Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы менеджмента

Подходы к менеджменту

При административном подходе регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы ме­неджмента в нормативных актах.

Воспроизводственный подход ориентирован на посто­янное возобновление производства товара для удовле­творения потребностей рынка с меньшими затратами.

При динамическом подходе объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности.

При интеграционном подходе устанавливаются взаи­мосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы управления.

Сущность количественного подхода заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расче­тов и т.д.

При комплексном подходе учитываются техниче­ские, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента.

Маркетинговый подход предусматривает ориента­цию управляющей подсистемы на потребителя.

При нормативном подходе устанавливаются норма­тивы в управлении.

Поведенческий подход заключается в том, чтобы по­мочь работнику осознать собственные возможности.

При процессном подходе управление рассматривает­ся как совокупность взаимосвязанных функций.

При системном подходе любая система рассматрива­ется как совокупность взаимосвязанных элементов.

Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется кон­кретной ситуацией.

Сущность функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения.

Разделение труда: Специализация работ для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на кото­рые направляются усилия работающих).

Полномочия и ответственность: Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответ­ственность за выполнение работы.

Дисциплина: Рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры должны применять справед­ливые санкции к нарушителям дисциплины.

Единоначалие: Работник получает распоряжения и отчитывается толь­ко перед одним непосредственным начальником.

Единство действий: Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объе­диняться в группы и осуществляться по единому плану.

Подчиненность личных интересов: Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов.

Вознаграждение персонала: Получение работниками справедливого вознагражде­ния за свой труд.

Централизация: Естественный порядок в организации, имеющей управ­ляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентра­лизацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.

Скалярная цепь: Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).

Порядок: Рабочее место для каждого работника и каждый работ­ник на своем месте.

Справедливость: Установленные правила и соглашения должны проводить­ся в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

Стабильность персонала: Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность.

Инициатива: Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

Корпоративный дух: Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении - сила»).

Принципы управления выступают в качестве ограничи­тельных условий. Кроме того, ими следует руководствоваться при оценке качества управления, т.е. результатов процесса управления. В этом смысле они превращаются в критерии оценки качества, результативности работы органов управления.

Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента необходимо помимо указанных основных принци­пов также соблюдать дополнительные принципы, которые явля­ются общими для всех подсистем системы управления:

• сочетание специализации и универсализации в управле­нии (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);

• устойчивость к внешней среде (при изменении отдельных элементов микро- или макросреды организации система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);

• экономичность управления (при выборе способов и
средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты- трудовые, материальные, вре­менные, финансовые, моральные и др.);

• эффективность управления;

• гуманность управления;

• соответствие способов и средств воздействий законо­мерностям, присущим объекту управления (при управлении не­обходимо учитывать состояние и закономерности развития объ­екта управления);

• соответствие полномочий поставленным задачам (руководство должно делегировать органам или кадрам управления
полномочия, необходимые для выполнения поставленных перед ними задач);

• исключение (только при значительных отклонениях от
стандартов и правил должна срабатывать система контроля);

• сочетание централизации и децентрализации в управле­нии (в каждой конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций).

Приведенные главные и дополнительные принципы управ­ления характерны для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы управления должна формироваться и функ­ционировать на основе еще и специфических принципов. Так, специфическими принципами управления персоналом являются: разделение труда, единоначалие, подчиненность личных интере­сов общим и др.

Сформировавшаяся на Западе современная система взгля­дов на управление опирается на следующие принципы управле­ния:

• лояльность к работающим;

• ответственность как условие успешного менеджмента;

• коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали
и вертикали;

• атмосфера в фирме, способствующая развитию способ­ностей работающих;

• долевое участие каждого работающего в результатах фирмы;

• своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

• использование методов работы с людьми, обеспечивающих удовлетворенность работой;

• участие менеджеров в работе групп на всех этапах как
условие согласованности работы;

• умение слушать тех, с кем менеджер сталкивается в работе;

• этика бизнеса;

• честность и доверие к людям;

• опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;

• качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

В трудах по теории управления приводится свыше 30 принципов управления. Причем в ходе общественного разви­тия некоторые принципы управления, характерные для функцио­нирования административно-командной системы хозяйствования,

потеряли свою актуальность, например, принцип демократиче­ского централизма в существовавшей в последние десятилетия интерпретации. В то же время вырабатываются новые принципы управления, адекватные современным условиям, например, принцип устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Научные подходы и принципы менеджмента | Методы управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.