Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 1. Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения

Краткий курс

Ганглиозиды.

Галактоцереброзиды входят в состав оболочек нервных клеток.

ГЛИКОЛИПИДЫ.

Это сложные липиды, в состав которых входят остаток церамида, а также углеводные компоненты (чаще всего Д-галактоза). Они не содержат форфорную кислоту и связанные с ней азотистые основания.

Наиболее типичны:

1. Цереброзиды. Они включают остаток церамида и моносахарида (Д-глюкоза, Д-галактоза), которые соединены b-гликозидной связью.

ОН

ï

Остаток галактозы- -О – СН2 – СН – СН – СН = СН – (СН2)12 – СН3

ï

NН – С – С23Н47

êê

О

 

Они включают остаток церамида и олигосахарида (например, лактозы или мальтозы), соединённых b-гликозидной связью.

ОН

ï

Остаток мальтозы -О – СН2 – СН – СН – СН = СН – (СН2)12 – СН3

ï

NН – С – С23Н47

ïï

О

Ганглиозиды содержатся в сером веществе мозга.

 

 

«Психология деловых отношений»

1. Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни.

2. Объект, предмет и цели науки «деловое общение».

3.Методы и функции науки «деловое общение».

Литература

1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.

2. Солякин А.В., Богатырева Н.А. Деловое общение. – М.: «Приор-издат»,
2005. – 144 с.

3. Титова Л.Г. Деловое общение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -271 с.

4. Урбанович А.А. Психология управления. – Минск: Харвест, 2004. – 639 с.

 

1. Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни

Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических и психологических предпосылок). К этому времени были теоретически выделены и определены ее объект и предмет, разработаны основные понятия и категории.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение об­щения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Общение — сложный многогранный процесс, включающий:

• формирование определенных образцов и моделей поведения;

• взаимодействие людей;

• взаимное влияние людей друг на друга;

• обмен информацией;

• формирование отношений между людьми;

• взаимное переживание и понимание людьми друг друга;

• формирование образа внутреннего «Я» человека.

В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффектив­ности. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения.

Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата; когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собесед­ника, но интересы дела более значимы, чем возмож­ные личностные расхождения.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида дея­тельности. При этом стороны делового общения выступают в официальных стату­сах, которые определяют необходимые стандар­ты (в том числе и этические) поведения людей.

2. Объект, предмет и цели науки «деловое общение».

Предметом науки «деловое общение» является изучение социаль­но-психологических, ценностных и организационно-технических про­блем общения людей в профессиональной и предпринимательской дея­тельности.

Объектом науки «деловое общение» является реально существующая деловая практика во всем многообразии деловых отношений и взаимосвязей.

В объективной реальности деловые отношения всегда тесно связаны с различными видами профессиональной предметной деятельности людей, и их реализация происходит в виде коммуника­тивных и интерактивных связей.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

- партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

- общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

- основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

Цель делового общенияорганизация и оптимизация опреде­ленного вида совместной предметной деятельности.

Помимо общей цели делового общения, в нем можно выде­лить и личные цели, реализуемые участниками общения:

• стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности;

• стремление к повышению своего жизненного уровня;

• стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, изба­виться от бремени иерархического контроля;

• стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.

Для того чтобы цель делового общения была успешно реализова­на, в современной психологической науке выделяют основные этико-психологические принципы делового общения, к которым относят:

1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

3) принцип качества информации — «не ври»;

4) прин­цип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

5) «выражай мысль ясно и убедитель­но для собеседника»;

6) «умей слушать и понять нуж­ную мысль»;

7) «умей учесть индивидуальные особенно­сти собеседника ради интересов дела».

 

3. Методы и функции науки «деловое общение».

Методы науки «деловое общение».

Основным средством построения теории делового общения являются ее методы. Они включают в себя различные способы, приемы познания, описания и исследования де­ловых ситуаций, межличностных отношений, интерактивных связей, которые возникают в деловом общении. Методы делового общения не только раскрывают сущность и особенности деловых отношений, но и способствуют выработке практических рекомендаций, имеющих цель повысить эффективность делового взаимодействия.

Методы науки «деловое общение» - это приемы и способы познания и исследования деловых ситуаций и тех межличностных отношений, которые формируются между деловыми партнерами.

В силу сложности и многомерности самого предмета делового общения при построении теории делового общения применяют, как правило, не один, а несколько методов, их комбинацию, которая по­зволяет всесторонне исследовать содержание и структуру общения в профессиональной и предпринимательской деятельности.

Один из общепринятых традиционных методов науки «деловое общение» является метод наблюдения. Это такой способ изучения делового общения, посредством которого его феномены исследуются в тех связях и отношениях, в каких они складываются непосредст­венно в самой деловой практике. Различают обычно три типа наблю­дений, наиболее часто применяемых: свободное, стандартизирован­ное и включенное.

Свободное наблюдение, как правило, не ограничивается, фиксируются все проявления и особенности делового общения.

Стандартизированное наблюдение всегда четко ограничено зара­нее заданными параметрами наблюдения. Например, фиксируются социальное стереотипы в поведении деловых партнеров или их психоэмоциональных состояния, установки, ценностные ориентации.

Функции науки «деловое общение»

- гносеологическая функция, которая состоит в том, что наука «деловое общение» способ­ствует познанию вербальных и невербальных средств делового об­щения, его коммуникативных форм и техник, а также социально-психологических механизмов межличностного общения в профес­сиональной и предпринимательской деятельности;

- инструментально-трансляционная функ­ция, которая проявляется в разработке различных способов и приемов получения, передачи и интерпрета­ции деловой информации в целях осуществления какого-либо кон­кретного действия, намерения, решения;

- функция социализации, которая способствует формированию и развитию у деловых партнеров социально-психологических меха­низмов взаимопонимания и межличностного познания, системы когнитивных ориентации и поведенческих стереотипов;

- прогностическая функция, которая проявляется в прогнозировании динамики деловых ситуаций, предсказании эффективности исполь­зования в них различных коммуникативных приемов и техник, в оценке результативности возможных форм делового взаимодействия (разработка практи­ческих рекомендаций для делового взаимодействия и деловой ком­муникации);

- аксиологическая функция, которая про­является в утверждении в деловых отношениях универсальных эти­ческих принципов делового общения, ценностных ориентации и установок, доминирующего у деловых партнеров профессионально ориентированного делового этикета.

Все рассмотренные функции взаимосвязаны и проявляются в различных сочетаниях и комбинациях.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.