Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы реализации инновационной политики государства

СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Тема 4.ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Срок окупаемости (Ток).

Внутренняя норма доходности (ВНД);

Индекс доходности (ИД);

Чистый дисконтированный доход (ЧДД);

 

ЧДД характеризует эффективность инновационного проекта при известном значении нормы дисконта.

 

(Dt – Зt)

ЧДД = ----------------------

(1+d)

где:

Dt – доходы по проекту в t-м году;

Зt – затраты по проекту в t-м году;

d – ставка дисконта;

T – срок реализации проекта.

Инновационный проект считается эффективным при ЧДД > 0.

 

 

 

(Dt – З)

ИД = ----------------------

К * (1+d)

где:

З – затраты по проекту в i-м году, без учета капиталовложений;

К – дисконтированные капиталовожения.

 

К =Кt --------- * t

(1 + d)

где:

Кt – капиталовложения в t-м году.

Инновационный проект считается эффективным при ИД >1.

 

 

Внутренняя норма доходности представляет собой ставку дисконта, при которой чистый дисконтированный доход равен нулю. ВНД является решением уравнения:

(Dt – Зt)

-------------------- = 0

(1 + х)

 

Найденное значение ВНД сравнивается с требуемой инвестором ставкой дохода на капиталовложения.

Инновационный проект считается эффективным, если ВНД ≥ d

(d - ожидаемая норма дохода на инвестируемый капитал).

Если при сравнении двух альтернативных вариантов по показателям ЧДД и ВНД получены следующие результаты:

ЧДД1 > ЧДД2

ВНД1 < ВНД2, то приоритетным является показатель ЧДД.

Срок окупаемости – период времени, за который дисконтированные затраты будут компенсированы дисконтированными доходами.

Ток является решением уравнения:

 

(Dt – Зt)

-------------------- * х = 0

(1 + d)

Инновационный проект считается эффективным, если Ток ≤ Tн.

Где:

Тн – нормативный срок окупаемости капиталовложений (составляет от 1 года до 5 лет в зависимости от капиталоемкости проекта).

 

 

 

Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационная политика имеет временной и пространственный

аспекты.

Временной аспект определяет действия государства в области инноваций на текущий момент времени и на длительную перспективу. Поэтому инновационная политика подразделяется на текущую политику и долговременную политику.

Текущая политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности.

Долговременная инновационная политика направлена прежде всего

на решение важных отраслевых задач, требующих больших затрат времени, рабочей силы и капитала. Она охватывает достаточно продолжительный период времени. К долговременной инновационной политике относится, например, «Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренная постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832.

Пространственный аспект инновационной политики определяет

действия государства по основным направлениям влияния на экономику страны.

Цели и направления инновационной политики государства определяются прежде всего характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции.

Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы:

1) отрасли, имеющие мировую конкурентоспособность;

2) отрасли, потенциально конкурентоспособные на мировом рынке;

3) отрасли, неконкурентоспособные на мировом рынке.

Первая группа отраслей включает в себя отрасли, которые обладают большим конкурентоспособным потенциалом и давно работают на мировом рынке. Они производят конкурентоспособную продукцию. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность. Они должны постоянно повышать свой производственно-экономический потенциал, чтобы удержаться на мировом рынке в период кризисов.

Отрасли второй группы производят продукцию, которая по многим

параметрам близка к конкурентоспособной на мировом рынке. У них

есть все возможности, чтобы выйти на мировой рынок и закрепиться на нем. Для этого им нужна определенная поддержка и помощь государства. К этим отраслям относятся оборонная промышленность, машиностроение и др.

Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность, промышленность строительных материалов и др. Их продукция на мировом рынке не котируется. Поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок. Как правило, эти отрасли имеют низкий производственно- экономический потенциал, незначительный объем производства, малорентабельны. Поэтому для выхода на мировой рынок им требуются большие затраты капитала, новая кадровая политика и т. п.

Инновационная политика государства для каждой их этих групп отраслей должна осуществляться дифференцированно.

В целях государственной поддержки важнейших инновационных

проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции в 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. X» 827 «О Федеральном фонде производственных инноваций».

Федеральный фонд производственных инноваций — государственная

некоммерческая организация. Основными задачами фонда являются:

• содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса;

• участие в разработке, в проведении экспертизы и конкурсного

отбора и в реализации инновационных проектов, направленных

на структурную перестройку экономики и подлежащих реализации при поддержке данного фонда;

• поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения

производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;

• содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.

При Правительстве РФ действует Правительственная комиссия по

научно-инновационной политике.

В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий»'. Статус федерального центра науки и высоких технологий присваивается научным хозяйствующим субъектам (организациям), осуществляющим научно-технологическое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей

реального сектора экономики. Статус присваивается Правительством

РФ по представлениям Правительственной комиссии по инновационной политике. Присвоение данного статуса означает предоставление научным организациям государственного обеспечения их научно-технологической и образовательной деятельности при условии выполнения центром обязательств по выполнению конкретных задач.

На 1998-2000 гг. были установлены следующие направления инновационной политики государства.

1. Разработка и усовершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизма ее стимулирования, системы институционных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение

ее в хозяйственный оборот.

2. Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансовых учреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и региональном уровнях.

3. Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая

систему информационного обеспечения, систему экспертизы,

финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Практика показывает, что причиной отставания является не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабая инфраструктура инновационной деятельности, отсутствие мотиваций товаропроизводителей к реализации новшества как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники.

4. Развитие малого инновационного предпринимательства путем

формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологических организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.

5. Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных

проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстроокупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.

6. Реализация критических технологий, приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.

7. Использование технологий двойного назначения. Такие технологии могут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Государственная инновационная политика в базовых отраслях и

производствах будет направлена па ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.).

В топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет

ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга ' запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышения уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности:

• в нефтегазовом комплексе — на повышение эффективности геологоразведочных работ, увеличение дебита и извлекаемости на месторождениях с трудоизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов, а также создание высоконадежных, экологически безопасных и низкоэнергоемких систем транспортировки;

• в нефтеперерабатывающей промышленности — на увеличение

производства моторных и ракетных топлив за счет развития процесса глубокой переработки нефти, разработку и создание катализаторов нового поколения, высокоактивных и кислородсодержащих добавок, а также па повышение и улучшение экологической безопасности и уменьшение энергоемкости;

• в угольной промышленности — па улучшение потребительских

свойств угольной продукции па основе создания принципиально

новых систем глубокой переработки, обогащение и брикетирование углей, решение проблемы приготовления, транспортирования, хранения и снижения водоугольной суспензии, повышение эффективности открытого способа разработки угольных месторождении на базе применения драглайнов, а также на повышение эффективности и безопасности подземных работ на базе автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей.

В электроэнергетике инновационная политика будет сконцентрирована на создании и использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива (циркулирующий кипящий слой, циркулирующий кипящий слой под давлением) для электростанций на твердом топливе, развитии экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики, а также решении проблем захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологи чески чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив, разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и на повышении эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния.

В транспортном комплексе инновационная политика будет ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.

В металлургическом комплексе ориентиром является создание

сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих

максимальное ресурсе- и энергосбережение на всех стадиях, расширение ассортимента и повышение качества металлопродукции.

Технологическими ориентирами химической и нефтехимической

промышленности являются материале- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических композиционных материалов, в том числе новых поколений этих материалов,

технологии производства экологически чистых удобрении и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства па базе автоматизированных блочномодульных систем.

В машиностроительном комплексе организации будут ориентироваться на технологическое перевооружение общемашиностроительных производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации.

Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях — так как только посредством использования современных технологий можно кардинально повлиять на улучшение состояния окружающей среды.

Для успешной реализации инновационной политики будет совершенствоваться система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных финансовых организаций).

 

 

Основными методами реализации инновационной политики государства являются:

1. Формирование институциональных и нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институционными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь Федерального закона об инновационной политике в Российской Федерации, указов Президента РФ по вопросам государственной инновационной политики, по инвестированию капитала, постановлений Правительства РФ по развитию рынка интеллектуальной собственности, по использованию результатов научно-технической деятельности и

другое.

2. Государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в

период освоения инноваций) за счет внедрения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов.

3. Совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных экономических условиях это прежде всего уточнение налогооблагаемой базы и разработка механизмов взыскания налогов, изменение амортизационной политики с целью обеспечения возможности организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций в инновации.

4. Внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание,

условий для формирования совместных с иностранными партнерами организации по выпуску отечественном продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам.

5. Обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования с целью реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства, а также лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции.

6. Консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами.

7. Развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования.

8. Участие инновационно-активных организаций в международных

конкурсах.

9. Выделение прямых государственных инвестиции для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

Условия реализации инновационной политики государства — это требования (в отдельных случаях предложения) государственных органов власти к развитию инновационной деятельности и реализации ее результатов на внутреннем рынке.

Для государственной реализации инновационной политики государства необходимы институционные и законодательно-правовые преобразования, которые создали бы рыночную инфраструктуру и способствовали бы активизации инновационной деятельности.

Среди институционных преобразований важная роль принадлежит

демонополизации в инновационной сфере и развитию малого предпринимательства.

Концепцией инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг. предусмотрено создать в регионах инновационные центры для координации взаимодействия и поддержки участников инновационной деятельности.

Эта концепция включает необходимость и других преобразований

в инновационной сфере. Например, необходимо создать условия для привлечения к инновационному процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.

Намечено также создание фонда имущества инноваций для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях. Для развития инновационной деятельности предусмотрен комплекс мер по созданию чисто рыночных

структур (например, бирж инноваций для выполнения инновационных

проектов, организации торгов ценными бумагами инновационных фирм

и информационного обеспечения участников инновационного рынка).

Реализация основных этапов инновационной деятельности, от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, до налаживания производства, требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технических центров в тех регионах России, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса.

Реализация инновационной политики государства невозможна без

анализа существующего законодательства в этой области, обоснования

нормативов, работающих на эту сферу деятельности, принятия мер к

отмене правовых актов, препятствующих развитию инновационной деятельности.

В условиях дефицита собственных денежных средств, а также ограниченности государственной поддержки отечественные организации

вынуждены значительную часть ресурсов использовать на финансирование нужд действующего производства и в редких случаях — на освоение новых технологий и наукоемкой конкурентоспособной продукции. Инновационное пространство остается малопривлекательным для отечественного капитала и иностранных инвесторов.

Для проведения активной инновационной политики требуется принятие мер, включающих в себя совершенствование системы государственных инвестиций, кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования.

Политика государственных инвестиций в инновации должна быть

направлена на формирование эффективной структуры государственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли валового внутреннего продукта. К мерам повышения эффективности расходования бюджетных средств относятся:

1) финансирование па безвозвратной основе только инновационных проектов, имеющих общенациональный характер и влияющих на повышение экономической безопасности страны;

2) расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации инновационных проектов, представляемых организациями любой формы собственности. В этом случае государственные и привлекаемые частные инвестиции выделяются на паритетных началах;

3) совершенствование механизма образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов. Прежде всего это касается внебюджетных фондов поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, часть средств которых будет использоваться на финансирование отечественного и зарубежного патентования и поддержание международных патентов, используемых в инновационных проектах.

Сейчас развивается система конкурсного отбора проектов через Федеральный фонд производственных инноваций. Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития с финансированием проектов на возвратной основе.

Важная роль в расширении круга инвесторов, вкладывающих средства в инновации в 1998-2000 гг., отведена страхованию финансовых рисков. Расширен перечень страховых рисков с включением в него, в частности, технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов. Для снижения рисков частных инвесторов предусмотрено участие государства в венчурных фондах и соответствующие государственные гарантии.

Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации действий всех ее субъектов, с другой — интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создания условий,

способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки и техники в экономику страны.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТО. Оценивается стратегическая эффективность проекта в плане получения долгосрочных рыночных преимуществ | Инновационная политика хозяйствующего субъекта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.