Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы предприятий торговли


Классификация предприятий торговли

4.1 Предприятия торговли подразделяют на классификационные группы в зависимости от различных признаков, в том числе:

- по формам собственности;

- по видам торговли;

- по специализации торговой деятельности;

- по способу организации торговой деятельности;

- по виду торгового объекта;

- по формам торгового обслуживания покупателей;

- по условиям реализации товаров;

- по типам предприятий торговли.

4.2 Классификация предприятий торговли по различным признакам представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация предприятий торговли

Признак классификации предприятий торговли Классификационные группы
По формам собственности Частные;
государственные;
муниципальные;
унитарные;
кооперативные и другие
По видам торговли Предприятия оптовой (мелкооптовой) торговли;
предприятия розничной торговли
По специализации торговой деятельности Универсальные;
специализированные;
неспециализированные:
- с комбинированным ассортиментом;
- со смешанным ассортиментом
По способу организации торговой деятельности Сетевые (торговая сеть);
автономные;
фирменные
и другие
По виду торгового объекта Стационарные;
нестационарные
По формам торгового обслуживания покупателей С полным самообслуживанием;
с частичным самообслуживанием;
с индивидуальным обслуживанием (в том числе через прилавок);
с обслуживанием по предварительным заказам;
с обслуживанием по образцам;
с обслуживанием по каталогам
и другие
По условиям реализации товаров (наличию или отсутствию торгового зала) Магазины;
объекты мелкорозничной (торговой) сети
По типам предприятий торговли Гипермаркет;
универмаг;
магазин-склад;
центр оптовой и мелкооптовой торговли; универсальный общетоварный продовольственный склад;
универсальный общетоварный непродовольственный склад;
универсам;
супермаркет;
гастроном;
магазин «Товары повседневного спроса»;
специализированный общетоварный продовольственный склад;
специализированный общетоварный непродовольственный склад;
магазин «Рыба», «Мясо», «Колбасы», «Минеральные воды», «Хлеб», «Овощи-фрукты» и т.п.;
магазин «Электротовары», «Одежда», «Обувь», «Ткани», «Хозяйственные товары», «Мебель», «Книги», «Зоотовары», «Семена», «Природа», «Охотник», «Цветы», «Мир садовода», «Спорт и туризм» и т.п.;
магазин «Продукты»; павильон «Продукты»;
минимаркет;
торговый дом;
товары для дома, для детей, для женщин, для мужчин, для будущих мам, для полных, для новобрачных, для молодежи и т.п.;
магазин «Промтовары»;
магазин «Кэш энд Кэрри», «Дисконт», «Дискаунтер»;
комиссионный магазин;
магазин «Сэконд Хенд»;
стоковый магазин;
магазин «Бутик»;
магазин-салон

 



5.1 Предприятия торговли подразделяют на различные типы в зависимости от размеров площадей торговых объектов, ассортимента предлагаемых к продаже товаров и форм торгового обслуживания покупателей.

5.2 Основные характеристики типов предприятий торговли приведены в таблице 2.


Таблица 2 - Основные характеристики типов предприятий торговли

Предприятия торговли Площадь торгового объекта, м2, не менее Ассортимент товаров Формы торгового обслуживания покупателей Отличительные особенности типа предприятия
Специализация торговой деятельности Тип предприятия Вид торговли
Универсальное предприятие торговли Гипермаркет Розничная торговля Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса, в том числе под собственными торговыми марками Преимущественно самообслуживание Широкая зона обслуживания. Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Наличие цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации. До 40 % площадей используют под размещение непродовольственных товаров. Возможна реализация товаров дистанционным способом*. Оказание дополнительных услуг торговли
Универсальное предприятие торговли Универмаг Розничная торговля 3500 - в городах, 650 - в сельской местности Универсальный ассортимент непродовольственных товаров Самообслуживание; обслуживание по образцам, по каталогам, по предварительным заказам; индивидуальное обслуживание через прилавок и др. Реализация широкого ассортимента непродовольственных товаров, допускается отдел продовольственных товаров (до 20 % всего ассортимента). Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли
Универсальное предприятие торговли Магазин-склад Розничная, оптовая и мелко­оптовая торговля Универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров Самообслуживание Реализация товаров преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.). Широкая зона обслуживания. Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли
Универсальное предприятие торговли Центр оптовой и мелкооптовой торговли Оптовая и мелко­оптовая торговля Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе под собственными торговыми марками Самообслуживание; обслуживание по образцам Реализация товаров оптом и мелким оптом. Возможно наличие цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд). Широкая зона обслуживания. Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Оказание дополнительных услуг торговли
Универсальное предприятие торговли Универсальный общетоварный (продоволь­ственный или непродоволь­ственный) склад Оптовая и мелко­оптовая торговля Не норми­руется Универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров Преимущественно самообслуживание Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Оказание дополнительных услуг торговли
Универсальное предприятие торговли Универсам Розничная торговля Универсальный ассортимент продовольственных и ограниченный ассортимент непродовольственных товаров повседневного спроса, в том числе под собственными торговыми марками Самообслуживание; индивидуальное обслуживание через прилавок Возможно наличие мини-цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли
Универсальное предприятие торговли Супермаркет Розничная торговля Универсальный ассортимент продовольственных и неширокий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе под собственными торговыми марками Самообслуживание; индивидуальное обслуживание через прилавок Непродовольственные товары составляют не более 30 % всего ассортимента. Наличие мини-цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли
Универсальное предприятие торговли Гастроном Розничная торговля Универсальный ассортимент продовольственных товаров и узкий ассортимент непродовольственных товаров Преимущественно индивидуальное обслуживание через прилавок с частичным самообслуживанием Гастрономические товары составляют не менее 40 % всего ассортимента. Наличие отдела по реализации полуфабрикатов и кулинарных изделий
Специали­зированное предприятие торговли* Специализиро­ванный общето­варный (продо­вольственный или непродоволь­ственный) склад Оптовая и мелко­оптовая торговля Не норми­руется Ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров преимущественно одной группы Преимущественно самообслуживание Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Оказание дополнительных услуг торговли
Специали­зированное продоволь­ственное предприятие торговли Магазин «Рыба», «Мясо», «Колбасы», «Минеральные воды», «Хлеб», «Овощи-фрукты» и т.п. Розничная торговля Широкий ассортимент продовольственных товаров одной группы в соответствии со специализацией предприятия Самообслуживание; индивидуальное обслуживание через прилавок Возможна реализация товаров дистанционным способом
Специали­зированное непродоволь­ственное предприятие торговли Магазин «Электро­товары», «Одежда», «Обувь», «Ткани», «Хозяйственные товары», «Мебель», «Книги», «Зоотовары», «Семена», «Природа», «Охотник», «Цветы», «Мир садовода», «Спорт и туризм» и т.п. Розничная торговля Широкий ассортимент непродовольственных товаров одной группы в соответствии со специализацией предприятия Самообслуживание; обслуживание по образцам; индивидуальное обслуживание через прилавок Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли
Неспециали­зированное предприятие торговли со смешанным ассортимен­том товаров Магазин товаров повседневного спроса Розничная торговля Ограниченный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров частого спроса Преимущественно самообслуживание Реализация социально значимых товаров потребительской корзины. Размещение, как правило, в радиусе шаговой доступности. Возможна реализация товаров дистанционным способом
Неспециали­зированное продоволь­ственное предприятие торговли Магазин (павильон) «Продукты» Розничная торговля Узкий ассортимент продовольственных товаров повседневного спроса, в т.ч. хлеб, кондитерские и гастрономические товары, безалкогольные напитки Индивидуальное обслуживание через прилавок с частичным самообслуживанием -
Неспециали­зированное предприятие торговли со смешанным ассортиментом товаров Минимаркет Розничная торговля 40 (не более 50) Узкий или ограниченный ассортимент продовольственных товаров, в т.ч. гастрономические, кондитерские, винно-водочные товары, безалкогольные напитки, а также сопутствующие непродовольственные товары повседневного спроса Самообслуживание -
Неспециали­зированное предприятие торговли с комбини­рованным ассортиментом товаров Торговый Дом Розничная и оптовая торговля Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин, женщин и детей - одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия и др.; электротовары, предметы мебели, хозтовары и т.п. Преимущественно самообслуживание; обслуживание по образцам, по каталогам, по предварительным заказам; индивидуальное обслуживание через прилавок Многопрофильное предприятие торговли. Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли
Неспециали­зированное предприятие торговли с комбини­рованным ассортиментом товаров Товары для дома, для детей, для женщин, для мужчин, для будущих мам, для полных, для новобрачных, для молодежи и т.п. Розничная торговля Комбинированный ассортимент товаров для определенного контингента покупателей в соответствии со специализацией магазина Самообслуживание, обслуживание по образцам, по каталогам, по предварительным заказам, индивидуальное обслуживание и др. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли
Неспециа­лизированное непродоволь­ственное предприятие торговли Магазин «Промтовары» Розничная торговля Узкий ассортимент непродовольственных товаров, в т.ч. одежда, обувь, галантерейные, парфюмерно-косметические товары и пр. Индивидуальное обслуживание через прилавок -
Неспециа­лизированное непродоволь­ственное предприятие торговли Комиссионный магазин Розничная торговля Узкий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе антикварных Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок Реализация непродовольственных товаров, в том числе бывших в употреблении, которые принимаются у населения на основании договоров комиссии
Неспециа­лизированное непродоволь­ственное предприятие торговли Магазин «Секонд Хенд» Розничная торговля Узкий ассортимент непродовольственных товаров Самообслуживание Реализация непродовольственных товаров, бывших в употреблении
Неспециа­лизированное непродоволь­ственное предприятие торговли Стоковый магазин (магазин «Сток») Розничная торговля Не норми­руется Ограниченный ассортимент непродовольственных товаров Самообслуживание Реализация непродовольственных товаров, морально устаревших
Неспециа­лизированное предприятие торговли Магазин «Дисконт», «Кэш энд Кэрри», «Дискаунтер» Розничная и мелко­оптовая торговля Не норми­руется Широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров Самообслуживание Реализация товаров с невысоким уровнем наценок
Неспециа­лизированное предприятие торговли Магазин «Бутик» Розничная торговля Ограниченный ассортимент модных товаров одной группы - непродовольственных: одежда, обувь и продовольственных товаров редкого спроса: коллекционные вина, фирменный шоколад, кондитерские изделия и др. Индивидуальное обслуживание, самообслуживание Реализация товаров с высоким уровнем наценок. Постоянное обновление ассортимента товаров, в том числе по сезонам, коллекциям, брендам и пр. Оказание дополнительных услуг торговли
Неспециа­лизированное непродо­вольственное предприятие торговли Магазин-салон Розничная торговля Ограниченный ассортимент товаров одной группы, например автомобилей, цветов, обуви, одежды Индивидуальное обслуживание Реализация товаров с высоким уровнем наценок. Постоянное обновление ассортимента товаров. Оказание дополнительных услуг торговли
* Для дистанционной торговли и торговли по образцам площадь торгового объекта не нормируется.

 



 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дата введения - 2011-01-01 | Экономические методы управления торговым предприятием

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.