Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перекрестная (взаимная) эластичность спроса

Под перекрестной эластичностью спроса понимается влияние изменения цен одного товара на объем спроса на другой товар. Она показывает, на сколько процентов увеличивается объем спроса на первый товар при изменении цены второго товара, при прочих равных условиях.

E D ½ = % изменение объема 1-го товара / % изменение цены 2-го товар (6.11)

Û

(6.12)

Û

 

(6.13)

Для товаров, которые замещают друг друга в потреблении коэффициент взаимной эластичности положительный, т.е. изменения спроса и цен однонаправленные (увеличение цен на второй товар ведет к увеличению спроса на первый, при прочих равных условиях). И наоборот, дополняющие товары имеют отрицательный коэффициент взаимной эластичности.

Необходимо отметить, что E D 1/2 ¹ E D 2/1- Например, если говорят, что взаимная эластичность кофеварок и кофе равна - 0,2 - это означает, что при увеличении цен на кофе на 10%, спрос на кофеварки снизится на 2%. Однако нельзя сказать обратное, т.е. что при увеличении цен на кофеварки на 10% спрос на кофе упадет на 2%. Потребителя в этом случае перейдут к другим способам приготовления кофе.

Идея перекрестной эластичности в графическом виде представлена на

рисунке 6.4.

Рисунок 6.4. Графическое представление перекрестной эластичности.

Таким образом, при проведении анализа спроса необходимо учитывать следующие основные положения:

1. Спрос на потребительском рынке на конечные товары предъявляется потребителями в соответствии с долей располагаемого, ограниченного дохода, отводимого на потребление.

2. В стабильных условиях рынка кривая спроса представляет собой, как правило, выпуклую вниз убывающую функцию, отражающую стабилизирующую роль цены.

3. В условии высоких инфляционных ожиданий рост ценности товаров для потребителя превышает рост ценности денег. Следовательно, спрос на товары растет, несмотря на рост цен.

4. Несмотря на устойчивый характер и известный вид кривой массового спроса, используемой в целях теоретического анализа, количественное описание кривой спроса возможно только в окрестностях точки существующего спроса.

5. Основными количественными характеристиками спроса, применяемыми на практике являются: эластичность спроса по цене, по доходу и взаимная эластичность.

Как мы уже знаем, спрос является одной стороной рыночного процесса. Другой стороной является предложение товаров и/или услуг.

 

 

6.2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Принято различать понятия:

- предложение;

- объем предложения.

Предложение - это зависимость объема предложения от цены товара, при прочих равных условиях.

Объем предложения - это количество товара, предлагаемого для реализации с целью максимизации прибыли.

В отличие от спроса, на предложение большое влияние оказывает длительность периода исчисления. Реакция спроса практически не зависит от длительности периода, т.к. определяется только скоростью оценки ситуации и принятия решения потребителем. То есть, спрос это фактически приобретение, покупка товара, а не его потребление, и в этом смысле спрос практически безинерционен, т.е. он всегда является мгновенным.

В случае с предложением, зависимость от длительности периода иная. Предложение - это производство товара и/или услуги для продажи. Но производство - процесс достаточно инерционный, производственный цикл может длиться днями, месяцами и даже годами. Следовательно, запланированный на некоторый период объем производства будет длиться, даже если цена на рынке этого товара будет меняться. Различают предложение:

- мгновенное;

- краткосрочное;

- длительное.

В литературе принято предложение обозначать аббревиатурой - "SS", от английского термина "supply".

Мгновенное предложение

Если исчисляемый период меньше, чем время реакции производителя на изменение внешних условий и при этом объем выпуска продукции остается неизменным, то предложение данного периода называется мгновенным (рис.6.5).

Рисунок 6.5. Мгновенное предложение

Таким образом, длительность периода мгновенного предложения определяется временем, в течение которого производство подстраивается под более выгодные объемы производства, продолжая выпускать постоянный объем производства. Ясно, что для различных товаров и для различных производств период мгновенного предложения будет различным.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эластичность спроса по доходу | Краткосрочное предложение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.