КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Натурфилософский этап
Периодизация и хронология развития естествознания Тема 2 ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Историю человеческой мысли можно разделить на четыре основных этапа: — мифологический, натурфилософский, религиозный и научный. Продолжительность каждого этапа составляет примерно 1100 лет. Причина смены одного этапа другим определяется сменой веры или критики (разума) в качестве способов мышления и принятия решений. Умственная деятельность - абсолютное условие человеческого бытия. В науке рассматривают биосоциальную сущность человека, как мыслящего, говорящего, общающегося, действующего, вместе с другими: индивидуальность возникает как продукт социальности. На первом из рассматриваемых этапов (1700—600 гг. до н. э.) решающую роль в принятии решений играла мифология, или обожествление естественных сил и тел природы (этап веры). На втором этапе (600 г. до н. э.— 485 г. н. э.) главенствующую роль стала играть натурфилософия как способ рационального поведения и возведения человеческого разума в центр мироздания. Третий этап (485—1584 гг. н. э.) вновь характеризуется преобладанием веры над разумом и церкви над обществом, обожествлением человека, консерватизмом по отношению к науке. Наконец, четвертый этап (1584—2700 гг. н. э.) выводит на первый план науку и ученого как творцов Нового мира (этап разума и техники). Развитие естествознания подчиняется данной периодизации. На этапе мифологии происходит накопление прикладной информации о природе и способах использования ее сил и тел. На основе мифология в последующем стали развиваться натурфилософия и религия. В мифологической картине мира объекты окружающей среды и человек связываются друг с другом совершенно случайным образом, но объясняют весьма важные явления. На этапе натурфилософии к практике преобразования природы добавляется теоретическое осмысление причин, способов и особенностей трансформации природы, появляются первые концепции рационального объяснения изменений природы. В течение религиозного этапа естествознание вновь сосредоточивается на накоплении фактов, поскольку в качестве единственной причины изменений природы религия выводит Бога. В течение четвертого этапа факты, методики и теории объединяются в естествознание как целостную науку о природе, происходит череда научных революций, кардинально меняющих практику общественного развития. Натурфилософский этап, связанный с функционированием греческой и римской цивилизаций, был подготовлен функционированием древнекитайских, индийских, ближневосточных и средиземноморских (минойская, микенская) цивилизаций. Начинается этап в 600 г. до н. э. с работ Фалеса Милетского, заложившего основы современной философии и естествознания. Фалес первым занялся астрономией и мог предсказывать солнечные затмения. Ему принадлежит первая теория Земли (Океан — всем прародитель; Земля плавает на воде) и идея абстрактного Бога (Бог — то, у чего нет ни начала, ни конца; Бог — это ум космоса; Бог древнее всего, ибо он не сотворен). В дальнейшем ученик и родственник Фалеса — Анаксимандр изобрел астрономические инструменты (солнечные часы), первым в Элладе начертил географическую карту мира и разработал систематическую космологию (570 г. до н. э.), в которой использовались понятия «беспредельного», времени, преобразования вещей, тепла, холода и др. Позже близкий друг Анаксимандра — Анаксимен из Милета постулирует изменение и преобразование первоматерии (545 г. до н. э.), Ксенофан вводит понятие человеческого прогресса, философский монотеизм, скептицизм в отношении антропоморфных божеств (520 г. до н. э.), Анаксагор вводит понятие вселенского разума — Ноос (460 г. до н. э.). Уже к 430 г. до н. э. Демокрит разрабатывает атомистическое учение. По его представлениям, началом Вселенной являются атомы и пустота. Атомы представляют собой некие тела, невидимые из-за малой величины и неделимые из-за твердости. Они движутся в пустоте бесконечное время, и когда приближаются друг к другу или зацепляются друг за друга, то образуются вода, воздух, огонь, растения или человек. Разные тела могут состоять из одних и тех же атомов. Представления Демокрита о Вселенной также весьма современны. Он считал, что мир не одушевлен и управляется некоей бессознательной природой; что миров бесчисленное множество, они различны по величине, появляются из пустоты и превращаются в пустоту; что движение вечно. В конце 400-х гг. до н. э. Гиппократ закладывает основы античной медицины, Платон пишет знаменитые «Диалоги» и создает Академию в Афинах (399—347 гг. до н. э.), Евдокс формулирует первую теорию планетарного движения (360 г. до н. э.), Аристотель пишет «Метафизику» и другие знаменитые работы («Категории», «О небе», «Метеорологика», «Физика» и др.), создает геоцентрическую систему Вселенной и основывает Ликей в Афинах (342—323 гг. до н. э.), Евклид создает «Начала» как свод классической геометрии (295 г. до н. э.), Аристарх обосновывает гелиоцентрическую систему Вселенной (270 г. до н. э.), Архимед развивает начала классической механики и математики (240 г. до н. э.), Гиппарх из Никеи составляет первую подробную карту звездного неба и закладывает основы классической геоцентрической космологии (130г. до н. э.). После завоевания Греции Римом в 146 г. до н. э. Лукреций (60 г. до н. э.), Цицерон (45-44 гг. до н. э.), Овидий (8 г. н. э.) продолжают развитие греческой традиции. В знаменитой работе «О природе вещей» Тит Лукреций Кар дает предельно полную картину представлений о природе. Согласно этим представлениям природу составляют две вещи — тела и пустота. Первоначала вещей просты и плотны. От начал (атомов) начинается движение и передается все более крупным телам. Изменения материи влекут за собой и перемены в вещах. Проблему пространства и времени Лукреций трактует так: «Если ж пространства иль места, что мы пустотой называем, не было вовсе, тела не могли бы нигде находиться и не могли б никуда и двигаться также различно... Также и времени нет самого по себе, но предметы сами ведут к ощущенью того, что в веках совершилось, что происходит теперь и что последует позже. И неизбежно признать, что никем ощущаться не' может время само по себе, вне движения тел и покоя». В последующем Птолемей закладывает основы классической астрономии и астрологии (140 г. н. э.), Гален совершает открытия в медицине. Однако с течением времени натурфилософия теряет последователей и приводит мыслителей к противоречивым выводам. Эти выводы связаны с признанием того обстоятельства, что увеличение знания приводит не к увеличению познаваемости мира, а наоборот — «чем больше знаешь, тем больше понимаешь свое невежество». В целом, для периода натурфилософии характерно формирование в этот период стиля современного научного мышления, включающего любознательность, стремление к нововведениям, критику, глубокий интерес к проблемам жизни и смерти, стремление к упорядоченности и скептическое отношение к общепринятым истинам в качестве базовых составляющих, а также поиск неких универсалий — идей, законов, абсолютов, начал и т. д., — дающих рациональное понимание всего окружающего мира (микро-, мезо- и макрокосма).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |