Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции развития систем управления предприятием

Лекция № 13

 

 

Как было показано выше система ERP рассматривает планирование продукта и его себестоимость с точки зрения внутреннего производства. В классических системах эта проблема частично устраняется путем привлечения методов проектного планирования, однако они обычно недостаточно гибки и интегрированы в основную систему планирования. Получается, что кроме собственно производственных затрат, должны и могут учитываться и планироваться затраты на маркетинг, предпродажную подготовку и затраты на послепродажный цикл. Обобщая, можно констатировать, что в современном понимания системы управления ресурсами предприятия ресурсы должны планироваться и контролироваться во время всего жизненного цикла товара. Причем в данном случае под жизненным циклом понимается функциональный жизненный цикл товара, в отличие от широко известного маркетингового жизненного цикла. Следует отметить и еще одну особенность - это существенное сокращение всего жизненного цикла товаров.

Такая ситуация привела к существенному вниманию к другому подходу к оценке жизненного цикла, через функциональный жизненный цикл: товар, логистика, маркетинг и сервис. Этот подход сказывается во многих аспектах управления и оценки деятельности предприятия. В частности, стоимость товара наиболее важно рассматривать по полному жизненному циклу. Планировать деятельность также важно по полному жизненному циклу.

В частности, по статистике, уровень косвенных затрат на Западе по ряду товаров доходит до 60%. Но значительная часть, оцененных таким образом косвенных затрат связана именно со сложным жизненным циклом товара. Именно эта проблема и вызвала потребность в создании и развитии более детальных методологий управления и базирующихся на них методах анализа и учета косвенных затрат, в частности таких, как функционально-стоимостной анализ (ABC - activity based costing). Если уровень ваших косвенных затрат -60%, то вы не видите влияния компоненты стоимости на ценовую характеристику конкретного товара. Это особенно важно, если товар имеет очень эластичный спрос, т.е. если небольшое изменение цены приводит к значительному изменению продаваемости товара. Изменение цены на 10% приводит к увеличению продаж в два раза, такие факты имеют место, а у вас косвенные затраты 60%, т.е. вы не видите как стоимость распределяется на конкретный товар, и следовательно, вы этим эластичным спросом не можете управлять. Получить 10-ти процентный выигрыш на 40% чисто производственных переменных расходов вы не сможете. Это требует нового подхода к распределению издержек. Один из вариантов этого подхода - учет по жизненному циклу. В конечном итоге приводит к более детальному распределению учету затрат в производственном цикле. Но такого рода задачи не могут быть решены без поддержки компьютерной системы.

Элементы функционального жизненного цикла продукции:

• производственный цикл - переработка материалов и компонент в готовое изделие;

• логистический цикл - движение товара после заключения контракта, от (на закупаемые материалы) и до (на продаваемые товары) отгрузки и перехода прав собственности;

• предпродажный цикл - маркетинг, создание новых товаров, вывод их на рынок и работа по продаже до заключения контракта;

• послепродажный цикл - послепродажное обслуживание, утилизация товара и его компонент, гарантийное и послегарантийное обслуживание.

ERP системы захватывают большую часть производственного цикла, часть логистического цикла, с точки зрения планирования и управления стоимостью. Хотя в некоторых системах поддерживаются системы сервиса и конфигурирования, но они как правило мало интегрированы с другими частями системы. В частности они не позволяют получать сквозную систему планирования и анализа себестоимости по всему жизненному циклу товара.

Более современная концепция - CSRP (customer synchronized resource planning), которая захватывает почти полностью весь жизненный цикл товара. Это очень важно с точки зрения управления стоимостью. Чтобы правильно управлять стоимостью товара, чтобы понимать, сколько стоит вам продвижение, производство и обслуживание товара данного типа, вы должны учитывать все элементы его функционального жизненного цикла, а не только производства, как во всех стандартных системах. Обратите внимание, что затраты на сервис, логистику и очень часто на маркетинг, очень часто рассматриваются, как накладные расходы. С точки зрения бухгалтерии может это и хорошо, но с точки зрения управления себестоимостью и оценки реальных затрат это плохо. Потому что в этой ситуации вы не имеете реальных затрат по конкретному виду товара, а сейчас это очень существенная компонента

Последняя (по сроку разработки) из концепций управления производственными ресурсами - CSRP -планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем, была предложена компанией SYMIX. Сущность данной концепции состоит в том, что при планировании и управлении компанией можно и нужно учитывать не только основные производственные и материальные ресурсы предприятия, но и все те ресурсы, которые обычно рассматриваются как "вспомогательные" или "накладные". Это все ресурсы, потребляемые во время маркетинговой и "текущей" работы с клиентом, послепродажного обслуживания проданных товаров, перевалочных и обслуживающих операций, а также внутрицеховых ресурсов, то есть всего "функционального" жизненного цикла товара. Это приобретает решающее значение для повышения конкурентоспособности предприятия в отраслях, где жизненный цикл товара невелик и требуется оперативно реагировать на изменение желаний потребителя.

Важнейшее значение для управления взаимоотношениями с поставщиками имеет модуль конфигуратора продукции, который позволяет оперативно и весьма точно оценить стоимость заказа конкретного товара для конкретного потребителя, причем не только с учетом включения или не включения отдельных опций в товар, но и с учетом скажем технологического процесса, специально разработанного для выполнения конкретного заказа.

Естественно менеджер, принимающий заявку, может не знать о всех тонких технологических соотношениях между использованными при конфигурировании заказа материалами и компонентами, а тем более о элементах производственного процесса. Но он должен принять заказ и оценить его себестоимость как можно быстрее и возможно без прямой связи с центральным офисом. Системы "конфигуратора продуктов" могут помочь сделать это как быстро и максимально точно, причем с учетом всех технологических взаимосвязей, которые будут прописаны в модуле конфигуратора с помощью некоторого подобия языка программирования. Современные продукты конфигуратора позволяют учесть не просто линейные связи "если-то", но и сложно вычисляемые с помощью даже статистических функций пропорции и сложные логические взаимосвязи.

Поэтому, вначале строится типовой ВОМ конфигурируемого товара, а далее - производственный ВОМ после завершения процесса конфигурирования:

Типовой ВОМ используется в процессе конфигурации продукта для формирования производственного ВОМ на основании опций компонентов, избранных клиентом.

Исключительно важным следствием данной концепции явилась реализация задачи тонкого управления производственными графиками в условиях ограниченных мощностей (так называемой APS задачи - Advanced planning and scheduling - расширенного управления производственными графиками). Автономные решения такого класса были известны и раньше, однако в систему управления ресурсами предприятия впервые были интегрированы фирмой SYMIX в ее флагманском продукте SyteLine. Системы типа APS позволяют решать такие задачи, как "проталкивание" срочного заказа в производственные графики, распределение заданий с учетом приоритетов и ограничений, перепланирование с использованием полноценного графического интерфейса

Благодаря принципиально новой "математике" расчет типовых ERP задач происходит на несколько порядков быстрее, нежели раньше.

Типичным примером ситуации, при которой применение APS систем является эффективной - это ситуация приема дополнительного срочного заказа на предприятии, где уже сформированная производственная программа "близкая к предельной" по загрузке по крайней мере критических рабочих центров. При всей привлекательности для предприятия нового заказа он может повлечь за собой серьезные последствия, в частности привести к несвоевременному выполнению ранее принятых заказов, сбоям в производственных циклах и, в конечном итоге - к потерям для предприятия. В этом случае необходимо принять решение - нужно ли соглашаться на этот заказ вообще, а если соглашаться, то какова должна быть его стоимость.

Реализация концепции CSRP на конкретном предприятии позволяет управлять заказами клиентов и в целом, всей работой с ними на порядок "тоньше", нежели это было возможно раньше. Действительно, стало возможным ежечасное изменение производственного графика (то есть при приеме каждого нового заказа возможно полностью пересчитать производственную программу, причем с учетом приоритетных стратегий предприятия), что в условиях "классической" ERP задачи относилось к категории "кошмарных снов", а на реальных производствах среднего и малого размера встречается. Детальный анализ стоимости заказа и даже конкретных товаров в его составе, стал возможен уже на этапе его оформления, путем использования модуля "конфигуратора продукции", причем не с учетом конкретных технологических решений. Например, можно учесть возможные вариации спецификации изделия или технологической цепочки, что часто требуется на предприятиях производства мебели. При расчете себестоимости можно даже учесть все дополнительные операции по тестированию и административному обслуживанию заказа, не говоря уже о послепродажном обслуживании, что практически невозможно в обычных системах, где данные расходы анализируются только "постфактум". Легко также промоделировать и учесть вариации типа: "что лучше, произвести или купить?" комплектующие или узлы готового изделия. И так далее.

В рамках CSRP и аналогичных ей методик важнейшее значение приобретает интеграция с системой управления ресурсами предприятия программных продуктов третьих фирм, реализующих специфические задачи управления (например технологическим оборудованием и проектированием изделий) и расчета специфических ресурсов, характерных для конкретного предприятия. В целом применение новых методологий управления ресурсами предприятия позволяет компании уверенно себя чувствовать даже в условиях существенной нестабильности рынка и быстро меняющегося макроэкономического окружения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Существует 5 основных причин, из-за которых компании берутся за внедрение ERP систем | Интеграция покупателя в процесс производства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.