Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды спроса

Определение емкости рынка

 

Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара при данном уровне цен.

Емкость рынка характеризуется объемом продаж определенного товара в течение какого-то периода времени (обычно в течение года). Потенциальная емкость рынка учитывает наличие скрытого спроса на товар и поэтому может отличаться от реальной.

Емкость рынка может оцениваться различными способами. В общем случае определение реальной емкости рынка можно определить по следующим формулам:

Ер = n × q × p,

где n - число покупателей данного вида продукции на конкретном рынке;

q - объем продаж данного товара за исследуемый период времени;

p - средняя цена продукции.

Ер = П + И - Э - DЗ,

где П - объем внутреннего производства товара на рынке (сегменте);

И - объем импорта;

Э - объем экспорта;

DЗ - изменение объема запасов (если D > 0, то DЗ вычитается, если D < 0, то DЗ прибавляется).

Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, которые можно разделить на две группы: общие (ассортимент и качество выпускаемых изделий; объем импорта по данному товару или группе; достигнутый уровень жизни и потребностей населения; покупательная способность населения и т.д.) и специфические (природно-климатические условия, изменения моды, национально-бытовые традиции т.д.).

 

 

Нужда - это ощущение, чувство недостатка чего-либо.

Потребность - это конкретно-историческая форма проявления нужды, связанная с культурными, национальными особенностями субъекта.

Спрос - потребность, подкрепленная платежеспособностью покупателя.

Спрос на потребительские товары развивается под влиянием значительного числа основных и специфических факторов.

Основные факторы формируют потребительский спрос на все товары и услуги, создавая своего рода рамки, пределы его развития. К ним относятся размер товарного предложения, уровень доходов и цен, численность и состав населения и др.

Специфические факторы определяют развитие спроса на товарные группы или отдельные товары. Так, развитие спроса на мебель определяется обеспеченностью населения квартирами, потребностью в их благоустройстве и ремонте. Спрос на компьютеры - образовательным уровнем потребителей. Спрос на тетради - количеством школьников и т.д.

Различают спрос общего и частного проявления. Общий спрос представляет собой спрос на определенный класс товаров в целом. Например, спрос на телевизоры, на обувь, на напитки и т.д. Частный спрос - это спрос на конкретные, частные товарные марки. Например, спрос на фирменное пиво “Балтика”, на ткани производства фабрики «Трехгорная мануфактура» и т.д.

С прос на товары единовременного пользования (например, продукты питания, некоторые хозяйственные товары и др.) делится на первый и повторный. Первый спрос предъявляется на пробные покупки, когда товар только появляется на рынке. Повторный спрос характеризует приверженность потребителей относительно данной товарной марки.

На товары длительного пользования (например, бытовая техника, мебель, некоторые виды одежды и др.) предъявляется спрос первоначальный, на замену и дополнительный. Первоначальный спрос связан с процессом повышения обеспеченности, накоплением таких предметов в пользовании у потребителей, формированием парка. Спрос на замену - это спрос, направленный на возмещение накопленного парка в результате физического или морального износа предметов. Дополнительный спрос направлен на увеличение числа тех или иных товаров, находящихся в пользовании у населения (в одной семье может быть несколько телевизоров и т.д.)

Спрос на товары производственного назначения зависит от целей их использования. Выделяют спрос на материалы для изготовления конечной продукции (например, полуфабрикаты для производства колбасных изделий, компоненты и сборочные узлы для производства автомобилей и т.д.). Спрос предъявляется также на промышленное оборудование (например, станки, технологические линии и др.) и расходные материалы для производственного процесса (например, горюче-смазочные материалы).

Спрос, определяемый потребностями производственного процесса, различается как спрос на первые покупки (связаны с решением новых задач на производственных предприятиях), повторные покупки без изменения (привычный ассортимент и качество) и повторные покупки с изменениями (спрос на модифицированную продукцию, связанную с обновлением производственного процесса на предприятии).

Услуги - действия (вид деятельности), приносящие человеку полезный результат, выгоды или удовлетворение.

К потребительским услугам относятся образовательные, медицинские услуги, услуги транспорта и связи, бытовые, жилищно-коммунальные услуги, спортивные, юридические услуги и т.д.

Услуги обладают следующими характеристиками: неосязаемость, несохраняемость, неотделимость от производителя, непостоянство качества.

Решающими факторами в продвижении на рынок услуг являются:

· элементы фирменного стиля (бланки, визитки, рекламные проспекты, оформление офиса и др.);

· оперативность реагирования на заявки клиентов;

· уровень подготовки сотрудников;

· оформление помещения для приема клиентов;

· имидж предприятия;

· методы коммуникационного общения и др.

Потенциальный спрос - это максимально возможный размер спроса, который могут предъявить потенциальные потребители той или иной продукции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка конъюнктуры рынка. Изучение товарной структуры рынка | Методы прогнозирования спроса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.