КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Существования различных культур
СИСТЕМА И ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ ОСНОВА
Культура имеет ценностный, аксиологический характер (аксиология от др. греч. аxia – учение о ценностях, их роли в жизни человека и общества). Все явления культуры носят ярко выраженный ценностный характер. Знаменитый немецкий философ И. Кант (1724 – 1804) первым противопоставил ценности (в виде свободы) природе (в форме необходимости). Он высказал мысль, что разум не мог быть дан человеку для обеспечения жизни, для выживания, но единственное, что невозможно без разума – это осуществление доброй воли и морали. Следуя категорическому императиву (по И. Канту – обязательный для всех нравственный закон), человек сам, без принуждения внешней необходимости поступает как должно, а не как выгодно или хочется. Это утверждение создало предпосылки выделения аксиологии в самостоятельное учение. Впервые, учение о ценностях (аксиологию) разработал немецкий философ Р. Лотце (1817 – 1881). Он определил философию как всеобщую науку о ценностях. Неокантианец Г. Риккерт (1863–1936) в работе «Науки о природе и науки о культуре» проводит различие между «науками о природе» и «науками о культуре». Основу такого различения он видел в понятии ценностей, отмечая, что именно ценности превращают части действительности в объекты культуры и выделяют тем самым их из природы.. Философ Н.О. Лосский (1870 – 1965) в работе «Бог и мировое зло» утверждал, что ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. Началом, источником, высшей ценностью культуры является сам человек. Например, ученый В.С. Библер рассматривал человека в контексте культуры во всей его неповторимости, единственности и всеобщности. Ценности как духовные опоры, помогают людям в различных жизненных ситуациях. Как отмечал американский социолог, культуролог П. Сорокин: «Люди со сложившейся системой ценностей мужественно перенесут любое бедствие. И остаются полными банкротами, отверженными и беспомощными, не имеющими цели в жизни и никакой поддержки» [52, 29]. Ценностными ориентациями называют совокупность философских, политических, эстетических, нравственных убеждений человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Ценности проникают в наше сознание через чувства, т.е. через эмоциональную природу ценностей. Именно система ценностей побуждает личность к творчеству, направляет творческий процесс, во многом определяет его содержательную сторону. Развитые ценностные ориентации – признак зрелой личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении, неразвитость ценностных ориентаций. Знаменитый российский ученый Д.С. Лихачев дал следующее определение культурным ценностям: «Ими не может распоряжаться не только правительство, парламент, но и вообще ныне живущее поколение, ибо культурные ценности не принадлежат одному поколению, они принадлежат и поколениям будущим. Культура – это святыня народа, святыня нации» (Новый мир, №7, 1994, Статья «Культура как целостная среда»). «Ценности культуры не стареют. Искусство не знает старения. Истинно прекрасное остается прекрасным всегда. Пушкин не отменяет Державина. Достоевский не отменяет прозу Лермонтова. Рембрандт также современен для нас, как и любой гениальный художник более позднего времени», – писал Д.С. Лихачев [27, 25]. Ценности можно выстроить в определенную иерархическую систему. Иерархия ценностей человеческой культуры известна еще со времен философа Платона, но она не оставалась одной и той же: она сложилась постепенно как результат опыта культурной деятельности народа. В научной литературе существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. Н. Бердяев в работе «Царство духа и царство кесаря» утверждал, что высшие ценности жизни не экономические и не социальные, а духовные. Классификация ценностей по типу и уровню учитывает социальные и культурные составляющие. Например, анализ иерархии ценностей западного общества (достижение и успех, частная собственность, индивидуализм, право, активность, потребительство, вера в прогресс, распространение своих ценностей на другие культуры) дает возможность понять особенности социально-экономических отношений, взаимоотношений между людьми и образ жизни в целом. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека, как идеал, как норма, как значимость чего-либо вообще для человека. Можно представить примерно упорядоченную классификацию ценностей: Витальные ценности: жизнь, здоровье, качество жизни, комфорт, благосостояние. Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, верность, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям. Религиозные: Бог, вера, спасение, божественный закон, Священное Писание и Предание. Социальные: богатство, труд, статус, социальное положение, профессия, семья, равенство социальное. Политические: свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, конституция. Эстетические: красота, идеал, стиль, вкус, гармония, эстетика прекрасного и безобразного. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое и т.д. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели. Люди постоянно соизмеряют свои действия, со своими целями, общепризнанными нормами. Как изменяются ценности? Какие факторы на это влияют? Ценности не меняются случайно. Общечеловеческие ценности предполагают сохранение совокупного духовного опыта, осмысление единства человеческого рода. Некоторые святыни сопровождают историю человеческого рода от самых истоков. Без них человечество не было тем, чем оно является. К таким святыням относится сократовское триединство: истина, добро и красота. Ценности как личностные, так и социальные меняются, как правило, в ситуации кризиса или конфликта, создается ситуация «аномии» (понятие, введенное Э. Дюркгеймом), когда старые ценности уже не действуют, а новые еще не утвердились. Процесс выработки новой иерархии ценностей обычно требует определенного времени. Нередко в период кризисных ситуаций происходит заимствование готовых ценностей культуры, что, ускоряя стабилизацию, все же углубляет социально-ценностные конфликты внутри общества: это заимствование происходит в разных формах: ассимиляция (механическое усвоение новых ценностей, их поглощение, приспособление к уже имеющим ценностям); адаптация (предполагает критическое отношение к ценностям другой культуры, их творческую переработку, их осознанный отбор, обогащение национальными смыслами); аккультурация (связана с тем, что ценности одного народа полностью или частично воспринимаются другим, обычно менее развитым). Ценности формируются на основе общественно-политической практики, индивидуальной деятельности людей и каждая эпоха выдвигает свои ценности. Например, кризис афинской демократии побудил философа Сократа задать вопрос: «Что есть благо?» У знаменитого философа «благо» отражает общие представления о ценностях. По Сократу, незнание этих ценностей – основная причина морального несовершенства людей. Для Платона высшие ценности содержатся в мире идеальных сущностей: понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, – вот цель разумной жизни. Завершает античную трактовку ценностей знаменитая аристотелевская теория – принцип «золотой середины», связанный с определением понятия «добродетель». «Добродетель», по определению Аристотеля, обычно связана с серединой: между двумя полярными качествами, которые порочны либо в силу избытка; либо в силу недостатка. И только третье, расположенное между ними посередине, является истинно ценным, так как позволяет человеку существовать гармонично в социуме. Например, Аристотель нашел такую «добродетель» («золотую середину») между страхом и безумной отвагой – это мужество. Справедливо известное выражение Аристотеля: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми!» Творческое задание: Найдите аристотелевскую «золотую середину» – «добродетель» – между такими понятиями, как скупость и расточительство, середина кичливость и приниженность, зависть и злорадство, бесстыдство и стеснительность, притворство и хвастовство. В средние века религия стала способной претендовать на выдвижение абсолютных ценностей. Духовный универсализм был основой средневекового менталитета. Христианство содержало весь набор ценностных ориентаций, давший человеку, оставшемуся в период распада Римской империи наедине с собой найти смысловую опору. Сущность христианской нравственности сформулирована в Нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матвея, Мф.5-2- 48). Согласно христианскому учению, целью жизни человека является спасение. Достигается это каждым человеком при условии непрерывного духовного совершенствования. Разделив человека на два начала – тело и душу: христианство безоговорочно отдало приоритет духовному началу. Христианство совершило колоссальный переворот, когда провозгласило такую заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Творческое задание: Попытайтесь показать влияние христианской картины мира на формирование системы ценностей, что согласно христианскому учению является целью жизни человека. В отличие от христианства, человек в исламе не является безусловной ценностью. В исламе абсолютной ценностью является Аллах, но не личность, поскольку Аллах не воплощается в людях. Это накладывает запрет на изображение человека в мусульманском искусстве. Мусульманская система ценностей выражена наиболее полно в так называемых пяти столпах ислама, в пяти правилах, которым должен следовать истинный мусульманин: первое – символ веры, второе – молитва (салят) пять раз в день, третье – соблюдение поста (саум), четвертое – паломничество в Мекку (хадж) и пятое – благотворительность в пользу бедных (закят). Как следует мусульманину достойно вести себя в этой жизни? Ответ на этот вопрос заключен в «шариате» (переводится с арабского «путь, приводящий мусульманина в рай»), опирающемся на Коран и Сунну. Исламская традиция подчеркивает, что «шариат» дан человеку Богом раз и навсегда, а потому он совершенен, вечен и неизменен. «Шариат» – это комплекс догматических положений и обрядов веры, основ нравственности, взаимоотношений людей и их поведения в деловой и семейной жизни. Одной из важных ценностей для мусульман является Кааба – священный большой камень в Мекке, внушающий миллионам людей религиозное чувство, паломничество, к нему весьма поощряется. В священной книге мусульман Коран содержится система нравственных ценностей, выраженных как в императивной, так и в образной форме, прежде всего ориентированных на такие нравственные ценности, как добро, справедливость, любовь, долг [22]. Ценности китайской культуры тесно связаны с конфуцианством. Сам Конфуций является вполне исторической личностью. После смерти Конфуций был обожествлен и в честь его сам император совершал религиозные обряды. Главной заслугой конфуцианства стало стремление совместить государственность с человечностью в их восточной интерпретации. Конфуций проповедует такие ценности, как человечность, добродетель, чувство долга и справедливости, нравственные традиции. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и в семье. Конфуцианский канон до ХХ в. был и критерием морали, и критерием истины. Согласно конфуцианскому учению, главный принцип жизни человека: «я знаю, что я знаю», т.е. четко определенные отношения и правила поведения в разных ситуациях от рождения до смерти. Другими словами, иерархические и патриархальные отношения положены в основу всего. И в наше время характерная черта китайского общества – это особенно почтительное отношение молодежи к старшим. Подтверждением этого служит популярное изречение в Китае: «Кто не слушает старших, тот умирает молодым». Восточная культура ориентирована на самопостижение, внутреннюю религиозность, а интуитивизм и иррационализм служат источником ее глубины и богатства. О степени культуры на Востоке судят по терпимости людей к другой культуре. В числе ведущих ценностей на Востоке неизменно считалось учение. Например, в Японии поиск новых знаний и навыков украшает и возвышает человека в любом возрасте и будущее человека зависит не столько от родства, столько от того, с кем столкнет его судьба в возрасте между 15 и 25 годами. В этом возрасте, считают японцы, каждый обретает учителя – покровителя как приемного отца в избранной сфере деятельности. Мир культуры основан на природе, она присутствует в «снятом виде», т.к. действию законов природы человек придает новый смысл и направленность. В XIX в. немецкий философ Ф.В. Шеллинг назвал мир, в котором живет человек, «второй природой» – результатом преобразования им природы. Как образно об этом сказал поэт прошлого века Н. Заболоцкий: «Два мира есть у человека: один, который нас творил; другой, который мы от века творим по мере наших сил». Человек вносит в свои творения некую «человечность», т.е. что-то специфически человеческое, принципиально не могущее возникнуть без него. Культура – это не только мир человеческой деятельности, но и мир артефактов. Артефакты – воплощение культурной формы в конкретном материальном продукте, информационном сообщении или оценочном суждении. Например, в средние века готический храм был воплощением сокровенной мечты средневекового человека о Божьем граде, символом небесного Иерусалима на земле. Архитектурная красота, таинственное мерцание витражей в сочетании с огнями свечей, роскошное скульптурное убранство, драгоценная утварь, декоративно оформленная, - все было направлено к поэтизации литургии, к внутреннему духовному очищению человека. В готике достигнуто максимальное единство архитектуры и скульптуры. Устремленность готики к небесам – это не только связь с Творцом, это также символ пробуждения человека, призыв к его духовному, нравственному пробуждению. Архитектурным выражением идеи суфизма (направление в исламской философии и культуры) является мавзолей Тадж-Махал близ Агры в Индии. Он выстроен по желанию Шах-Джахана в честь жены Махал в Индии во времена Великих Моголов. Этот мавзолей является символом любви такой, какой ее представляли себе суфисты (мистико-аскетическое течение в исламе). Любовь у них рассматривается как величайшая ценность. По мере секуляризации внедрение ценностей все больше брала на себя светская нормативная культура в ее сложившемся классическом виде. Немецкий социолог, культуролог М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» показал, как формировались основные ценности западной культуры. Вебер пытался обосновать мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно-этическому комплексу, обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. На основании этого впоследствии были установлены следующие ценности западной культуры: идеал свободы, равенства и терпимости, уважение к частной собственности, индивидуализм, установка на автономность личности, динамизм, ориентация на новизну, рациональность. Индивидуализм и персональный успех в профессиональной сфере легли в основу американской культуры. Личный успех в русской культуре в отличие от американской – это стремление к достижению правды и справедливости, что часто ассоциировалось с «уравниловкой». Сегодня смысловое содержание этой ценности в российской культуре претерпело большие изменения. Творческое задание: Обсудите в студенческой группе такую актуальную проблему: как современная молодежь относится к личному успеху, какой смысл в это вкладывает. Какого человека сегодня можно назвать успешным? Рассмотрим некоторые ценности, к которым молодежь сегодня относится неоднозначно. Например, такая ценность, как богатство может приходить в противоречие с другими нравственными ориентациями. Во всей мировой культуре постоянно присутствует неоднозначное моральное отношение к богатству. К. Маркс, М. Вебер, Э. Фромм утверждали, что богатство не выступает в культуре как самоцель, отменяя все остальные ценности, оно подлежит одобрению лишь через его соединение с иными общественно значимыми или личностными ценностями (защита Отечества, благотворительность, поощрение искусств, спасение души). Неправедное богатство, безмерное накопление или прожигание жизни осуждается в каждой культуре. Древние китайская и индийская традиции приписывают начало разлада человеческого общества стремлению накопить больше продуктов (риса, скота, денег), чем нужно для непосредственных нужд. Раннее христианство негативно относилось к богатству, ислам поощряет коммерческую деятельность, осуждая чрезмерное накопление богатства как самоцель. Как известно из истории русского предпринимательства, русские купцы и фабриканты после периода первоначального обогащения, нажив свои капиталы эксплуатацией и закабалением зависимых от них людей, нередко стремились искупить чувство вины через щедрую благотворительность на церкви, больницы, музеи, театры. В России стало развиваться меценатство – благотворительная деятельность капиталистов во втором и третьем поколениях, использовавших семейный капитал для развития культуры, науки и искусства. Такие знаменитые люди, как П.М. Третьяков, Савва Морозов, Н.П. Румянцев, Савва Мамонтов, сыграли выдающуюся роль в истории культуры России. Например, С. Мамонтов помог замечательным гениям: Ф. Шаляпину, М. Врубелю, В. Серову. Отношение к труду, как и к другим ценностям, определяется духовными и моральными критериями, зависит от различных исторических факторов. В Древней Греции возник миф о Сизифе, обреченном выполнять тяжелый и бессмысленный труд. Подрыв стимулов к труду стал одним из источников крушения античной цивилизации. Для христианства и мусульманства труд стал нормальным состоянием человека, а праздность подвергалась осуждению как тяжкий грех, хотя в раю человек навсегда освободится от труда и будет предаваться духовным радостям. Исторически сложилось так, что религиозные градации сочетались с социальным разделением. Простолюдины находились значительно ближе к Богу, чем состоятельные люди. Христианская этика отразилась и на светской жизни высшего слоя общества, сформировав идею рыцарства. Для дворянина и рыцаря физический труд – недостойное занятие, предпочтительнее военное, политическое и государственное. Во всяком обществе существует ценностная иерархия видов труда, которая все больше зависит от мировой системы разделения труда. Творческое задание: Сравните проявление такой ценности как труд в различных культурах. Феномен такой ценности, как свобода в духовно-культурном преломлении всегда связывается в обществе со свободой творчества, свободой морального выбора, свободой совести, свободой личности. Испокон веков трагически складывалась судьба человека, который стремился обрести свободу: его казнили, преследовали, подвергали гонениям, предавали проклятиям и т.д. Но никакие жизненные трагедии не могли лишить человека такого дара, как свободолюбие. Во многих культурах свобода не воспринимается как ценность; несвобода воспринимается как благо. Особенно это проявляется в тоталитарном государстве, которое берет на себя обязанность быть поводырем у человека. Свобода на Востоке трактуется как отрицание внешнего мира и не приветствуется. Это обусловлено единственно возможным в тех условиях способом выживания – коллективизмом. Творческое задание: Сравните, как великие люди неоднозначно относились к свободе. Марксистское определение свободы, как деятельности, опирающейся на «познание необходимости», согласно которому свобода личности, коллектива, класса, общества в целом заключается «не в воображаемой независимости» от объективных законов, а в способности выбирать, «…принимать решение со знанием дела». Для П. Гольбаха, Л. Толстого, А. Бергсона свобода – это беспричинная устремленность человека к самореализации, ибо свобода это – спонтанное явление. Почему? Потому, что свобода не определена даже Богом, она укоренена в добожественное небытии». Как определяет С. Кьеркегор, свобода – это не знание и не выбор между добром и злом, а способность различать добро и зло. У Н. Бердяева человек как свободная творческая личность стоит даже выше культуры. Дзен буддизм определяет свободу следующим образом: Свобода – это дать волю всем созидательным и благородным импульсам, внутренне присущим нашим сердцам и, которые в обычных условиях подавляются и искажаются так, что не находят адекватного способа проявления. Творческое задание: Найдите каждой из следующих ценностей свое определение. Понятие ценностей: достоинство, великодушие, честь, справедливость, героизм, гордость, самодовольство, благородство, совесть, долг, принципиальность. Определения:1. Предрасположенность человеческой природы к положительным потребностям. 2. Потребность самоуважения, противостоящая унижающим потребностям. 3. Ценность человека, способность удовлетворить положительные потребности людей. 4.Соответствие оценок и ценностей. 5.Господство высших человеческих потребностей над чисто личными. 6.Признание ценностей и антиценностей независимо от преходящих личных потребностей. 7. Общественное признание ценности человека. 8.Завышенная самооценка. 9.Необходимость отстаивания ценности вопреки личным потребностям. 10.Предпочтение высших потребностей потребности в жизни. 11.Высокая, но не завышенная самооценка.
Вопросы и задания: 1. Поразмышляйте над тем, что такое свобода. Это благо или жестокое испытание 2. Прав ли был немецкий поэт Гете, когда утверждал: «Свободен только первый шаг, но мы рабы другого…?» 3. Почему религияявилась способомхранения и передачиобщечеловеческихценностей? 4. Подумайте над тем, как система ценностей ислама влияет на нормы поведения и обязанности мусульман, их правовую и бытовую культуру 5. Каковы представления о мире и человеке в конфуцианстве.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |