КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сексуальная революция XX века
О сексуальной революции XX века написано очень много вздора, вплоть до того, что она была продуктом заговора американского ЦРУ, предотвратившего таким образом «настоящую» пролетарскую революцию. На самом деле ассоциирующиеся с нею процессы — результат закономерного развития европейской культуры нового времени. Здесь можно выделить несколько главных тенденций. 1) Ломка традиционной системы половой (гендерной) стратификации, резкое ослабление поляризации мужских и женских социальных ролей. Гендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность, большинство социальных функций вообще не дифференцируются по половому признаку. Общая трудовая деятельность и совместное обучение в значительной мере нивелируют различия в нормах поведения и психологии мужчин и женщин. Главная тенденция современной культуры — установка на развитие индивидуальности, безотносительно какого бы то ни было заданного стандарта. 2) Перемены е культурных стереотипах маскулинности и фемининности, которые сближаются по своему внутреннему содержанию и становятся более противоречивыми. Традиционные черты в них переплетаются с новыми. Кроме того, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. Наконец, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения. Традиционный идеал «вечной женственности» был, как мы видели, довольно прост. Женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой, и в то же время пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энергичным. Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядро мужского эталона женственности. Но в женском самосознании появились новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, энергичной, предприимчивой, то есть обладать свойствами, которые раньше относились к прерогативе мужчин. Иметь дело с такой женщиной мужчине гораздо интереснее, но одновременно и труднее. В разных ролях она выглядит и чувствует себя по-разному, требуя дифференцированного к себе отношения. Изменился и стереотип маскулинности. Современное общество ставит интеллект выше физической силы, допускает в мужчине проявление нежности и душевной тонкости, требует обуздания «грубых» чувств и порывов и т. д. Но эти нормативные ожидания противоречивы на разных этапах жизненного пути. Например, для мальчика-подростка, который только еще утверждается в своей мужской роли, важнейшие признаки маскулинности по-прежнему проявляются в высоком росте, физической силе и сильном характере. 3) Серьезные сдвиги в развитии брачно-семейных отношений. Вопреки предсказаниям радикалов, такие виды отношений, как моногамный брак и юридически неоформленное постоянное партнерство (сожительство), отнюдь не отмирают. Когда в 1990 году население 43 развитых стран опрашивали, какая сфера жизни для них самая важная, первое место — 83% всех ответов — заняла семья. Хотя современные люди значительно терпимее относятся к разводу, аборту, внебрачным связям и проституции, они отнюдь не поддерживают идею отмирания института брака и семьи. Что же касается заботы о детях, то ее ценность, как и ценность самих детей, даже возрастает. По всем социологическим опросам, женатые люди больше удовлетворены жизнью, чем одинокие. Большинство людей считают совместную жизнь с сексуальным партнером наиболее близкой к идеалу. Однако сами семейные ценности дифференцируются: на первый план выходят показатели качества жизни и субъективного благополучия. Современные партнерства и браки тяготеют к тому, чтобы быть «чистыми», самоценными отношениями, основанными на взаимной любви и психологической интимности. Такие отношения значительно менее устойчивы, чем церковный брак или буржуазный брак по расчету, основанный на общности имущественных интересов. По мере того как некоторые старые экономические и социальные функции семьи (семья как производственная единица, как ячейка потребления и как институт первичной социализации детей) отмирают или приобретают подчиненное значение, увеличивается ценность психологической близости между членами семьи, будь то супруги или родители и дети. Поскольку внутрисемейные отношения стали более интимными, усугубляются автономия и значимость каждого отдельного члена семьи. Усиливается индивидуальная избирательность брака. Переход от брака по расчету или по обязанности к браку по свободному выбору •—• громадное достижение человечества. Однако это предполагает также возможность расторжения союза по психологическим мотивам, что делает институт брака менее устойчивым. Кроме неодинаковой длительности любовных чувств у разных людей, на статистику разводов влияет увеличение общей продолжительности жизни (раньше было меньше разводов, но многие семьи разрушались вследствие смерти одного из супругов) и уменьшение численности семьи: прожить 50 лет вдвоем, не надоев друг другу, гораздо труднее, чем просуществовать 15—20 лет в большом семейном коллективе. Это способствует появлению социально-психологической установки на возможную временность брачного союза. Социологи называют этот тип отношений «серийной моногамией», имея в виду, что индивид одновременно живет только с одной женой (мужем), но на протяжении жизненного пути у него может быть несколько браков. Растет число одиночек, по тем или иным причинам не вступивших в зарегистрированный брак. В традиционном обществе женитьба была фактически (а порой и юридически) обязательным условием получения статуса «взрослого». В дореволюционной русской деревне холостяк независимо от возраста назывался не «мужиком», а «малым». Он не имел решающего голоса ни в семье, ни на деревенском сходе. Отсюда раннее и почти поголовное вступление в брак. Сегодня дело обстоит иначе. Одни не вступают в брак, так как не приспособлены к нему психологически или физиологически. Другие избегают связанной с браком ответственности, предпочитая удовлетворять сексуальные потребности «на стороне» (раньше это было труднее). Третьи, и таких довольно много, состоят в фактическом браке, но не регистрируют его. Юридически не оформленные сожительства, которые раньше осуждались и практиковались, главным образом, как временный, пробный период подготовки к браку, стали массовым явлением преимущественно среди молодежи, причем не столько как этап подготовки к браку, сколько как его альтернативная форма. Новой экспериментальной формой супружества являются так называемые сексуально открытые браки, то есть такие, в которых супруги признают друг за другом право на сексуальные связи на стороне, большей частью краткосрочные, удовлетворяющие те потребности, которых не может удовлетворить постоянный партнер. Глубокие перемены происходят и в культуре. Прежде всего, это крах традиционных антисексуалъных установок и их псевдонаучного обоснования. Интеллигенция, а вслед за ней и другие слои общества перестают видеть в сексуальности нечто постыдное и низменное. Реабилитированная эротика находит разнообразное выражение как в массовой, так и в «высокой» культуре, будь то литература, кино или изобразительное искусство. Здесь действует подмеченная Д. С. Лихачевым общая закономерность художественного прогресса — сужение сферы запретного. Расширение диапазона сексуальных переживаний, символизируемых в культуре, — часть процесса перестройки телесного канона и канона речевой пристойности утвердившихся в начале нового времени. Ослабели культурные запреты на наготу, расширились границы речевой пристойности (некоторые слова, еще недавно считавшиеся нецензурными, вошли в широкий оборот). Некоторые усматривают в этом знак падения нравов, но возможность обсуждать ранее неназываемое означает, что люди перестали бояться этих явлений, стали свободнее относиться к ним. Изменение отношения к телу связано с общим изменением отношения к эмоциям. В противовес викторианской установке на подавление эмоций современная культура, включая научную психологию, подчеркивает ценность самораскрытия и пользу эмоциональной чувствительности. «Воспитание чувств» в сегодняшнем понимании — это умение не только контролировать и подчинять чувства разуму, но и выражать свои чувства, слушаться веления сердца. Сдвиги в брачно-семейных отношениях и сексуально-гендерном символизме закрепляются и передаются следующим поколениям благодаря изменениям в системе социализации детей и молодежи. Расширение диапазона контактов и совместной деятельности мальчиков и девочек способствует выравниванию многих традиционных полоролевых особенностей, а ослабление внешнего контроля над их поведением со стороны родителей или юношеской субкультуры дает молодым неслыханную прежде свободу принятия решений, включая вопросы половой жизни. Не забудем также акселерацию: более раннее половое созревание означает также и более раннее пробуждение сексуальных интересов — задолго до наступления социальной гражданской зрелости. Современные юноши и девушки раньше приобретают сексуальный опыт. Эти сдвиги охватывают весь цикл психосексуального развития и все формы сексуального поведения — от мастурбации до полового акта. По типу сексуального поведения они опережают своих сверстников из прежних поколений на 3-4 года. Это заставляет взрослых, хотят они того или нет, создавать систему сексуального образования не столько для того, чтобы возможно дольше удержать молодежь от вступления в половую жизнь (типичная установка педагогики прошлого), сколько для того, чтобы научить молодых людей разумно управлять собственной сексуальностью. А поскольку официальная педагогика большей частью отстает от жизни и недостаточно эффективно себя проявляет, то в этом вопросе важную роль играет молодежная субкультура. Большое социальное (а не только медицинское) значение имеет появление эффективных противозачаточных средств (контрацептивов). Их наличие освобождает людей от страха перед нежелательными «последствиями» половой жизни, что особенно важно для женщин. Как влияют подобные изменения на сексуальное поведение, его ритм, интенсивность и социальные формы? Существует несколько общих тенденций, которые, хотя и в разной степени, характерны для всех индустриально развитых стран: · отделение сексуального поведения от репродуктивного; · более раннее сексуальное созревание и пробуждение эротических чувств у подростков; · более раннее начало сексуальной жизни; · социальное и моральное принятие добрачной сексуальности и сожительства (большинство населения, и особенно молодые люди, считают добрачные связи нормальными, не скрывают и не осуждают их); · ослабление «двойного стандарта»; · признание сексуальной удовлетворенности одним из главных факторов удовлетворенности браком и его прочности (современный человек ведет более интенсивную сексуальную жизнь по сравнению с предками, уменьшились ее сезонные колебания, увеличилось число сношений в неделю, удлинились эротические ласки, заметно обогатилась (особенно у более образованных и молодых пар) сексуальная техника; · ресексуализация женщин (современные женщины получают от своей сексуальной жизни значительно больше удовольствия, чем женщины прошлых поколений); · сужение сферы запретного в культуре и рост · рост терпимости по отношению к необычным, вариантным и девиантным формам сексуальности, особенно гомосексуальности; · увеличение разрыва между поколениями в сексуальных установках, ценностях и поведении: многое из того, что было абсолютно неприемлемо для родителей, дети считают нормальным и естественным. В целом эти сдвиги являются положительными. Однако протекание процесса становления новых норм и образцов сексуального поведения значительно отстает по времени от протекания процесса разрушения старых стандартов, который воспринимается как проявление беспредела и анархии. Ослабление сексизма и многих традиционных табу расширяет индивидуальную свободу и избирательность только при условии достаточно высокой общей и сексуальной культуры. В противном случае социальные издержки этого процесса оказываются огромными. Об этом с новой силой напомнило человечеству появление СПИДа. Расширение сферы сексуальной свободы разрешает старые, но порождает новые социальные и психологические проблемы. Эффективная контрацепция позволяет людям сознательно контролировать рождаемость, но одновременно способствует старению населения, а в некоторых случаях возникает даже угроза депопуляции, вместо привычного перенаселения. Достижения в области медицины, особенно сексофар-макологии (препараты типа виагры), существенно расширяют возрастные рамки сексуальной активности, позволяя людям испытывать сексуальные радости чаще и дольше, чем в недавнем прошлом. Однако для продолжения сексуальной жизни в преклонном возрасте нужно заботиться о поддержании не только потенции, но здоровья, красоты и культуры тела в целом, причем это в равной мере касается мужчин и женщин. Современный культ молодого и красивого тела стимулирует заботу о здоровье и соблюдении правил личной гигиены, что способствует долголетию. Однако это возможно только при достаточно высоком уровне благосостояния и общественного здравоохранения. Бедные и необразованные слои населения (и целые общества) остаются также сравнительно сексуально обездоленными. Кроме того, этот культ порождает новые тревоги и психологические расстройства (например болезненное желание похудеть — anorexia nervosa, которое раньше считалось исключительно женским расстройством, а в конце XX века стало все чаще появляться у молодых мужчин). Сексуальное поведение и ценности меняются неравномерно. Главной движущей силой сексуальной революции была и остается молодежь. Произошедшее в 1960-70-х годах (в некоторых странах этот процесс продолжается) повсеместное заметное «омоложение» возраста сексуального дебюта (у женщин — минимум на два года) и обособление подростковой и юношеской сексуальности от внешних форм социального контроля (со стороны родителей, школы, церкви и государства) создает множество опасных ситуаций, прежде всего — нежелательной беременности, аборта и заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП). В связи с появлением ВИЧ-инфекции угроза такого заражения стала особенно серьезной. В 1970-х годах раннее начало сексуальной жизни повсеместно коррелировало с различными антинормативными и девиантными формами поведения (плохая успеваемость, пьянство, хулиганство, конфликты с учителями и родителями и т. д.). В дальнейшем в развитых европейских странах эта взаимосвязь ослабела. Хотя раннее начало сексуальной жизни и сейчас нередко сочетается у подростков с проблемным поведением и стремлением скорее повзрослеть, проявление и последствия чего зависят как от индивидуальных особенностей подростка, так и от социальных условий его развития. Особенное значение в связи с этим приобрело сексуальное образование. В патриархальном обществе соответствующие знания и правила поведения передавались из поколения в поколение, главным образом, путем личных контактов. Городская цивилизация сделала этот способ передачи информации недостаточным и неэффективным. Отсутствие у молодежи надлежащего сексуального образования неизбежно порождает множество социально опасных и нежелательных последствий. Отсюда – растущее внимание к этой теме мирового (и не только медицинского) сообщества. Вторая движущая сила сексуальной революции – женщины, которые шаг за шагом осваивают новые для себя занятия и виды деятельности, что, естественно, сопровождается изменением их коллективного самосознания, включая представления о том, как должны складываться их взаимоотношения с мужчинами. Многие традиционные различия между мужским и женским, привычно ассоциирующие с половым диморфизмом, ослабевают и перестают быть обязательной социальной нормой, открывая дорогу индивидуальным вариациям, которые могут быть вообще не связаны с полом. С одной стороны, идея равенства прав и обязанностей полов в постели производна от идеи экономической независимости женщин и принципа их социального равенства с мужчинами. С другой — росту женской сексуальной активности способствует гормональная контрацепция, которая освобождает женщин от привычных репродуктивных страхов и даже потенциально изменяет соотношение между степенью мужской и женской власти в вопросах репродукции. Сексуально образованная женщина сегодня может решать эти вопросы даже без ведома и согласия мужчины. Сравнительно-исторический анализ динамики изменений сексуального поведения, установок и ценностей за последние полстолетия показывает повсеместное резкое уменьшение поведенческих и мотивациоиных различий между мужчинами и женщинами в возрасте сексуального дебюта (в Скандинавских странах, Нидерландах и северной части Германии девушки теперь начинают сексуальную жизнь раньше, чем их сверстники-юноши), числе сексуальных партнеров, проявлении сексуальной инициативы, отношении к эротике и т. д. В развивающихся странах юноши по-прежнему приобретают сексуальный опыт значительно раньше, чем их сверстницы. Но эти вариации зависят не столько от уровня социально-экономического развития, сколько от достигнутого социального равенства полов. Однако говорить о единой для всех сексуальной культуре невозможно. Даже в пределах Европейского сообщества существуют три разных типа сексуальных культур. Хотя главные тенденции развития везде одни и те же, способы их проявления неодинаковы. A) Страны Северной Европы (Норвегия, Финляндия, Исландия, Дания и др.) и отчасти Голландия традиционно относятся к проявлениям сексуальности терпимо. В этих странах подростки начинают открыто сексуально экспериментировать сравнительно рано, девушки начинают половую жизнь одновременно с юношами или даже опережают их. До- и внебрачное сожительство считается нормальным. В этих странах наиболее развито сексуальное просвещение, здесь меньше всего нежеланных беременностей, абортов, изнасилований и венерических заболеваний. Б) В странах Южной Европы (Испания, Португалия, Италия, Греция) нравы значительно более строгие. Здесь меньше разводов и незарегистрированных сожительств, поддерживается двойной стандарт, считается нормальным, чтобы мальчики были сексуально активнее и начинали половую жизнь раньше девочек. Цензурных запретов в этих странах гораздо больше, ненормативное поведение люди стараются держать в тайне. Схожие морально-религиозные установки существуют в США, но там их гораздо труднее реализовать. Американская статистика абортов, венерических заболеваний и изнасилований — самая плачевная в мире (за исключением российской). B) Третья группа стран (Англия, Германия, Франция, Бельгия и прочие) находится как бы между этими полюсами. Все эти социокультурные вариации требуют конкретного анализа, а вокруг их интерпретации идет острая идейная, в конечном счете, политическая борьба. Особенно активно проявляют себя в этом отношении американские фундаменталисты. Половая мораль относится к числу самых консервативных и устойчивых элементов культуры, поэтому защита статус-кво неизбежно является и защитой этой морали. Лозунги охраны семьи и нравственности всегда находят живой отклик у населения, играя на сексуальных страхах и предрассудках. Таким образом легко скомпрометировать политического противника. Один из лидеров американских ультраправых Роберт Уэлч в 1969 году прямо утверждал, что сексуальное образование в школах – «грязный коммунистический заговор для подрыва духовного здоровья американской молодежи». По мнению идеологов «морального большинства» в Англии и США, единственное спасение человечества — в возвращении к нормам традиционной морали, укреплении моногамного брака, осуждении сексуальных меньшинств, запрещении абортов, порнографии и т. д. Но насколько реальна эта программа, какие именно нормы она имеет в виду, как можно обеспечить их эффективность и насколько они совместимы с современными представлениями о правах человека? Все эти вопросы имеют прямое отношение и к нашей стране.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |