Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели развития, современное состояние торговли


Роль и значение торговли в системе рыночной экономики.

Отраслей рыночной экономики

Организация как основное звено

Тема 1.1 Торговое предприятие как хозяйствующий субъект

Торговля в условиях рыночной экономики выступает как организатор и регулятор потребительского рынка, выполняющий функции доведения товаров от производителя к потребителю, и как организатор эквивалентного товарно-денежного обмена.

Торговля занимает промежуточное положение между производством и потреблением, поэтому она влияет на формирование ассортиментной политики производства и на формирование покупательского спроса

Торговля оказывает производителям услуги по продвижению товаров до потребителя, обеспечивает непрерывность кругооборота ресурсов, возмещает общественно-необходимые затраты производства.

Выступая в качестве организатора рынка и рыночных отношений, торговля осуществляет коммерческие операции, оказывает услуги населению, выявляет, формирует и удовлетворяет покупательский спрос, предоставляя покупателям возможность выбора нужных товаров, создавая им комфортные условия для покупки товаров и организуя качественное обслуживание.

Сущность торговли определяется функциями, которые она выполняет.

 

 

 

Отрасль представляет собой совокупность производительных единиц объединенных преимущественно одинаковым или сходным видом деятельности.

Торговля в соответствии с отраслевым классификатором относится к сфере услуг.

Торговая отрасль на протяжении последних лет – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики России, опережающая по темпам роста многие отрасли.

Основным показателем развития торговли является розничный товарооборот.

В 2011 году товарооборот розничной торговли РФ составил 19 трлн. руб., увеличился на 7,2% по сравнению с 2011 г.

Торговля вносит весомый вклад в произведенный валовой внутренний продукт.

По объему в рублях (19 триллионов) розничная торговля превышает треть всего ВВП страны (54трлн. руб.) и в два раза превосходит ее бюджет (10 трлн. руб.)



Торговля является бюджето-образующей отраслью, она обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет РФ.

Торговая отрасль – лидер среди всех отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых составляет около 12 млн. человек или 17,8% от всего занятого населения страны.

В секторе торговли работает около 42% малых предприятий Российской Федерации.

На торговлю приходится более 60% оборота малых предприятий Российской Федерации.

Именно малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и входа в розничные сети. Таким образом, наличие достаточного количества малых и средних торговых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность в стране.

При этом следует особо отметить вклад торговли и в общее развитие предпринимательства в стране, так как зачастую именно торговля является «первым шагом» для многих предпринимателей перед переходом в другие сферы экономической деятельности.

Одним из важных моментов последних лет стала возможность свободного применения на практике современных форм и методов организации торговой деятельности, уже опробованных за рубежом и легко адаптировавшихся на практически свободном от конкуренции российском рынке. Именно в силу этого фактора отрасль розничной торговли стала одной из самых инновационных в России. По уровню обновления основных активов (60%) торговля опережает все другие отрасли экономики, а по уровню прямых иностранных инвестиций уступает только нефтегазовой отрасли.

Крупнейшие федеральные торговые сети Х5 и «Магнит» являются самыми крупными работодателями в стране (после «Лукойла»), используя более 100 тысяч сотрудников каждая. Эти же компании лидируют и по количеству магазинов: у Х5 более 3000, у «Магнита» более 5000.

Рост товарооборота в 2011г. у Х5 – 32%, у «Магнита» - 42%.

Однако в отрасли имеются и нерешенные проблемы.

Для российского рынка розничной торговли характерна низкая доля продаж, приходящаяся на современные каналы торговли. Недостаточный уровень развития современных каналов торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, более узкому ассортименту, недостаточной прозрачности отрасли.

Динамика роста продаж через современные форматы торговли- гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры – достаточно высока и составляет около 12 % в год.

Если рассматривать дистанционную торговлю, то рост оборота торговли через Интернет составляет около 19% в год.

Несмотря на рост, доля продаж, приходящихся через современные форматы торговли, в розничном товарообороте РФ мала по сравнению с развитыми странами.

Например, доля продаж через Интернет в России в 2,4 раза ниже, чем в США.

Слабое развитие дистанционной торговли, с одной стороны, отмечается как положительный фактор, так как подобные каналы зачастую характеризуются низкой прозрачностью операций. С другой стороны, именно дистанционная торговля является успешной альтернативой традиционным розничным точкам на удаленных и мало привлекательных для торгового бизнеса территориях. Кроме того, для дистанционной торговли нет необходимости поддерживать дорогостоящую торговую инфраструктуру, содержать персонал торгового зала, платить высокие арендные ставки.

Таким образом, можно заключить, что существуют возможности для дальнейшего роста и развития торговой отрасли. Эти возможности связаны с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием малого и среднего бизнеса, развитием дистанционной торговли.

3.Предприятие: понятие и основные признаки.

Каждая отрасль осуществляет свои функции через предприятия, входящие в его состав.



Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленным законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или решения специальных социально значимых задач.

Торговое предприятие - это самостоятельный хозяйственный субъект, наделенный правами юридического лица, который на основе имущественного комплекса осуществляет закупку, хранение и реализацию товаров с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли.

Предприятие торговли: Объект хозяйственной деятельности, осуществляющий с использованием процессов, оборудования и технологий продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям.( НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ РФ ГОСТ Р 51733 -2009)
Предприятие розничной торговли: Предприятие торговли, осуществляющее продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.

Примечание - К предприятиям розничной торговли относят магазины и объекты мелкорозничной (торговой) сети.

 

Признаками предприятия как хозяйствующего субъекта являются:

 

 

 

 

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На курс лекций по дисциплине ОП.01 Экономика организации | Дата введения - 2011-01-01

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.