Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции №№ 17-18

(к.т.н Старовойтенко О.А.)

План

 

13.1. Структурная схема организации и функционирования внутрихо-

зяйственного механизма управления предприятий сферы туризма и

гостеприимства.

13.2. Приоритетные направления развития науки, имеющие значение для

развития сферы туризма и гостеприимства.

13.3. Внутрисистемные инновации в сферу туризма и гостеприимства, в том числе:

А. Инновации в производственно-технический потенциал сфер туризма и гостиничного хозяйства.

В. Инновации в организационный, экономический, социально-психологический механизмы.

13.4. Инновации, связанные с внешними условиями хозяйствования, и ориентированные на результаты деятельности.

13. 5. Инновации в методическое, правовое, информационное, прог-раммное, техническое, кадровое обеспечения и социальную инфраструктуру.

13.6. Внесистемные инновации в сферу туризма и гостеприимства, в том числе:

А. Развитие новых видов туризма.

В. Развитие туристских цепей.

13.7. Инновационные процессы в гостиничном бизнесе.

13.8. Инновационные процессы в системе гостеприимства.

13.1. Структурная схема организации и функционирования

внутрихозяйственного механизма управления предприятий сферы

туризма и гостеприимства

Структурная схема организации и функционирования внутрихозяй-ственного механизма управления предприятий сферы туризма и гостеприимства имеет вид, представленный на рис. 13.1. На рисунке приняты следующие обозначения:

Рис. 13.1. Структурная схема организации и функционирования внутрихозяйственного механизма управления предприятием

1.. Производственно-технический потенциал предприятия, включающий:

1.1. Систему технологий предприятия.

1.2. Нематериальные активы.

1.3. Средства труда.

1.4. Предметы труда.

1.5. Трудовые ресурсы.

1.6. Подсистему организации труда и производства.

2. Организационный механизм, включающий подсистемы:

2.1. Принятия и реализации решений.

2.2. Маркетинг рынка.

2.3. Логистики.

2.4. Управления корпоративной деятельностью на внешнем рынке.

2.5. Управления послепродажным обслуживанием.

2.6. Контроля исполнения.

2.7. Подготовки и обучения кадров.

2.8. Организационного регламентирования.

2.9. Организационную структуру управления.

2.10. Организационную структуру производства.

3. Экономический механизм, включающий:

3.1. Планирование, включающее:

3.1.1.Прогнозирование

3.1.2. Нормирование.

3.1.3. Собственно планирование.

3.2. Хозяйственный расчет, включающий:

3.2.1. Экономические рычаги.

3.2.2. Экономический учет и контроль.

3.2.3. Оценка результатов деятельности.

3.2.4. Экономические стимулы.

3.2.5. Экономические санкции.

3.2.6. Экономический анализ

3.3. Подсистему развития и капитализации деятельности, в том числе:

3.3.1. Технологии финансирования.

3.3.2. Инновационную деятельность.

3.3.3. Инвестиционную деятельность.

4. Социально- психологический механизм, включающий:

4.1. Социальное планирование.

4.2. Социальное стимулирование.

4.3. Психологические методы управления.

4.4. Корпоративную культуру внутрифирменного управления.

4.5. Социальные санкции.

5. Внешние условия хозяйствования, включающие:

5.1.Законодательные нормативные акты.

5.2.Экономические нормативы и правила хозяйствования.

5.3. Информационную базу об изменениях условий хозяйствования.

6. Результаты деятельности, включающие:

6.1. Показатели планирования.

6.2. Показатели уровня качества обслуживания.

6.3. Показатели использования ресурсов.

6.4. Показатели экономической эффективности.

7. Методическое обеспечение деятельности.

8. Правовое обеспечение деятельности.

9. Информационное обеспечение деятельности.

10. Программное обеспечение деятельности.

11. Техническое обеспечение деятельности.

12. Кадровое обеспечение деятельности.

13. Социальная инфраструктура.

 

На рис. 13.1 приведен наиболее полный набор функций, который необходимо учитывать при решении задач управления деятельностью предприятий сферы обслуживания, куда входят предприятия сфер туризма, гостиничного хозяйства гостеприимства и др. Эту модель можно применять для анализа деятельности любых структурных образований, входящих в эту или в другие сферы. Если тот или иной аспект функциональной деятельности отсутствует в деятельности фирмы, то его можно проигнорировать. Например, если логистическая деятельность не является элементом управления той или иной гостиницы, то она не учитывается при оптимизации функций управления. Анализ возможных направлений инновационной деятельности необходимо рассматривать сквозь призму тех инноваций, которые развивают или расширяют не только функциональный аспект деятельности фирмы, но и ее обеспечивающие аспекты. При этом важнейшим моментом осуществления инновационной деятельности является то, что для России ее необходимо осуществлять с ориентацией на приоритетные направления развития научно технического прогресса, получившие развитие в мировом сообществе и в стране, и имеющие значение для развития туризма и указанной сферы деятельности.

 

13.2. Приоритетные направления развития науки и их значение

для развития сферы туризма и гостеприимства.

Приоритетные направления развития научно технического прогресса в РФ включают:

- информационно - телекоммуникационные технологии и электронику;

- космические и авиационные технологии;

- новые материалы и химические технологии;

- новые транспортные технологии;

- перспективные вооружения, военная и специальная техника;

- производственные технологии;

- технологии живых систем;

- экология и рациональное природопользование;

- энергосберегающие технологии.

Некоторые указанные направления развития научно-технического прогресса, трансформированные для сферы туризма и гостеприимства по выделенным ранее аспектам функциональной деятельности структур в указанной сферы в рамках внутрихозяйственного механизма деятельности предприятий состоят в следующем.

 

13.3. Внутрисистемные инновации в сферу туризма и гостиничного

бизнеса

Внутрисистемные инновации в сферу туризма и гостиничного бизнеса рассмотрим на примере деятельности туроператора.

 

А. Инновации в производственно-технический потенциал сфер туризма и гостиничного хозяйства (на примере работы туроператора).

 

Возможные инновации в производственно-технический потенциал определяются необходимостью внедрения или совершенствования необходимых функций внутрисистемного управления и межсистемного взаимодействия как на уровне туроператора, так и на уровне взаимодействия его с турагенствами и туристами:

1.1. Технологии туристической деятельности, включающие:

1.1.1) технологии выполнения основных функций туроператора, в том числе:

- технологии изучения потребностей туристов на туры и туристские программы;

- технологии взаимодействия с поставщиками услуг;

- технологии расчета тура и определения цены;

- технологии реализации туров;

- технологии обеспечения туристов необходимым инвентарем;

- технологии подбора и назначения на тур специалистов;

- технологии контроля за качеством предоставляемых услуг;

1.1.2) технологии взаимодействия с турагентом, в том числе:

- технологии заключения договоров;

- технологии рассылки предложений в виде прайс-листов;

- технологии подтверждения заявок;

- технологии оплаты счетов турагентом и передачи туроператору документов;

1.1.3) технологии проектирования туристской услуги, в том числе:

- технологии формирования системы нормативов туристских услуг;

- технологии непосредственного обслуживания туристов, в том числе:

1.1.3.1) технологии предоставления основных услуг;

1.1.3.2) технологии предоставления дополнительных услуг;

- технологии разработки документации;

- технологии методов контроля качества;

- технологии анализа проектов.

1.2. Нематериальные активы:

1.2.1) программные средств автоматизированного зондирования рынка туристских услуг;

1.2.2) программные средств автоматизированного построения моделей туристских маршрутов;

1.2.3) программные средств автоматизированного поиска туристских ресурсов, возникающих по предполагаемым маршрутам;

1.2.4) программные средств автоматизированного построения трасс туристских маршрутов;

1.2.5) программные средств автоматизированной разработки паспортов маршрута;

1.2.6) программные средств автоматизированного сопро-вождения процессов согласования паспорта с соответствующими службами;

1.2.7) программные средств автоматизированной подготовки технологических документов туристкой фирмы;

1.2.8) технологии предоставления услуг, учитывающих туристские мотивы отдельных личностей;

1.2.9) современные компьютерные технологии управления;

1.2.10) программы создания информационных массивов, касающихся возможного отдыха туристов;

1.3. Средства труда.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с созданием и/или приобретением необходимых основных производственных фондов, тран-спортных средств и внедрением средств вычислительной техники и канцелярской оргтехники, необходимых для осуществления производ-ственного процесса.

1.4. Предметы труда.

Предметами труда в сфере туристской индустрии являются системы документов, определяющие условия предоставления того или иного спектра туристских услуг. Инновационная деятельность в этой сфере связана с созданием новых технологий разработки этих документов или разработки новых групп документов для расширяющегося спектра туристских услуг.

1.5. Трудовые ресурсы.

Инновационная деятельность в этой сфере должна быть направлена, прежде всего, на формирование контингента работников, обладающих навыками деятельности в сфере трудовых отношений с применением самых современных предметов труда.

1.6. Организация труда и производства.

Инновационная деятельность в этой сфере состоит в развитии сети организационных структур и подразделений, обеспечивающих делегиро-вание полномочий или создание новых видов профессиональной деятель-ности в рамках того или иного направления диверсификации развития материнской фирмы за счет (на первом этапе) ее ресурсов.

 

 

В. Инновации в организационный, экономический,

социально-психологический механизмы.

 

13. 2. Организационный механизм, в том числе:

 

2.1. Принятие и реализация решений.

Инновационная деятельность в этой сфере основана на формировании у работников туристской индустрии такой концепции деятельности, кото-рая предполагает соблюдение принципа тотальной корпоративной ответ-ственности, совместимости и взаимозаменяемости трудовых функций в процессе делегирования полномочий работникам как во внутренней так и во внешней средах.

2.2. Маркетинг рынка.

Инновационная деятельность в этой сфере основана на введении новых направлений исследований рынка потребностей туристского обслуживания, внедрении новых процедур маркетинга и т.д.

2.3. Логистическая деятельность.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с внедрением новых видов логистики исходя из необходимой структуры логистического обеспечения, включающей:

- логистику внутренних процессов субъекта управления, в том числе:

- логистику информационных моделей туристских услуг;

- логистику формирования туристских потребностей;

- логистику внешних процессов субъекта управления, в том числе:

- маркетинговую туристскую логистику, включающую:

- логистику выявления туристских мотивов;

- логистику активного воздействия на существующие мотивы и их дополнительное формирование;

- логистику сегментации рынка;

- логистику рекламной деятельности;

- логистику определения рыночной потребности;

- возвратную логистику турпродуктов, выходящих на ста-дию спада;

- логистику процесса освоения турпродукта, включающую:

- логистику интегрированного управления потоком услуг;

- логистику интегрированного управления финансовым потоком;

- инфраструктурную логистику дальних перевозок;

- логистику документационного сопровождения жизненного цикла услуги в стране проживания туриста;

- логистику документационного сопровождения жизненного цикла услуги вне пределов страны проживания туриста;

- распределительную логистику, включающую:

- логистику цепей интегрированного взаимодействия по снижению расходов, связанных с выходом на внешний рынок;

- логистику франчайзинговых соглашений для расширения диапазона операций по реализации турпродукта;

- логистику цепей по созданию альянсов для сбыта однородных продуктов;

- логистика формирования нового стимула, включающая:

- возвратную инфраструктурную логистику дальних пере-возок;

- логистику внутренних процессов субъектов обслуживания, включающую:

- логистику управления материальными и сервисными потоками в местах стационарного проживания туристов;

- логистику материального и сервисного обслуживания туристов в местах стационарного проживания;

- логистику внешних процессов субъектов обслуживания, включающую:

- инфраструктурную логистику передвижения туристов в местах предоставления туристских услуг и другое.

Внедрение указанных видов логистики развивает направления горизонтальной интеграции бизнес - процессов, что соответствует концепции построения интегрированных систем управления процессом предоставления услуг и возможностям документационного сопровождения жизненного цикла услуг в туристкой сфере.

2.4. Совместна корпоративная деятельность

Инновационная деятельность в этой сфере основана на формировании у работников туристской индустрии такой концепции деятельности, кото-рая предполагает соблюдение принципа корпоративной ответственности при выполнении определенного спектра туристских услуг в рамках корпоративного соглашения, или принципов деятельности, определенных уставом ассоциации, или ответственности за совместную деятельность в рамках системы туристских цепей.

2.5. Послепродажное обслуживание.

Инновационная деятельность в данной и предшествующих сферах деятельности предполагает обеспечение таких методов взаимодействия с клиентом, которые определены принципом «единственного шанса».

2.6. Контроль исполнения.

Инновационная деятельность в этой сфере предполагает внедрение самых современных методов контроля исполнения процессов, протекаю-щих в среде туристского обслуживания.

2.7. Подготовка и обучение кадров.

Инновационная деятельность в этой сфере предполагает достижение профессиональных качеств персонала в соответствии с требованиями, определенными Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих, и тарифных разрядов ОК 016-94.

2.8. Организационное регламентирование.

Инновационная деятельность в этой сфере предполагает внедрение организационно - распорядительской документации, обеспечивающей нормативное взаимодействие между работниками внутри подразделения и между подразделениями

2.9. Организационная структура производства.

Инновационная деятельность в этой сфере предполагает внедрение новых секторов профессиональной деятельности, расширяющих виды работ и направления деятельности в рамках обоснованного направления диверсификации деятельности фирмы, определенного стратегий ее развития.

2.10. Организационная структура управления.

Инновационная деятельность в этой сфере предполагает внедрение новых или совершенствование существующих методов управления, обес-печивающих функционирование базового объекта как целостной систе-мы, впитывающей в свою исходную структуру новые структурные образования в соответствии с разработанными направлениями диверсификации.

3. Экономический механизм

Инновационная деятельность в этой сфере (сфере экономического механизма) предполагает внедрение любых новых методов прогнозирова-ния, нормирования, планирования, стимулирования, учета, контроля, анализа, инвестирования и т.д., направленных на совершенствование этих методов.

Составляющие (3.1.1, 3.1.2., 3.1.3.; 3.2.1, 3.2.2., 3.2.3, 3.2.4, 3.2.5,3.2.6).

3.3. Капитализация деятельности

В соответствии с принятой концепцией различения механизма деятельности предприятий на механизмы функционирования и развития, составляющие, непосредственно влияющие на развитие предприятия выделены и рассматриваются отдельно.

3.3.1. Технологии финансирования

Инновационная деятельность в этой сфере предполагает разработку таких моделей привлечения финансовых средств, которые в наибольшей степени отвечают интересам предприятий.

3.3.2. Собственно инновационная деятельность предполагает.

1) разработку новых предложений туристского продукта с целью более широкого охвата потребителей с разнообразными возможностями и потребностями;

2) развитие маркетинговой деятельности турфирм;

3) инноваций в новые методы управления;

4) инноваций в современные информационные технологии;

5) инноваций в рекламу и т.д.

3.3.3. Инвестиционная деятельность предполагает:

1) строительство новых и реконструкция существующих объектов туризма;

2) индустриализацию и технологизацию туристской деятельности во всех сферах ее проявления;

3) инвестиции в интеграционную деятельность туристских компаний;

 

4. Социально-психологический механизм управления, в том числе:

 

4.1. Социальное планирование.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с разработкой методов планирования повышения социальной активности работников фирмы и обеспечением ее соответствующими социальными стимулами.

4.2. Социальное стимулирование.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с разработкой механизмов социального стимулирования работников в соответствии с пирамидой потребностей, разработанной А. Маслоу.

4.3. Психологические методы управления.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с внедрением психологических методов управления работниками, осуществляющими:

4.3.1) взаимодействие с клиентами, в том числе:

4.3.1.1) разработку методов преодоления психоэмоциональ-ного барьера по поводу условий проживания и обслуживания в местах предоставления туристских услуг;

4.3.1.2) разработку методов преодоления психологического барьера пребывания в чужой стране и др.;

4.3.2) – при управлении работой персонала.

4.4. Корпоративная культура внутрифирменного управления.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с разработкой таких согласованных механизмов принятия решений, которые обеспечи-вают персональную ответственность за принятые решения не только на своем уровне, но и на этапе реализации как смежных, так и общесистем-ных функций управления. Главной задачей является обеспечение корпо-ративной культуры управления, повышающей лояльность потребителей к туристской организации.

4.5. Социальные санкции.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с разработкой такой системы санкций, которая является значимой для работников данного предприятия и затрагивает личностные механизмы социального стимулирования этих же работников.

 

13.4. Инновации, связанные с внешними условиями

хозяйствования, и ориентированные на результаты деятельности

5. Внешние условия хозяйствования

5.1.Законодательные нормативные акты.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с отработкой правил хозяйственной деятельности, отвечающих законодательной базе РФ в области туризма и гостеприимства.

5.2.Экономические нормативы и правила хозяйствования.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с разработкой организационно-распорядительной документации, регламентирующей деятельность работников предприятия в направлении обеспечивающем оптимизацию работы фирмы в целом.

5.3. Информационная база об изменениях условий хозяйствования.

Инновационная деятельность в этой сфере связана со своевременным внесением в нормативные документы изменений и дополнений, касающихся алгоритмизации процессов хозяйствования по изменению содержания функций и методов управления.

6. Результаты деятельности.

6.1. Показатели планирования.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с оптимизацией системы технико-экономических показателей планирования и оценки результатов работы.

6.2. Показатели уровня качества обслуживания.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с внедрением любых составляющих, улучшающих качество обслуживания туристов.

6.3. Показатели использования ресурсов.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с минимизацией расходов на обслуживание туристов с целью повышения доходности туристских мероприятий.

6.4. Показатели экономической эффективности.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с оценкой эконо-мической целесообразности внедряемых мероприятий в сферах инвес-тиций и инноваций, направленных на улучшения деятельности исходного механизма хозяйствования.

13. 5. Инновации в методическое, правовое, информационное, программное, техническое, кадровое обеспечения и социальную инфраструктуру.

7. Методическое обеспечение деятельности.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с разработкой новых правил организации деятельности фирмы в целом, направленных на оптимизацию ее работы.

8. Правовое обеспечение деятельности.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с разработкой необходимых должностных инструкций функционирования подразделений и работников, в рамках существующих правил безопасности и охраны труда.

9. Информационное обеспечение деятельности.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с разработкой первоочередных моделей:

1) информационные модели сбора, обработки и анализа информации, касающейся движения туристских ресурсов;

2) глобальных компьютерных сетей формирования туристских продуктов или подключение к ним.

10. Программное обеспечение деятельности:

Инновационная деятельность в этой сфере связана со следующими разработками:

1) обучающих программ доступа к информационным сетям туристских ресурсов;

2) эффективных интерфейсов взаимодействия туриста с информационными сетями;

3) программных средств эффективного взаимодействия субъектов и объектов туристкой сферы с информационно-вычислительными сетями туризма;

11. Техническое обеспечение деятельности.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с внедрением необходимого технического обеспечения и сетей передачи данных, улучшающих производственную деятельность турфирмы.

12. Кадровое обеспечение деятельности.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с подбором и расстановкой кадров в соответствии с должностными инструкциями, регламентирующими работу той или иной организации.

13. Социальная инфраструктура.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с введением в систему социальных гарантий и премий тех параметров, которые формируют спектр необходимого общественного признания в глазах того или иного работника фирмы.

 

13.6. Внесистемные инновации в сферу туризма и гостеприимства,

в том числе:

 

А. Развитие новых видов туризма.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с формированием нового турпродукта, расширяющего спектр мотивационных потребнос-тей личности. Ориентация в развитии нового турпродукта нацелена на формирование индивидуального туризма.

В. Развитие туристских цепей.

Инновационная деятельность в этой сфере связана с разработкой совместимых турпродуктов, учитывающих особенности региональной туристской инфраструктуры в рамках развивающейся мотивации отдельной личности. Основой развития туристских цепей является развитие новых видов туризма.

 

13.7. Инновационные процессы в гостиничном бизнесе.

 

Инновационная деятельность в этой сфере формируется аналогично рассмотренной выше методологии формирования направлений инновационной деятельности с учетом специфики деятельности гостиничных комплексов. Не привязывая то или иное направление инновационной деятельности к приведенной выше классификации, приведем ряд инноваций, внедрение которых расширяет и совершенствует гостиничный бизнес. Основным мотивом расширения инноваций в гостиничном бизнесе является повышение классности гостиничных комплексов. Тем не менее, расширение классности гостиничных комплексов не является критерием оптимального подхода к инновациям в гостиничном бизнесе. Дело в том, что исключительная дороговизна гостиниц высшего класса заставила предпринимателей расширять спектр своих услуг без декларирования о повышении классности гостиницы. При этом существенно расширяются функциональные возможности гостиниц, что служит исключительно важным стимулом для увеличения загрузки гостиниц с одновременным расширением спектра услуг размещения. Именно поэтому, внедрение значительного количества инноваций необходимо рассматривать в контексте выбора того приоритетного направления развития гостиницы, которое продиктовано конкурентоспособностью внешней среды.

Ряд инноваций в развитие гостиничной сферы имеют, например, следующее содержание:

1. Внедрение новых подъемников и лифтового оборудования как необходимое условие выполнения требований ГОСТа Р 50681-94.

2. Осуществление эксплуатации объектов обслуживания в соответствии с требованиями пожарной безопасности как необходимое условие выполнения требований ГОСТа Р 50681-94 и т.д.

 

13.8. Инновационные процессы в системе гостеприимства.

1. Размещение туристских трас в районах с благоприятными экологическим и санитарно-эпидемиологическими условиями как необходимое условие выполнения требований ГОСТа Р 50690-94.

2. Соответствие помещений, транспортных средств, туристского снаряжения и инвентаря, предоставляемого туристам напрокат как необходимое условие выполнения требований ГОСТа Р 50644-94.

3. Обучение персонала туристских предприятий действиями по обеспечению безопасности туристов по ГОСТ Р 12.0.004.

4. Обеспечение безопасности жизни и здоровья сохранности имущества туристов и экскурсантов, охраны окружающей среди как необходимое условие выполнения требований ГОСТа Р 50690-94.

5. Сокращение времени пребывания туристов в пути;

6. Совершенствование стандартов сервисного обслуживания на транспорте;

7. Повышение комфортабельности транспорта;

8. Обеспечение высокого уровня спроса на внутренний туризм за счет создания и разработки высококачественных туристских продуктов как необходимое условие развития гостеприимства страны в целом и т.д.

 

Литература

1. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. - Ростов н/Д.: Финансы, 2003.

2. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004 – 448 с.

 

План практических занятий

1. Структурная схема организации и функционирования внутрихо-

зяйственного механизма управления предприятий сферы туризма и

гостеприимства.

2. Приоритетные направления развития науки, имеющие значение для

развития сферы туризма и гостеприимства.

3. Внутрисистемные инновации в сферу туризма и гостеприимства, в том

числе:

4. Инновации в производственно-технический потенциал сфер туризма и гостиничного хозяйства.

5. Инновации в организационный, экономический, социально-психологический механизмы.

6. Инновации, связанные с внешними условиями хозяйствования, и ориентированные на результаты деятельности.

7. Инновации в методическое, правовое, информационное, прог-раммное, техническое, кадровое обеспечения и социальную инфраструктуру.

8. Внесистемные инновации в сферу туризма и гостеприимства, в том числе:

9. Развитие новых видов туризма.

10. Развитие туристских цепей.

11. Инновационные процессы в гостиничном бизнесе.

12. Инновационные процессы в системе гостеприимства.

 

Литература

1. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. - Ростов н/Д.: Финансы, 2003.

2. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004 – 448 с.

 

Лекции №№ 19-20

 

Тема 14. Оценка эффективности инновационных проектов

и их отбор для финансирования

 

(к.т.н. Старовойтенко О.А.)

 

План

14.1. Общие положения оценки и анализа проектов

14.2. Основные принципы оценки инновационных проектов.

14.3. Финансовое обоснование инновационного проекта.

14.4. Измерение и оценка социальных последствий инновационного проекта.

 

14.1. Общие положения оценки и анализа проектов

 

Для снижения риска инновационной деятельности необходимо в первую очередь провести тщательную проверку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационные проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин (различные факторы). Не всегда представляется возможным оценить количественно эффективность проектов, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов.

Универсальной системы оценки эффективности проектов нет (везде свои факторы). Но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. На основании этих факторов выделены ряд критериев для оценки инвестиционных проектов, которые включают в себя:

- цели, стратегию, политику и ценности предприятия;

- маркетинг;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- финансы;

- производство.

Цели и задачи инновационного проекта должны совпадать с целями и стратегией развития предприятия, так как если направления проекта противоречат общей политике предприятия, то есть большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.

Маркетинг: маркетинговые исследования рынка должны подтвердить потребность в данном инновационном проекте.

Если конечный результат – инновация продукта, то цель маркетинго-вого исследования – спрогнозировать спрос на новый продукт, который в силу патентной или временной монополии данного предприятия будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же относятся и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его модификацию. Однако провести маркетинг по этим направлениям сложно, так как в силу их новизны потенциальным потребителям трудно ее оценить. Маркетинг может дать отрицательный результат. Здесь необходимо учитывать многие факторы, такие как производительность продукта, снижение себестоимости, резервы рынка, оценка спроса, потенциальные действия возможных конкурентов, возможные каналы распределения результатов инновационного проекта (ИП).

НИОКР. Оценивать проект в перспективе возможных научных изменений по всем параметрам.

Финансы. Прибыльность (эффективность) главное мерило в оценке выбора проекта. Иногда целесообразно принять проект с меньшей эффективностью, и с меньшими финансовыми затратами. Концентрировать все финансовые ресурсы на одном проекте нецелесообразно. Количественно необходимо оценить все необходимые затраты для разработки инновационного проекта. Одна из главных проблем, стоящих перед любым предприятием – это правильное планирование денежной наличности. Очень часто вполне рентабельный ИП может оказаться несостоятельным в результате срыва сроков поступления финансовых средств.

Производство. Это заключительная стадия. Здесь важны все вопро-сы организации производства, качество, процессов, оборудования и т.д.

Полная оценка ИП включает в себя анализ всех основных элементов реализации проекта. Предлагаемый перечень критериев не является универсальным. Его можно расширять, дополнять, а данный взять за основу.

№ п\п Критерии Оценки
         
  Цели, стратегия, политика в ценности предприя-тия. Совместимость проекта с текущей стратегией            
  Согласованность проекта с представлениями потребителей о предприятии          
  Соответствует ли проект отношению предприятия к рынку?          
  Временный аспект риска          
  Проект Соответствие проекта определенным потребностям рынка          
  Оценка общей емкости рынка          
  Оценка доли рынка          
  Вероятность коммерческого успеха          
  Возможный объем продаж          
  Оценка конкурентов          
  Согласованность с существующими каналами сбыта          
  Общественное мнение о новом продукте          
  Научно-исследовательские и опытно-конструк-торские работы          
  Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия          
  Вероятность технического успеха          
  Стоимость и время разработки проекта          
  Отсутствие патентных нарушений          
  Наличие научно-технических ресурсов          
  Возможность будущих разработок продукта и дальнейшее применение внедряемой технологии          
  Согласованность с другими инновационными проектами предприятия          
  Наличие вредных воздействий продукта и про-цесса его производства на окружающую среду          
  Соответствие проекта текущему и перспективно-му законодательству об охране окружающей среды          
  Финансы          
  Стоимость НИОКР          
  Затраты на производство          
  Стоимость маркетинговых исследований          
  Наличие финансовых средств в небольшие сроки          
  Согласованности с финансированием других проектов предприятия          
  Ожидаемая норма прибыли          
  Соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятых на предприятии          
  Производство          
  Соответствие численности и квалификации производственного персонала предприятия для реализации инновационного проекта          
  Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия          
  Стоимость и наличие необходимых сырья, материалов, комплектующих изделий          
  Издержки производства          
  Уровень безопасности производства          

 

5 – очень высокая оценка;

4 – высокая оценка;

3 – удовлетворительная оценка;

2 – низкая оценка;

1 – очень низкая оценка.

Для получения полной оценки ИП необходимо оценить каждую позицию, а затем уже на основе обобщенной оценки принимать решение об эффективности анализируемого проекта.

 

14.2. Основные принципы оценки инновационных проектов.

Основные принципы, используемые для оценки инновационных проектов основаны на следующих методах:

а) моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;

б) учет результатов анализа рынка, финансового состояния предприятия, претендующего на реализацию проекта нововведения, степени доверия к руководителям проекта, влияния реализации проекта на окружающую среду и т.д.;

в) определение эффекта посредством сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал или иных показателей (см. п.2.8.), определяющих цель проекта;

г) приведение предстоящих разновременных доходов и расходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности в начальном периоде;

д) учет влияния инфляции, задержек платежей и других факторов, влияющих на ценность используемых денежных средств;

е) учет степени неопределенности и рисков, связанных с осуществлением проекта.

 

14.3. Финансовое обоснование инновационного проекта.

 

Финансовое обоснование (коммерческая эффективность) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности.

Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов (следующих условий):

Условия оценки коммерческой эффективности проекта.

Рекомендуется:

· определять поток реальных денег в прогнозных ценах с использованием тех денежных единиц (рублей, долларов и т.д.), которые фактически будут его образовывать в соответствии с проектом;

· вычислять интегральные показатели эффективности в расчетных ценах.

Минимальный набор исходных данных, подлежащих варьированию, должен включать в себя:

· цены реализации продукции;

· издержки производства;

· общие инвестиционные затраты;

· нормы запасов и задолженностей;

· процент за кредиты.

Пределы варьирования исходных данных определяются на стадии технико-экономического исследования инновационных возможностей проектов.

Из всего множества доступных для реализации проектов необходимо выбрать ту систему проектов, которая будет для фирмы наиболее привлекательной. Основным ограничителем для выбора системы привлекательных проектов, очевидно, является лимит финансирования.

Источники средств, необходимые для внедрения инновационного проекта, доступны в разной степени, причем наиболее доступными являются собственные средства, то есть прибыль. Далее по степени увеличения срока мобилизации следуют банковские кредиты, займы, новая эмиссия. Эти источники различаются не только продолжительностью срока их вовлечения в инвестиционный процесс, но и ценой капитала, которая зависит от многих факторов. Цена капитала, привлекаемого для финансирования проекта, в ходе его реализации, может меняться (как правило, в сторону увеличения) в зависимости от многих факторов. Это означает, что проект, принимаемый при одних условиях, может стать невыгодным при других. Различные проекты в разной степени реагируют на увеличение цены капитала. Так, проект, в котором основная часть притока денежных средств падает на первые годы его реализации, то есть возмещение сделанных инвестиций осуществляется более интенсивно, мене чувствителен к увеличению цены за пользование источником средств.

Весьма наглядным инструментом при анализе инвестиционных проектов является графическое представление соответствующего денежного потока (см. рис. 21)

а) с ординарным денежным потоком;

б) с неординарным денежным потоком.

а) б)

               
     
     


0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5 6

IC

Рис. 21. Графическое представление денежного потока

Стрелка, направленная вверх, характеризует приток денежных средств; стрелка направленная вниз – отток. С формальной точки зрения любой инновационный проект зависит от ряда параметров, подлежащих оценке в процессе анализа, и нередко задаются в виде дискретного распределения, что позволяет проводить этот анализ в режиме имитационного моделирования.

В наиболее общем виде инновационный проект Р представляет собой следующую модель:

Р = {ICi, Cfk, n r},

где I C i – инвестиции в i-м году, i= 1,2,…m (чаще всего считается, что m= 1);

Cfk – приток (отток) денежных средств в k-ом году, k = 1,2,…, n;

n – продолжительность проекта;

r - коэффициент дисконтирования.

Инновационные проекты, анализируемые в процессе финансирования, имеют определенную логику.

Под чистым оттоком денежных средств в k-ом году понимается превышение текущих денежных расходов по проекту над текущими денежными поступлениями (соответственно, при обратном соотношении имеет место чистый приток); иногда в анализе используется не денежный поток, а последовательность прогнозных значений чистой годовой прибыли, генерируемой проектом.

Предполагается, что весь объем инноваций делается в конце года, предшествующего первому году, генерируемого проектом притока денежных средств, хотя в принципе инновации могут делаться в течение ряда последующих лет.

Коэффициент дисконтирования, используемый при оценке проектов в ряде методов, должен соответствовать длине периода, заложенного в основу инновационного проекта (например, годовая ставка берется только в случае, если длина периода – год).

Критерии, используемые в анализе инновационной деятельности, можно разделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временный параметр:

1) основанные на дисконтных оценках;

2) основанные на учетных ставках.

К первой группе относятся критерии:

- чистый приведенный эффект (Net Present Value, NPV);

- индекс рентабельности инвестиции (Profitability Index, PI);

- внутренняя норма прибыльности (Internal Rite of Return, IRR);

- модифицированная внутренняя норма прибыли (Modified Internal Rate of Return, MIRR);

- дисконтированный срок окупаемости инвестиций (Discounted Payback Period, DPP).

Ко второй группе относятся критерии:

- срок окупаемости инвестиции (Payback Period, PP);

- коэффициент эффективности инвестиции (Ассоunting Rite of Return, ARR).

Ключевые идеи, лежащие в основе методов оценки инновационных проектов следующие.

Метод расчета чистого приведенного эффекта:

Основная целевая установка – увеличение цены фирмы, количественной оценкой которой служит ее рыночная стоимость.

Данный метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течении прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.

Допустим делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение k лет годовые доходы в размере Р1, Р2, …, Рk. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (Net Present Value, NPV) соответственно рассчитывается по формуле:

k

PV =∑ (Pk // (1+r)k ) (1)

1

k

NPV =∑ (Pk / (1+r)k ) - (IC) (2)

1

Очевидно, что если:

NPV > 0 – проект следует принять;

NPV < 0 – проект следует отвергнуть;

NPV = 0 - проект ни прибыльный, ни убыточный.

Экономическая интерпретации трактовки критерия NPV с позиции ее владельца определяет логику критерия.

NPV < 0. В случае принятия проекта ценность компании уменьшится, т.е. владельцы компании понесут убытки;

NPV = 0. В случае принятия проекта ценность компании не изменит-ся, т.е. благосостояние ее владельцев останется на прежнем уровне;

NPV > 0. В случае принятия проекта ценность компании, а, следовательно, и благосостояние ее владельцев увеличится.

Когда NPV = 0 благосостояние владельцев не меняется, но проект позволяет увеличить масштабы производства, что увеличивает компанию в масштабах. Так как увеличение масштаба и размеров компании часто рассматривается как положительное явление, то проект следует принять.

При прогнозировании доходов по годам, необходимо учитывать все виды поступлений как производственного так и непроизводственного характера, которые могут быть ассоциированы с данным проектом.

Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное инвестирование финансовых средств в течение m лет, то формула для расчета NPV модифицируется следующим образом:

n m

NPV=∑ (Pk / (1+r)k ) - ∑ (ICу / (1+i) у ) (3).

k=1 у=1

где i – прогнозируемый средний уровень инфляции.

При расчетах NPV, как правило, используется постоянная ставка дисконтирования, однако при некоторых обстоятельствах, например, когда ожидается изменение уровня учетных ставок, могут использоваться индивидуальные коэффициенты дисконтирования. Если в ходе имитационных расчетов применяются различные коэффициенты дисконтирования, то формулу (2) применять нельзя, а проект, приемлемый при постоянной дисконтной ставке, может стать неприемлемым.

Пример. Требуется проанализировать проект со следующими харак-теристиками (млн. руб.) по годам: -150, 30, 70, 70, 45. Рассмотрим два случая:

1) цена капитала – 12 %;

2) ожидается, что цена капитала будет меняться по годам следующим образом: 12%, 13%, 14%, 14%;

3) воспользовавшись формулой (2) NPV = 11.0 млн. руб.. т.е. проект является приемлемым;

4) здесь NPV находится прямым подсчетом: NPV = -150 + 30/1.12 + 70 / (1.12 х 1.13) + 70 (1.12 х 1.13 х 1.14) + 45 (1.12 х 1.13 х 1.14 х 1.14) = - 1.2 млн. руб; в этом случае проект неприемлем.

Показатель NPV отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала коммерческой организации в случае принятия рассматриваемого проекта. Этот показатель аддитивен в пространственно- временном аспекте, т.е. NPV различных проектов можно суммировать, что выделяет данный критерий из всех остальных и позволяет использовать его в качестве основного при анализе оптимальности инвестиционного проекта.

Метод расчета индекса рентабельности инвестиции.

Этот метод является, по сути, следствием предыдущего. Индекс рентабельности (PI) рассчитывается по формуле:

k

PI = (∑ (Pk / (1+r)k ))/ IC (4)

1

Очевидно, что если:

PI > 1 – проект следует принять;

PI < 1 – проект следует отвергнуть;

PI = 1 – проект не является ни прибыльным, ни убыточным.

В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем: он характеризует уровень доходов на единицу затрат, т.е. эффективность вложений. Чем больше значение этого показателя, тем выше отдача каждого рубля, инвестированного в данный проект. Благодаря этому критерий PI очень удобен при выборе одного проекта из ряда имеющих примерно одинаковые значения NPV (в частности, если два проекта имеют одинаковые значения NPV, но разные объемы требуемых инвестиций, то очевидно, что выгоднее тот из них, который обеспечивает большую эффективность вложений), либо при комплектовании портфеля инвестиций с целью максимизации суммарного значения NPV).

Метод расчета внутренней нормы прибыли.

Под внутренней нормой прибыли инвестиции IRR (синонимы: внутренняя доходность, внутренняя окупаемость) понимают значение коэффициента дисконтирования r, при котором NPV проекта равен нулю:

IRR = r, при котором NPV = f (r) = 0.

Иными словами, если обозначить IC = CPo, то IRR находится из уравнения:

n

∑ (CFk / (1+ IRR)k) = 0 (5).

k=0

Для наиболее наглядного понимания природы критерия IRR воспользуемся графическим методом. Расмотрим функцию:

n

Y = f (r) = ∑ (CFk / (1+ r)k) (6).

k=0

Очевидно, что при r = 0 выражение правой части уравнения (6) преобразуется в сумму элементов исходного денежного потока, иными словами, график NPV пересекает ось ординат в точке, равной сумме всех элементов недисконтированного денежного потока, включая величину исходных инвестиций.

Очевидно и то, что с ростом r график функции стремиться к оси абсцисс и пересекает ее в некоторой точке, как раз и являющейся IRR.

NPV

 
 

 


У =Σ СFk

 

 

r

IRR у=f (r)

 

Благодаря тому, что функция у=f (r) нелинейна, критерий IRR не обладает свойством аддитивности. Смысл внутренней нормы прибыли, при анализе эффективности планируемых инвестиций, заключается в следующем: IRR показывает ожидаемую доходность проекта, и, следовательно, максимально допустимый относительный уровень расходов, который может быть достигнут в данном проекте. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным.

За пользование авансированными в деятельность организации финансовыми ресурсами она несет некоторые обоснованные расходы на поддержание экономического потенциала.

Показатель, характеризующий относительный уровень этих расходов в отношении долгосрочных источников средств, называется средневзвешенной ценой капитала (WACC). Этот показатель отражает сложившийся в коммерческой организации минимум возврата на вложенный в ее деятельность капитал, его рентабельность, и рассчитывается по формуле средней взвешенной арифметической.

Таким образом, экономический смысл критерия IRR заключается в следующем: коммерческая организация может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя «цена капитала» СС. Под последним понимается либо WACC, если источник средств точно не идентифицирован, либо цена целевого источника, если таковой имеется. Именно с показателем СС сравнивается критерий IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними такова:

Если:

IRR > СС - проект следует принять;

IRR < СС – проект следует отвергнуть;

IRR = СС – проект не является ни прибыльным, ни убыточным.

Независимо от того, с чем сравнивается IRR, очевидно одно: проект принимается, если его IRR больше некоторой пороговой величины; поэтому при прочих равных условиях, как правило, большее значение IRR считается предпочтительным.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Макроэкономическая безопасность инновационной деятельности | Метод определения срока окупаемости инвестиций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.388 сек.