Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Признаки кризиса: распознавание и преодоление


Классификация кризисов имеет большое значение в их распоз­навании, а следовательно, и успешном управлении ими. Классифи­кационные признаки реального кризиса могут рассматриваться и как его параметры, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возмож­ности их разрешения.

Рис. 1.2. Причины кризисов |

Социально-экономическая система является саморегулирую­щейся системой. Это значит, что в ее существовании действуют ме­ханизмы восстановления необходимого и относительного равнове­сия. Но ведь управление потому и существует, что, с одной сторо­ны, оно является частью этих механизмов, а с другой, оно необходимо для того, чтобы, опираясь на эти механизмы обеспечи­вать менее болезненное и более последовательное с точки зрения интересов человека развитие социально-экономической системы.

Но это возможно только в том случае, если будут известны тен­денции поведения и развития социально-экономической системы, ее характеристики и признаки состояния, наступления определен­ных фаз этого состояния и этапов объективного развития.

Преодоление кризисов — управляемый процесс. Об этом свиде­тельствуют многие кризисы, происходившие в истории развития человечества, производства и экономики. Успех управления зави­сит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его на­ступления.

Признаки кризиса дифференцируются прежде всего по его ти­пологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза прояв­ления.

В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаи­мосвязи проблем. Существование и характер такой взаимосвязи могут многое сказать и об опасности кризиса, и о его характере.

В управлении социально-экономической системой должен фун­кционировать так называемый мониторинг антикризисного разви­тия. Это контроль процессов развития и отслеживание их тенден­ций по критериям антикризисного управления. Ведь существует предсказание погоды, землятресений, солнечной активности. Этим занимаются специальные службы. Почему же в системе управления не может быть аналогичных служб? Но для такого предсказания необходим четкий набор призна­ков и показателей кризисного развития, методология их расчета и использования в анализе. Предсказание кризисов возможно только на основе специального анализа ситуаций и тенденций. Вообще в распознавании кризисов участвуют все показатели оценивания со­стояния социально-экономической системы.



Распознавание строится как на действующих в управлении по­казателях, так и на специализированных, которые, вероятно, в бу­дущем еще придется разрабатывать. Например, снижение произво­дительности труда или эффективности производства не может не отражать возможность кризиса. Оно может быть случайным и эпи­зодическим, но может и свидетельствовать о тенденции кризисного развития. Большое значение имеет не только система показателей, отра­жающих основные признаки кризиса, но и методология их конст­руирования и практического использования. В современном меха­низме управлении это является его наиболее слабым звеном. Речь идет в конечном итоге о методологии распознавания кризиса во всех аспектах этого процесса: цель, показатели, их использование в ана­лизе ситуаций, практическая ценность предвидения кризисов. Методология распознавания кризиса теснейшим образом свя­зана с организацией этой работы, т.е. с наличием специалистов, оп­ределением функций их деятельности, вынесением рекомендаций или решений, взаимодействием в системе управления.

Преодоление кризисов зависит от методики анализа кризисных ситуаций и наличия специалистов в области ан­тикризисного управления. Профессионализм управления должен проявляться не только в нормальных, обычных условиях, но и в усло­виях повышенного риска, экстремальных ситуаций, кризиса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2.Типология кризисов | Вопрос 4.Человеческий фактор антикризисного управления

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Cущность организации и ее основные признаки
  2. I вопрос
  3. I вопрос
  4. I. Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки
  5. II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка
  6. III. Роль СССР в «строительстве социализма» в КНР и первые признаки ухудшения советско-китайских отношений
  7. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами)
  8. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  9. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенностям, признаки (обозначены буквами).
  10. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенностям, признаки (обозначены буквами).
  11. IV. Установите соотношение между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  12. V. Поведенческие признаки

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.