Методы управления — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.
Таблица – Методы управления и их краткая характеристика.
Метод управления
Краткая характеристика
1. Экономические
Способы воздействия на персонал на основе использования экономических законов; обеспечивают возможность в зависимости от ситуации как «одарять», так и «карать».
1.1. Хозяйственный расчет
Стимуляция персонал в целом на: соизмерение затрат на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка), полное возмещение расходов на производство за счет полученных доходов, экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность сотрудников в результатах труда. Основные инструменты: самостоятельность подразделения, самоокупаемость, самофинансирование, экономические нормативы, фонды экономического стимулирования (оплаты труда).
1.2.Материальное стимулирование
Осуществляется путем установления уровня материального вознаграждения (заработная плата, премии), компенсаций и льгот.
1.3.Участие в прибылях
Приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) организации. Ценные бумаги являются главным инструментом фондового рынка, неденежным эквивалентом права на собственность, реализация которого осуществляется путем предъявления их к оплате или продаже.
2.Административно-правовые
Методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий.
2.1.Организационное воздействие
Основано на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала. К ним относятся: устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Практическая реализация во многом определяется уровнем деловой культуры организации, желанием сотрудников работать по правилам, предписанным администрацией.
2.2.Распорядитель-ное воздействие
Направлено на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних нормативных документов и поддержание заданных параметров системы управления путем прямого административного регулирования. К числу распорядительных воздействий относят: приказы, распоряжения, указания, инструкции, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.
2.3.Дисциплинарная ответственность и взыскания
Дисциплина — это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенными в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором и локальными нормативными актами организации. Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
2.4. Материальная ответственность и взыскания.
Наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения, действия или бездействия, если иное не предусмотрено Кодексом и иными федеральными законами.
2.5.Административ-ная ответственность и взыскания
Применяются в случаях совершения административных правонарушений, регулируемых Кодексом об административных правонарушениях (№ 196-ФЗ от 30декабря 2001 года). Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно – хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.
3.Социально-психологические методы
Это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности.
3.1.Социологические методы
Позволяют оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения конечного результата труда, обеспечить эффективные коммуникации и предупреждение межличностных конфликтов в коллективе. К числу социологических методов управления относят: социальное планирование, социологические исследования, оценку личностных качеств, мораль, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.
3.2.Психологические методы
Играют важную роль в работе с персоналом, направлены на конкретную личность и, как правило, индивидуальны. Главной особенностью этих методов является то, что они направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образы, поведение и позволяют сосредоточить внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных производственных задач. К числу разрешенных способов психологического воздействия относятся: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, командование, обман ожиданий, намек, комплимент, похвала, просьба, совет и т.д.
Вопрос 38 - Понятие информации, классификация информации, свойства информации, требования, предъявляемые к информации
Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare — придавать форму) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, «информация» может трактоваться, как совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.
Информация – совокупность сведений, отражающих состояние системы управления и внешней среды. Задача информации - обеспечение непрерывного функционирования процесса управления [1, с 53]
Информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность.[2, с. 315]
Классификация информации
по характеру управленческого
реагирования
требующая срочных решений, предназначенная для будущих решений и т.д.
по форме представления
документ, устная, компьютерная и т.д.
по времени проявления
оперативная, суточная, месячная и т.д.
по уровню доступности
секретная, внутренняя, внешняя и т.д.
по функциональному назначению
плановая, финансовая, техническая, маркетинговая и т.д.
по принадлежности к объекту
управления
агрегат, участок, цех, предприятие и т.д.
по степени обобщения
в управленческом процессе
первичная, производная, итоговая и т.д.
Свойства информации:
1. Информация есть и предмет труда, и продукт труда в зависимости от этапа процесса управления.
2. Способность отражать какие-либо события, процессы.
3. Возможность длительного многократного применения без потери потребительских свойств;
4. Способность накапливаться;
5. Возможность многоцелевого использования. [2, с. 53]
Требования, предъявляемые к информации:
· Количество информации (полнота)
· ее значимость
· точность
· надежность
· актуальность
· гибкость
· экономическая эффективность
· учет защищенности
Источниками информации могут быть: вышестоящее руководство, подчиненные им руководители и органы управления, СМИ, информационные системы, периодическая печать, образцы техники, техническая документация, справочники, бизнес - документы и т.д. [4, с.207]
Список использованной литературы:
1. Лекции Нестерова, тема 14 – с.53.
2. Глухов В. В. Менеджмент [Текст]: Учебник для вузов. 3-е изд. – Спб.: Питер, 2009. – 608 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
3. Эффективный менеджмент [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. И. И. Мазура. – М.: Высшая школа, 2003. – 555 с.: ил. – (Современное бизнес-образование).
4. Основы менеджмента [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Д. Д. Вачугов, Т. Е. Березкина, Н. А Кислякова и др.; Под ред. Д. Д. Вачугова. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Высш. шк. – 2005, - 376 с. – ил.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление