Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс принятия управленческого решения

Управленческое решение - это нахождение определенно­го варианта действий, сам процесс деятельности и ее конечный результат.

Управленческие решения классифицируются по следую­щим признакам:

• по стадиям жизненного цикла товара;

• по подсистемам системы менеджмента;

• по сферам деятельности;

• по масштабности;

• по организации выработки;

• по видам и количеству целей;

• по продолжительности действия (стратегические, такти­ческие, оперативные);

• по выполняемым функциям;

• по объектам воздействия;

• по методам формализации;

• по использованной информации;

• по формам отражения;

• по уровням принятия решения (на уровне индивида,
подразделения или организации);

• по степени структурированности (слабо структуриро­ванные - не запрограммированные и высоко структурированные - запрограммированные);

• по содержанию (экологические, социальные, организа­ционные, научные, технические и т.д.);

• по глубине воздействия (одноуровневые, многоуровневые);

• по направлению решения (внутрь организации или за ее
пределы);

• по лицу, принимающему решение (индивидуальное или
групповое);

• по степени обязательности (носящие категорический ха­рактер, носящие характер рекомендаций);

• по количеству задействованных при формировании ре­шения уровней иерархии;

• по способам передачи.

Принятие и реализация решений - это «центр», вокруг ко­торого вращается деятельность организации. Решение можно рассматривать как результат управленческого труда, а его приня­тие и реализацию - как процесс, ведущий к этому результату.

Принятие решений сокращает разрыв между настоящим и будущим организации. Данный процесс лежит в основе планиро­вания деятельности организации, так как план - это набор реше­ний по размещению ресурсов для достижения целей.

Для принятия правильных решений требуются знания и опыт. Значительную роль в этом играет также и интуиция. Она. включает в себя предчувствие, воображение, проницательность. Развитая интуиция - это умение держать все, что связано с про­блемой, в голове в течение всего процесса. Всеобщий и одновре­менный охват проблемы и ее решения позволяет менеджеру с развитой интуицией быстро переходить от этапа к этапу. Очень часто опытные руководители, приняв правильное решение, за­трудняются объяснить, как они это делали.

Принятие и реализация решений - сложный процесс, со­стоящий из нескольких стадий и этапов.

Стадия признания необходимости решения включает этапы:

• признание проблемы;

• формулирование проблемы;

• определение критериев решения проблемы.

Для признания или непризнания существования в органи­зации проблемы следует изучить ситуацию. Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, так как если проблема не существует, то и решения не требуется.

Процесс протекает по-разному для структурированных и неструктурированных проблем. В первом случае признание про­блемы происходит достаточно прямолинейно, во втором — име­ется точная информация о тенденциях развития организации и ее внешнем окружении.

При формулировании проблемы она может быть определена как возможная, кризисная или повторяющаяся. Повторяющиеся проблемы относятся к структурированным, а возможные и кризис­ные - к неструктурированным. Следовательно, для структурирован­ных проблем необходимы программированные решения, для не­структурированных - программированные.

Определение и формулирование проблемы позволяют менед­жеру ранжировать ее в ряду других проблем, где приводятся про­блемы от наиболее важных до наименее.

При определении критериев успешного решения выбира­ются критерии двух типов: «мы должны» и «мы хотим». Во вто­ром случае рассматриваются цели, которые желательны. Этот критерий заставляет думать о возможных вариантах, при этом не исключаются идеальные.

Стадия принятия решения состоит из следующих этапов:

• разработка альтернатив;

• оценка альтернатив;

• выбор альтернатив.

Многие альтернативные решения известны из предыдущего опыта. Однако нередко возникают новые уникальные проблемы.

В этих случаях необходим творческий подход. Существуют ме­тоды поиска альтернатив: «мозговая атака», метод выдвижения предложений, групповой анализ ситуации, причинно-следственная диаграмма, карта мнений.

Все выявленные альтернативы должны быть сравнены или оценены. Их оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон с помощью количественных и качествен­ных измерителей. При этом применяются следующие методы: критериальное сравнение Кепнера - Трегое, платежная матрица, дерево целей или решений, с помощью которого можно получить общую картину решения: выборы, риски и возможные исходы.

Важным моментом оптимизации управленческих решений является моделирование, которое, в свою очередь, делится на ло­гическое, физическое и экономико-математическое.

В основе логического моделирования лежит анализ факто­ров, определяющих выбор решения.

Физические модели представляют собой пропорционально уменьшенные в несколько раз и изготовленные из разных мате­риалов натуральные объекты. Их изготавливают в уменьшенном виде с целью экономии материалов для проверки эстетических, компоновочных и других характеристик объекта.

Экономико-математическое моделирование представляет собой процесс выражения экономических явлений математиче­скими моделями. Экономическая модель - это схематичное пред­ставление экономического явления или процесса с использовани­ем научной абстракции, отражение его характерных черт. Мате­матические модели - основное средство решения задач оптими­зации любой деятельности. По своей сути, эти методы - средство плановых расчетов. Ценность их для экономического анализа и оптимизации решений состоит в том, что они позволяют оценить напряженность плановых заданий, определить лимитирующую группу оборудования, видов ресурсов и т.п. Математическое мо­делирование явлений и процессов дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи.

Экономико-математическая модель должна быть адекват­ной действительности, отражать существенные стороны и связи изучаемого объекта. Имеются принципиальные черты, характер­ные для построения любой экономико-математической модели. Процесс моделирования можно условно разделить на три этапа:

1)анализ закономерностей, свойственных изучаемому явлению или процессу и эмпирических данных о его структуре и
особенностях (на основе анализа формируются модели);

2)определение методов, с помощью которых можно ре­шить задачу;

3)анализ полученных результатов.

Выбором альтернативы завершается процесс принятия ре­шения. При этом используются три метода: учет прошлого опы­та; проведение эксперимента; исследование и анализ.

Первый метод применяется чаще, чем другие. Однако необ­ходимо иметь в виду, что не всегда можно учитывать прошлый опыт при планировании, так как он носит ситуационный характер. Он становится полезным, если проведен его тщательный анализ, в результате которого выявлены причины успеха или неудач.

При проведении эксперимента одна или несколько альтер­натив проверяются на практике. Например, новое назначение не­редко проверяется в ходе стажировки. Этот метод широко при­меняется, однако для его проведения, как правило, требуются значительные затраты. Кроме того, у менеджера и после экспе­римента остаются сомнения, что будущая ситуация будет копи­ровать настоящую, поэтому необходимо, чтобы его результаты были всесторонне рассмотрены и проанализированы.

Весьма эффективным методом сбора альтернатив считается проведение исследований и анализа. Он предусматривает решение проблемы на основе поиска взаимосвязей между ее наиболее важ­ными переменными, ограничениями и основами, а также разло­жение проблемы на составляющие части и их изучение. При раз­работке различных моделей решения используются компьютеры.

Стадия выполнения решения включает:

• организацию выполнения решения;

• анализ и контроль выполнения решения;

• обратную связь и корректировки.

Предположение, что если решение принято, то оно обяза­тельно будет выполнено, часто бывает ошибочным.

Организация выполнения решения предусматривает коор­динацию усилий многих людей. Менеджер должен мотивировать людей на реализацию решения. Для этого нужно составить план мероприятий по выполнению решения, распределить права и обязанности среди участников с учетом того, чтобы были макси­мально использованы их способности. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией, отрегулиро­вать отношения между участниками, согласовать их интересы.

Необходимо также отработать механизм получения инфор­мации о ходе выполнения решения, включающий систему обна­ружения ошибок и достижений, что даст возможность корректи­ровать действия. Наилучшей считается информация из первоис­точников, так как в этом случае более правильно оцениваются проблемы и их решения, а также появляется возможность пока­зать подчиненным заинтересованность менеджера в решении проблемы.

Таким образом, принятие и реализация управленческого решения представлены здесь как рациональный процесс, т.е. как серия стадий и этапов, через которые должен пройти менеджер, чтобы дойти до полного выполнения решения и устранения воз­никшей проблемы. Соответствует ли это реальной практике? Да­леко не всегда, так как имеется ряд ограничений, препятствую­щих применению рациональной модели в процессе принятия ре­шения. А именно:

• иногда менеджеры не знают, что проблема существует,
так как либо они перегружены, либо проблема хорошо скрыта
от них;

• не представляется возможным по каким-либо причинам
собрать всю относящуюся к проблеме информацию;

• ограничения во времени вынуждают менеджеров принимать нелучшие решения;

• недооценка некоторыми менеджерами соблюдения всего
процесса принятия решения или незнание его;

• во многих случаях рассматриваются не все альтернати­вы, а при их оценке и выборе слабо учитываются так называемые
качественные или неосязаемые факторы;

• выполнение решения не всеми менеджерами связывается с самим решением.

Следует заметить, что нарушение рационального процесса принятия и реализации управленческих решений нередко ведет к отрицательным последствиям.

Показателями качества управленческих решений являются:

• энтропия, т.е. количественная определенность связей
между элементами системы менеджмента и решения;

• количество уровней управления организацией, задействованных при подготовке проекта решения;

• вероятность риска достижения цели;

• количество использованных при подготовке и принятии
решения современных методов;

• использование качественной информации на основе исследования;

• автоматизация процесса принятия решения;

• применение качественной системы учета и контроля за
реализацией решения;

• мотивация качественного решения, т.е. побуждение работника качественно и в срок выполнить решение;

• затраты на принятие и реализацию решения;

• эффективность решения.

В каждом предприятии (организации) складывается от­дельная система принятия управленческих решений, включаю­щая субъекты принятия решений. Обычно их делят на три груп­пы - акционеры, менеджеры, работники. Однако в практике управления эти группы лиц, во-первых, не выступают как цело­стные субъекты, во-вторых, неравноправно представлены в меха­низме принятия и реализации решений.

В результате этого функционально-управленческую конфи­гурацию системы принятия и реализации решений типичного со­временного российского промышленного предприятия можно представить шестью участниками:

• руководитель предприятия (генеральный директор);

• администрация предприятия (заместители генерального
директора, высшие линейные и функциональные руководители);

• акционеры (собственники) предприятия как физические
или юридические лица;

• общее собрание акционеров предприятия;

• трудовой коллектив предприятия;

• работники предприятия.

При этом обследования показывают следующее условное распределение «весов» участников системы принятия решений. Генеральный директор - 10 баллов, высший менеджмент - 4, ра­ботники - 2, акционеры - 4, общее собрание акционеров - 5, тру­довой коллектив - 3 балла, что говорит о перекосе в распределе­нии властных функций и ответственности, пренебрежении инте­ресами работников и мелких акционеров, создает питательную почву для оппортунизма всех участников производства.

Это требует изменения сложившегося положения, согласо­вания объема прав и ответственности каждого из участников и учета интересов каждого из ник в принятии и выполнении реше­ний. Система интересов участников должна быть консолидиро­вана и приведена в соответствие с интересами предприятия как самостоятельного и целостного субъекта экономики.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информация и коммуникации в управлении | Организация и социальная среда, соотношение прагматических целей организации и проблем социума
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.