Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические предпосылки менеджмента

Научные школы менеджмента.

Исторические предпосылки менеджмента.

Лекция №1

Раздел 1. История развития и современное состояние менеджмента.

Управление появилось вместе с людьми. Оно выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности в процессе разделения и кооперации труда, что обусловило необходимость организаций, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве. Там, где хотя бы два человека объе­динялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возника­ла задача координации их совместных действий, решение кото­рой кто-то из них должен был брать на себя. При этом один ста­новился руководителем, т.е. управляющим, а другой - его подчи­ненным, т.е. управляемым.

Впервые проблему управления взялись решить древние египтяне. Около 6 тыс. лет назад они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планиро­вания и контроля результатов, а также поставили вопрос о децен­трализации управления.

Примерно в то же время в соседнем Вавилоне царь Хаммурапи применил для нужд управления и контроля письменные до­кументы на глиняных табличках и свидетельские показания, при­знал недопустимым перекладывание должностными лицами от­ветственности на своих подчиненных, законодательно установил уровень зарплаты.

На глиняных табличках, датированных третьим тысячеле­тием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах Древней Шумерии, что также свидетельствует о наличии там практики управления.

Определенный вклад в теорию управления был внесен в эпоху античности, за 400 лет до н. э. Сократ сформулировал принцип универсальности управления. Его современник - пер­сидский царь Кир выдвинул идею о необходимости специальных исследований причин, побуждающих людей к действию, т.е. мо­тивации. Он рассматривал также проблему обработки управлен­ческой информации и составления планов. Чуть позже в Греции занимались изучением метода выполнения трудовых операций и обеспечения их ритмичности. Платон сформулировал принцип специализации.

В 325 г. до н. э. Александр Македонский создал впервые штаб как центр управления боевыми действиями.

В древности организации имели определенную структуру, в которой выделялись уровни управления. Существовали и круп­ные политические организации, руководителями которых явля­лись короли и генералы. Были также и управляющие, хранители житниц, погонщики, надсмотрщики работ, губернаторы террито­рий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность этих, организаций.

Шли годы, управление многими организациями станови­лось более четким и сложным, а сами организации - сильными и устойчивыми. Примером может служить Римская империя, кото­рая просуществовала сотни лет. Римские легионы, отличавшиеся четкой структурой управления, состоящей из генералов и офице­ров, подразделением армии на дивизии, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму, строились доро­ги, чтобы установить связь с Римом.

Почти все формы современного управления можно просле­дить в древних организациях, хотя их характер и структура управления существенно отличались от сегодняшних.

В эпоху рабовладения также имели место элементы управле­ния, однако преобладали методы прямого принуждения и страха наказания в качестве главных средств побуждения к труду.

В дальнейшем, с развитием общественного производства, такой труд обнаружил органически присущую ему неэффектив­ность. Его заменила система наемного труда зарождающейся буржуазной эпохи. Она основывалась на использовании принципиально иного, опосредованного механизма принуждения, применявшего материальные стимулы и экономические рычаги в правлении трудом. Возникший свыше 250 лет назад в ряде стран Западной Европы торговый капитализм имел совсем иную основу - денежный капитал. Вместо прямых и грубых форм принуждения к труду при капитализме формировался и повсеместно использовался рыночный механизм, действовавший на базе обмена меновыми стоимостями и предполагавший формальную личную зависимость и равенство обменивающихся сторон.

Хотя управленческая практика развивается с древних времен, до XX в., вероятно, никто не задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей в основном интересовало» как сработать больше денег, завоевать политическую власть, но не сак управлять организациями.

В начале XIX в. английский исследователь Р. Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы оцен­ки результатов их труда и путем дополнительных выплат стиму­лировал хорошую работу. Эти реформы явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Но несмотря на это, бизнесмены того време­ни видели мало здравого смысла в реформах Р. Оуэна, ни один из них не последовал его примеру, так как у них отсутствовал инте­рес к управлению.

В связи с этим менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, науку лишь на рубеже XIX-XX вв.

Американец Джозеф Вартон в 1881 г. впервые разработал курс менеджмента для преподавания в колледже. Американский инженер Ф. Тейлор в 1911 г. опубликовал свою книгу «Принци­пы научного менеджмента», которая вызвала всеобщий интерес и в которой управление впервые признано наукой и самостоя­тельной областью исследования. Это были первые работы, в ко­торых сделана попытка научного обобщения накопленного опы­та и формирования основ научного управления. Они явились от­ветом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Организации-гиганты ис­пытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответ­ствии с научно обоснованными принципами, нормами и стан­дартами.

Основной силой, которая первоначально подстегнула инте­рес к управлению, явилась промышленная революция в Англии. Однако идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке, которая стала родиной современного управления. В начале XX в., в период бурного развития, Соединенные Штаты были практически единственной страной, где человек, преодолев трудности, связанные с его происхождением, национальностью, мог проявить инициативу и личную компетентность. Миллионы европейцев иммигрировали в Америку, создав тем самым огром­ный рынок рабочей силы. Соединенные Штаты почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образования для всех желающих, что способствовало росту числа людей, ин­теллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе и управлении. Трансконтинентальные железнодорожные линии превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире. В то время практически не существовало государственного регули­рования в бизнесе, поэтому предприниматели, которые добива­лись успеха, становились, монополистами. В результате создава­лись крупные отрасли и предприятия, для управления которыми требовались формализованные способы.

Таким образом, появление менеджмента связано со сле­дующими условиями:

• органическим строением капитала, развитием машинно­го производства, возрастанием требований к управлению, неспо­собностью собственника и предпринимателя справиться со все возрастающими трудностями управления;

• возникновением большого количества субъектов ры­ночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;

• развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной
экономики, которые обуславливают необходимость профессио­нального подхода к управлению;

• появлением крупных корпораций, приводящим к увели­чению объема и сложности управленческих работ, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом работников. Именно в корпорации менеджмент окончательно отделяется от самоуправления собственника-предпринимателя;

• рассредоточением собственности между акционерами, в
результате чего появились новые функции управления акционерным капиталом, распределения прибыли между акционерами и др.;

• попытками предпринимателей воспользоваться пре­имуществами техники, созданной в период промышленной революции;

• желанием группы любознательных людей создать самые
эффективные способы выполнения работы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекции по дисциплине | Научные школы менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.