Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства социально-экономических систем

Ситуационный подход.

Поведенческий подход.

Административный подход.

Количественный подход.

Нормативный подход.

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности (во времени и по масштабу применения)

Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статисти­ческих методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами.

Сущность административного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат и т.д. в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.).

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Ситуационный подход концентрируется на том, что использование различных методов управления определяется конкретной ситуацией. [1, Тема 2, стр. 11-12]

Это искусственные системы, созданные и управляемые людьми.

1. Целостность. Целостность проявляется в результате взаимодействия отдельных элементов системы. Характеристикой целостной системы являются: относительная независимость от окружающей среды, т.е. способность сохранять качественную определенность и свойства.

2. Бесконечность – невозможность полного познания и всестороннего представления конечным числом качественных и количественных характеристик.

3. Непрерывность функционирования. Система существует до тех пор, пока функционирует.

4. Способность к саморазвитию (эволюция). Развитие связано с усложнением системы, т.е. с увеличением ее внутреннего многообразия. Искусственное ограничение многообразия ведет к застою в развитии и в конечном итоге к деградации системы.

5. Целенаправленность. С помощью целенаправленного управления разрешаются возникающие противоречия и несоответствия во внутренней среде и в отношениях с внешней средой системы.

6. Устойчивость – способность сохранения качественной определенности при изменении структуры системы и функций ее элементов. Устойчивость обеспечивается применением двух форм механизма адаптации:

· дифференциации (стремление системы к структурному и функциональному разнообразию элементов, что повышает ее устойчивость)

· и лабильности (подвижности функций элементов при сохранении устойчивости структуры системы в целом).

7. Принципиальная неопределенность развития СЭС, заложенная в ее природе.

8. Неполная наблюдаемость процессов функционирования, а также имеет место запаздывание информации об интересующих процессах. [1, стр.13-14].

Также организации могут рассматриваться как социально-технические системы.

 

 

3.ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ:

· Целое не является простой суммой составных частей, поскольку систему можно рассматривать как единство.

· Системы рассматриваются как закрытые, или как открытые в зависимости от возможности обмена и взаимодействия с внешней средой.

· Системы имеют границы (жесткие и нежесткие), благодаря которым систему и выделяют как единство и целостность.

· Закрытые системы подвержены энтропии (вырождению), открытые, как правило, не подвержены, поскольку имеются входы из внешней среды (вход = выход + внутреннее потребление).

· Система стремится к равновесию (покою). Устойчивое состояние (динамический гомеостаз) всегда предусматривает движение.

· Обязательное условие существования системы – наличие обратной связи, т.е. поступление информации о выходе и внутреннем состоянии системы. Обратная связь – инструмент управленческого контроля.

· Любая система является подсистемой более крупных систем и имеет свои подсистемы. Причем процесс иерархической структуризации бесконечен.

· Все открытые системы стремятся к нарастанию усложненности и дифференциации.

Открытым системам присуще свойство эквифинальности. Эквифинальность означает возможность системы приходить в некоторое состояние, определяемое лишь ее структурой, независимо от начального состояния и изменения среды. Изменения внутри системы обеспечиваются изменением входов, соответствующих структуре системы.


 

К вопросу 5:

Мэри Паркер Фоллетт (1868- 1933 г.г.):училась в Тоерський академии в городке Брейнтри в Массачусетсе, где и получила первые свои идеи, которые впоследствии сформировали ее многогранную личность как мыслителя в сфере менеджмента. В 1911-м она и ее коллеги открыли Социальный центр при Высшей школе восточного Бостона. В 1917-м году Мэри Паркер Фоллетт заняла пост вице-президента National Community Center Association, а уже в 1918 опубликовал свою книгу о сообществ, демократии и власти "Новое состояние" (The New State). В свои поздние годы Мэри Паркер Фоллетт стала известной в сфере бизнеса писательницей и лектором. Она была лектором в Лондонской школе экономики, начиная с 1933-го года. Фоллетт была одной из первых (и долгое время оставалась одним из немногих, кто интегрировал идею организационного конфликта в теорию менеджмента. Ее иногда называют "матерью разрешения конфликтов". Ее работы были почти забыты в Америке. К сожалению и сегодня, когда говорят об эволюции управленческой теории, их часто игнорируют.

Анри Файоль (1841-1925 г.г.)- французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления. Окончив в 1860 году Горную школу Сент-Этьена, он устроился на работу в горнодобывающую компанию Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville, в которой с 1888 по 1918 год занимал пост руководителя. В 1916 году Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление» (фр. Administration Industrielle et Générale). В своей книге Файоль обобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройную систематическую теорию менеджмента.


К вопросу 16:

 


Рисунок 1 – Функциональная структура управления

 


Рисунок 2 – Продуктовая структура управления

 


Рисунок 3 – Организационная структура,

ориентированная на потребителя


 


Рисунок 4 – Региональная организационная структура

Снабжение
Производство
Руководство
Функциональное подразделение
Продукт А
Продукт Б
НИОКР
Персонал
Финансы
Реализация
Производство
Снабжение
Реализация


Рисунок 5 – Матричная структура управления

К вопросу 20:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процессный подход | Дэвид Кларенс МакКлелланд
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.