Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период – древний. Наиболее длительный. С 9-7 тыс. лет до н.э. по 18 век

История развития менеджмента.

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где работали люди группами в трех сферах человеческого общества:

- политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах;

- экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

- оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп людей (сбор пищи, строительство жилья и др.).

Например, Египетские пирамиды – это памятники управленческого искусства того времени, т.к. строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

В развитии теории и практики управления выделяют следующие периоды:

Первые зачаточные формы управления существовали на стадии первобытнообщинного строя. Управление осуществлялось сообща всеми членами рода, племени или общины. Руководство осуществляли вожди родов и племен, старейшины общин.

Переход к производящей экономике стал точкой отсчета в зарождении менеджмента. В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В период с 3000 -2800 г.г. до н.э. Там сформировался развитый для того времени управленческий аппарат. Первым, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности был Сократ (470-399 г.г. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсального управления.

Платон (428-348 г.г. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции управления.

Александр Македонский (356-323 г.г. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

2 период – индустриальный (1776 – 1890 г.г.). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении принадлежит А. Смиту. Он является представителем классической политической экономии, специалистом в области управления. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Оуэн – идеи гуманизации управления, признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В1833 году английский математик Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались наиболее оперативно.

3 период – период систематизации (1856-1969 г.г.). Формируются новые направления, школы, течения. То, что мы называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции 19 века. Возникновение фабрик и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что владельцы не могли наблюдать за деятельностью работников только сами, поэтому лучших рабочих обучали для того,чтобы они представляли интересы собственника на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

4 период -

Основные школы управления.

Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой. Представителей данной школы волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность сосредоточили на вопросах адаптации рабочих мест, дизайне, затратах времени на различные операции и т.д.

Школа научного управления. Первый крупный шаг к рассмотрению управления как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915 г.г.), который возглавил это направление. Отдавали предпочтение вопросам эффективности деятельности самой организации. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Главная его заслуга в том, что он разработал основы научной организации труда, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Административная школа. Занимались изучением вопросов роли и функции менеджера

Одним из основоположников явл. А. Файоль (1841-1925 г.г.). Он разделил весь процесс управления на 5 основных функций, которые до сих пор используются в управлении организация: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация, контроль.На базе его учения в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры предприятия.. Американцы называют Файоля отцом менеджмента. Суть разработанных им принципов: разделение труда, авторитет и ответственность власти, дисциплина, единство руководства, подчинение частного интереса общему, вознаграждение за труд, баланс между централизацией и децентрализацией, координирование менеджеров одного уровня, порядок, доброта, справедливость, устойчивость персонала, инициатива.

Школа человеческих отношений. 30 –е года 20 в. В основу положеныдостижения психологии и социологии (науки о человеческом поведении). Основное внимание уделялось работнику, поведению человека в процессе труда. Родоначальник школы – Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих – это социальная система, в которой есть собственная система контроля, воздействуя на которую можно достичь наилучших результатов труда. Представитель Оуэн. Он считал, что человек это тоже машина, которая требует внимания и ухода.

Содержание

 

Введение. 2

Классическая (административная) школа управления. 3

Список литературы: 21

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента | Введение. Управленческая мысль развивалась весьма непоследовательно
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.