ http://www.minregion.ru
Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ http://www.minprom.gov.ru  
Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ http://www.minstm.gov.ru
Сайт Федерального агентства по делам молодежи РосМолодежь http://www.fadm.gov.ru
Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике http://www.rost.ru/
Официальный сайт федеральных целевых программ http://www.programs-gov.ru/
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/
Научно-технический центр правовой информации «Система» http://www.systema.ru/
Интернет-журнал «Новая политика» www.novopol.ru

 

Периодические издания:

Журналы: «Государственное управление. Электронный вестник», «Вопросы государственного и муниципального управления», «Государственное и муниципальное управление. Теория и практика», «Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС: политика, управление, экономика», «Актуальные проблемы социально- экономического развития России», «Муниципальная власть», «Муниципальное право», «Вопросы местного самоуправления», «Проблемы местного самоуправления», «Муниципальная экономика», «Муниципальная служба», «Муниципалитет», «Практика муниципального управления», «Городское управление», «Управление развитием территории», «Управление экономическими системами», «Экономика России: XXI век», «Социальная политика и социология», «Социальная политика и социальное партнерство», «Недвижимость и инвестиции», «Инвестиции Плюс», «Общество и культура», «Здравоохранение», «Вестник образования России», «Образование и общество» и др.

Приложение 1.

Календарный график работы над комплексной программой социально-экономического развития

_______________________________________________

(наименование муниципального образования)

на ____________ годы

Наименование работ Срок выполнения Ответственное лицо
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Принятие решения (наименование представительного ор­гана муниципального образования) о по­рядке разработки комплексной програм­мы социально-экономического развития поселения   Ф.И.О., должность
Определение конкретных функциональных обязанностей членов рабочей группы, закрепление их за формировани­ем определенных разделов, подразделов комплексной программы   Ф.И.О., должность
ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ
Сбор статистической информации, ин­формации органов ФНС и т.д. по вопро­сам развития экономики и социальной сферы (наименование муниципаль­ного образования) (за последние пять лет)   Ф.И.О., должность
Сбор информации об имеющемся ресурсном потенциале (наличие разведанных полезных ископаемых, оценка лесных и водных ресурсов и т.д.)   Ф.И.О., должность
Анкетирование руководителей струк­турных подразделений местной адми­нистрации, руководителей организаций, выборочно граждан по выявлению проблем социально-экономического раз­вития и вопросам желаемого будущего развития (наименование муниципального образования) и позиционирования его в структуре экономики (наименование муниципального района)   Ф.И.О., должность
ЭТАП РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ
Анализ социально-экономического раз­вития (наименование муниципального образо­вания) и диагностика проблем развития   Ф.И.О., должность
Анализ конкурентных преимуществ и недостатков (наименование муниципального образо­вания)   Ф.И.О., должность
Формирование главной цели (с учетом проведенного анкетирования)   Ф.И.О., должность
Постановка целей и задач для достиже­ния главной цели. Ранжирование целей и задач   Ф.И.О., должность
Разработка разделов Программы: кон­цепции, долгосрочного, среднесрочного и годового планов   Ф.И.О., должность
Оценка ожидаемых эффектов от реали­зации Программы   Ф.И.О., должность
ЭТАП УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Рассмотрение проекта Программы в местной администрации (наименование муни­ципального образования)   Ф.И.О., должность
Презентация проекта Программы. Об­суждение, формирование положительно­го настроя по отношению к Программе и заинтересованности в ее реализации   Ф.И.О., должность
Согласование проекта Программы в финансовых и экономических органах Субъекта РФ (для муниципальных районов и городов) и в финансовых и экономических органах муниципальных образований (для поселений)   Ф.И.О., должность

Приложение 2.

Макет анкеты опроса руководителей и специалистов органов управления муниципального образования

1. Ваша фамилия, имя, отчество, адрес, телефон (заполняется по желанию)

2. Укажите название муниципального образования, с которым связаны Ваши предложения

3. Что в Вашем населенном пункте отсутствует или есть в недостаточном объ­еме (газ, водопровод, хлеб, стройматериалы, баня, телефон и т.д.)?

4. Какая сельхозпродукция, дичь, полезные ископаемые, минеральное сырье, лес, дикоросы имеются (производятся) на Вашей территории? Какие и где, по Вашему мнению, нужно расположить предприятия по их переработке и консер­вированию?

5. Какая помощь, по-вашему, может быть оказана в создании этих предприятий (деньги, кадры, проекты, консультации и т.д.) со стороны местной администра­ции муниципального образования?

6. Где нужно построить или организовать предприятия по бытовому и куль­турному обслуживанию населения (парикмахерские, бани, гостиницы, пекарни, бензоколонки, магазины, сберкассы, швейные, ремонтные мастерские, аптеки, клубы и т.д.)?

7. В производстве каких продуктов и услуг Вы видите преимущество Вашего муниципального образования по сравнению с другими? Почему?

8. На производстве какой продукции, на Ваш взгляд, нужно местному бизнес- сообществу сконцентрировать внимание? Почему?

9. Какие места, исторические памятники могут заинтересовать туристов, в том числе иностранных? Что нужно предпринять местной администрации для повы­шения его исторической привлекательности?

10. Какие народные промыслы или виды производств имели место в истории муниципального образования, которые ныне целесообразно возродить, каковы Ваши соображения в пользу их возрождения?

11. Какие отрасли в Вашем хозяйстве или хозяйстве города, района, поселения переживают упадок? Почему? Что надо сделать, чтобы поправить положение?

12. В каких отраслях хозяйства, на Ваш взгляд, наметился подъем и почему? Что надо сделать, чтобы закрепить и развить положительные тенденции?

13. Какие товары (продукты) и услуги, которые сегодня производятся на терри­тории Вашего муниципального образования, пользуются спросом? Реализация ка­ких вызывает затруднения? Почему?

14. Какие товары (промышленные или продовольственные), услуги целесооб­разно освоить в Вашем муниципальном образовании? Кому они будут нужны? Назовите возможные рынки сбыта.

15. Производство каких товаров (продуктов) можно освоить на территории му­ниципального образования взамен импортных (как зарубежных, так и из других регионов России)?

16. За счет производства каких продуктов сегодня, на Ваш взгляд, живет му­ниципальное образование, что может сделать местная администрация, чтобы на­растить их производство и переработку?

17. Производство какой продукции нужно прекратить?

18. Есть ли, на Ваш взгляд, более оптимальный набор продуктов и услуг, кото­рым надо заменить традиционный, и что нужно сделать, чтобы осуществить их производство и сбыт?

19. По каким продуктам (товарам), услугам сезонные колебания в ценах, в сбыте не приводят к достижению ожидаемых поступлений средств в бюджет муниципалитета? Есть ли смысл заменить их другими товарами и услугами? Какими?

20. По каким продуктам, для каких предприятий Вы бы сочли необходимым применить налоговые льготы?

21. Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы повысить конкурентоспособность продукции Вашего муниципального образования?

22. Какие Ваши предложения о производстве продуктов и услуг не нашли по­нимания в бизнес-сообществе?

23. Какие продукты промышленного и сельскохозяйственного профиля мож­но освоить в кооперации с другими муниципальными образованиями _____________

(наименование субъекта Российской Федерации), другими субъектами Российс­кой Федерации путем создания совместных предприятий?

24. Какие конкурентоспособные товары и услуги можно произвести, опираясь на имеющиеся на Вашей территории ресурсы (производственные, финансовые, минеральные, трудовые)?

25. Что необходимо предпринять, чтобы сделать выгодным для муниципально­го образования производство продукции с использованием местных ресурсов?

26. Как Вы оцениваете роль банков, паевых фондов, кредитных союзов, кре­дитных кооперативов в развитии малого и среднего бизнеса?

27. Как, на Ваш взгляд, нужно использовать средства населения для развития муниципального образования и защиты этих средств от инфляции?

28. Эффективно ли используются муниципальные земли сельскохозяйствен­ного, производственного и рекреационного назначения? Что нужно сделать для повышения их эффективного использования?

29. Что нужно сделать для улучшения работы транспорта, связи развития до­рожной сети?

30. Что нужно сделать для совершенствования работы систем здравоохране­ния и образования?

31. Где нужна газификация или иное улучшение бытовых условий, готовы ли, по Вашему мнению, люди вложить туда свои средства?

32. По каким специальностям, направлениям необходима подготовка и пере­подготовка специалистов и руководителей муниципальных образований?

33. Назовите в порядке значимости пять-шесть стратегических целей и задач в социальном и экономическом развитии Вашего муниципального образования. Какое личное участие в решении этих целей задач Вы сочли бы возможным?

34. Какой вид и какую форму сотрудничества с населением и бизнес-структу­рами муниципального образования в достижении названных стратегических це­лей и задач Вы бы считали приемлемыми и эффективными?

35. В чем Вы видите основные помехи в использовании Вашего делового по­тенциала? Что Вам мешает?

36. Назовите пять приоритетных направлений в социальном и экономическом развитии Вашего муниципального образования, расположив их по значимости

1____________________________________________________________

2____________________________________________________________

3____________________________________________________________

 

 

Макет анкеты опроса представителей бизнес-сообщества муниципального образования

1. Ваша фамилия, имя, отчество, адрес, телефон (заполняется по желанию)

2. Укажите название муниципального образования, с которым связаны Ваши предложения

3. Что в Вашем населенном пункте отсутствует или есть в недостаточном объ­еме (газ, водопровод, хлеб, стройматериалы, баня, телефон и т.д.)?

4. Какая сельхозпродукция, дичь, полезные ископаемые, минеральное сырье, лес, дикоросы имеются (производятся) на Вашей территории? Какие и где, по Вашему мнению, нужно расположить предприятия по их переработке и консер­вированию?

5. Какая нужна помощь в создании этих предприятий (деньги, кадры, проек­ты, консультации и т.д.)?

6. Где нужно построить или организовать предприятия по бытовому и куль­турному обслуживанию населения (парикмахерские, бани, гостиницы, пе­карни, бензоколонки, магазины, сберкассы, швейные, ремонтные мастерс­кие, аптеки и т.д.)?

7. В производстве каких продуктов и услуг Вы видите преимущес­тво Вашего муниципального образования по сравнению с другими? Почему?

8. На производстве какой продукции нужно, на Ваш взгляд, сконцентрировать вни­мание по месту Вашего проживания или работы? Почему?

9. Какие места, исторические памятники могут заинтересовать туристов, в том числе иностранных, что нужно построить или организовать?

10. Какие народные промыслы или виды производств имели место в истории муниципального образования, которые ныне целесообразно возродить, каковы Ваши соображения в пользу их возрождения?

11. Какие отрасли в хозяйстве муниципального образования переживают упа­док? Почему?

12. В каких отраслях хозяйства, на Ваш взгляд, наметился подъем и почему?

13. Какие товары (продукты) и услуги, которые сегодня производятся на тер­ритории Вашего муниципального образования, пользуются спросом? Реализа­ция каких вызывает затруднения? Почему?

14. Какие товары (промышленные или продовольственные), услуги целесооб­разно освоить в Вашем муниципальном образовании? Кому они будут нужны? Назовите возможные рынки сбыта.

15. Производство каких товаров (продуктов) взамен импортных (как зарубеж­ных, так и из других регионов России) можно освоить на территории муници­пального образования?

16. За счет производства каких продуктов сегодня, на Ваш взгляд, живет му­ниципальное образование, что можно сделать, чтобы нарастить их производство и переработку?

17. Производство какой продукции нужно прекратить?

18. Есть ли, на Ваш взгляд, более оптимальный набор продуктов и услуг, кото­рым надо заменить традиционный, и что нужно сделать, чтобы осуществить их производство и сбыт?

19. По каким продуктам (товарам) сезонные колебания в ценах, в сбыте не при­водят к достижению ожидаемых поступлений средств в местный бюджет, в Ваше хозяйство? Есть ли смысл заменить их более надежными товарами? Какими?

20. По каким продуктам финансовый, административный пресс (налоги, за­преты) делает муниципальное образование, Ваше хозяйство неконкурентоспо­собным?

21. Что нужно сделать, чтобы вернуть конкурентоспособность товаров, услуг, предприятий муниципального образования?

22. Какие Ваши предложения по производству товаров и услуг не нашли фи­нансовой или иной поддержки власти, какая помощь нужна Вам сейчас?

23. Какие продукты промышленного и сельскохозяйственного профиля можно освоить в кооперации с другими муниципальными образованиями__________ (на­именование субъекта Российской Федерации), другими субъектами Российской Федерации путем создания совместных предприятий?

24. Какие Ваши изобретения можно предложить для освоения в муниципаль­ном образовании?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование перечня мероприятий целевых программ в сфере молодежной политики | Макет анкеты опроса руководителей и членов общественных организаций

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 201; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Cелекции, ее задачи и основные направления
  2. Cущность организации и ее основные признаки
  3. I. Основные права граждан
  4. II. НЕОФРЕЙДИЗМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
  5. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами)
  6. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  7. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенностям, признаки (обозначены буквами).
  8. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенностям, признаки (обозначены буквами).
  9. IV. Установите соотношение между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  10. V. Стадия голосования и определения результатов.
  11. А Основные положения расчета
  12. А. Основные задачи внешней политики России во второй половине XVIII в.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.063 сек.