Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 2. Нормы ударения и произношения

Тема № 7. Речевое богатство и функциональные стили

 

В обогащении языка важную роль играет разговорный стиль с его менее строгими, по сравнению с книжными, нормами, с его большей вариативностью речевых единиц. «Все изменения языка, - отмечал Л.В. Щерба, - … куются и накопляются в кузнице разговорной речи». Еще Пушкин, обращаясь к народному языку, видел в нем вечно живой и всегда освежающий источник. Художники слова вводят в литературную речь наиболее меткие народные слова и выражения, наиболее удачные конструкции, разговорные интонации, способствуя тем самым ее обогащению. Подлинно художественные произведения учат читателя нешаблонному словесному оформлению мысли, своеобразному использованию средств языка.

Способствует обогащению речи и публицистический стиль, характеризующийся тенденцией к устранению речевых штампов, к оживлению повествования свежими словесными оборотами. В газетной публицистике быстрее, чем где бы то ни было, находят отражение изменения, происходящие в разговорной речи, что способствует их закреплению в общем употреблении. Многие слова и сочетания, употребляясь в публицистике, приобретают социально оценочное значение и расширяют свою семантику. Так, слово «импульс» («внутреннее побуждение, толчок к чему-либо, обусловленный деятельностью нервных возбудителей») в газетной речи приобрело положительную оценку и специализированное значение: «то, что ускоряет что-либо, способствует развитию» (импульс к творчеству; могучий импульс).

В научной речи выбор языковых средств полностью подчинен логике мысли. Это речь строго обдуманная, систематизированная, призванная точно, логически последовательно выражать сложную систему понятий с четким установлением взаимоотношений между ними. Научный стиль в определенной степени способствует обогащению языка, прежде всего, за счет лексики и словосочетаний терминологического характера.

Официально-деловой стиль с его стандартизацией, словесными формулами, штампами, трафаретами, облегчающими общение в области правовых отношений, самый бедный, однообразный, по сравнению с другими. Но надо помнить, что стандартизация в официально-деловом стиле должна иметь разумные пределы.

Планы практических занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

 

I. Собеседование по вопросам:

- Как влияют на произношение стили произношения?

- Трудности произношения гласных [o] и [e] под ударением.

- Трудности произношения согласных в словах иноязычного происхождения.

- В чем заключаются особенности постановки ударения в русском языке?

- Каковы распространенные ошибки в постановке ударения при произношении имен существительных, прилагательных, глаголов?

 

II. Выполнение упражнений:

 

 

1. Расставьте ударения в фамилиях деятелей русской культуры. За справками обращайтесь к "Словарю ударений рус­ского языка".

Бальмонт Константин — поэт;

Иванов Александр — художник;

Иванов Всеволод — писатель;

Искандер — псевдоним А. И. Герцена;

Искандер Фазиль — писатель;

Коненков Сергей — скульптор;

Кустодиев Борис — художник;

Лажечников Иван — писатель;

Лысенко Николай — композитор;

Лысенко Трофим — биолог;

Майков Аполлон — поэт;

Майков Василий — поэт;

Новиков Николаи— русский просветитель;

Новиков Анатолий — композитор;

Новиков Иван — писатель и литературовед;

Ожегов Сергей — языковед;

Обухова Надежда — певица;

Одоевский Владимир — писатель

 

 

2. О6ъясните значения слов с разными ударениями, составь­те словосочетания.

Атл а с— а тлас,

бр о ня— брон я,

вид е ние — в и дение,

и рис — ир и с,

к к рка — ккрк а,

клуб ы — кл у бы,

кред и т — кр е дит,

лоск у т— л о скут,

мокрот а – мокр о та

 

 

3..От следующих существительных образуйте родительный падеж и расставьте ударения:

 

Бинт, бант, герб, дверь, гуляш, гусь, жезл, клок, ксёндз, торт, унт, ясли.

 

 

4. От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравне­ния. Расставьте ударения.

Белый, глупый, дорогой, естественный, здоровый, крас­ный, красивый, круглый, легкий, острый, полный, сильный, смешной, смелый, тяжелый, хитрый, четкий, ясный.

 

5.Выпишите прилагательные в сравнительной степени, обра­зуйте краткие формы и расставьте в них ударения.

Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее (А. Пушкин).

 

 

6.Расставьте ударения в неопределенной форме глагола.

Багроветь, баловать (-ся), бронировать (покрывать бро­ней), бронировать (закреплять), группировать, заиндеветь, за­купорить, заржаветь, кашлянуть, лиловеть, морщить (лоб), морщить (об одежде), нормировать, обезумить, облегчить, опошлить, откупорить, плесневеть, принудить, ржаветь, со­болезновать, уведомить, удить, ходатайствовать, экипировать.

 

7.Образуйте формы прошедшего времени возвратных гла­голов и расставьте в них ударения.

Браться, взвиться, взяться, влиться, гнаться, даться, драться, заняться, зваться, оторваться, подняться, подрать­ся, приняться, прорваться, родиться, сорваться.

 

8.Определите, в каких словах двойной согласный не про­износится, в каких сохраняется и в каких допускается вари­антное произношение.

1.Ассамблея, ассорти, терраса, грамм, диссонанс, кас­са, анналы, корректура, Геннадий, масса, ассимиляция,
массивный, аллея, параллельный, симметричный, атташе,
аттракцион, манна (небесная), грипп, гриппозный,

2.Ассоциация, ассортимент, ассистент, металл, Анна,
аннотация, ассирийцы, ванна, террор, территория, корреспондент, тоннель, иррегулярный, диссимиляция, суббота,
субботний, балласт, грамматический, гамма.

3.Диссертант, группировать, миллион, миллиард, па­лаццо, диффузия, беллетристика, аккуратный, аттестат,
классный, программный, ирреальный, аккордеон, целло­фан, баллотировать, марокканский, аннибалова (клятва).

9. В каких словах иноязычного происхождения сохраняет­ся безударный звук [о]?

1.Ароматный, баобаб, бордо, досье, зоолог, коммю­нике, концертный, кооперация, колледж, модель, ноктюрн,
поэт, оратор, тореадор, трио, фойе, шоссе.

2.Бон, бокал, бордовый, вето, болеро, конкретный, кон­церт, коттедже, оазис, портфель, поэзия, поэтесса, роман,
сомбреро, соната, сонет, трио, хаос.

 

10. В каких именах собственных сохраняется безударный звук [o]?

 

Боккаччо Джованни, Вольтер, Доде, Мольер, Ромен Роллап, Роден, Россини, Флобер, Шопен.

11. Мягко или твердо произносятся в современном литера­турном языке согласные перед звуком [э] в следующих за­имствованных словах? В каких словах допускается вариантное

произношение?

Айсберг, бактерия, безе, деликатес, дельта, декан, де­прессия, интеллект, интервью, кофе, кодекс, кратер, кредо, крейсер, критерий, модель, музей, неологизм, нетто, одес­ский, орхидея, патент, патетика, пантера, пенсне, сессия, сви­тер, синтез, тент, терапевт, термин, термос, тест, фланель,.

 

12. Произнесите следующие слова. Возможны ли варианты произношения?

1.Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пус­тячный, сливочный, яичница, прачечная, молочница, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный.

2.Подсвечник, будничный, войлочный, селедочница, де­вичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница,
спичечный, к шапочному разбору.

13. Какой звук ([о] или [э]) произносится под ударением в следующих словах?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема № 6. Функциональные стили русского языка | Культурология в системе современного знания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.