Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие организационной структуры, типы организационных структур управления

Выполнение управленческих функций возможно только в рамках определенных организационных структур. Под структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.

Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения, должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:

- линейные (административное подчинение);

- функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);

- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

- линейная;

- функциональная;

- линейно-функциональная;

- матричная;

- дивизиональная;

- множественная

Наиболее распространенными являются первые пять из них.

Линейная структура является абсолютно центральной и базируется на принципе единоначалия и единоличной ответственности органа управления за принятые решения.

В данной структуре отсутствует несогласованности и противоречивости управленческих решений и распоряжений руководства и дают возможности максимально использовать ресурсы для стимулирования работников и разработки единых подходов к определению критериев количества и качества работы. Так как все распоряжения проходят по всем степеням иерархии управления, то, во-первых, руководители каждого звена должны располагать довольно широким кругозором знаний не только по своей специальности, но и по смежным отраслям, а также обладать всей необходимой информацией, связанной с отдаваемым распоряжением; во-вторых, такая система не допускает непрямых взаимосвязей – то есть ситуаций, когда распоряжения отдаются, минуя какую-либо степень, либо руководителем организации непосредственному исполнителю (рабочему). Все это делает линейную структуру управления уязвимой к влиянию внешних и форс-мажорных обстоятельств. Слабость одной из промежуточных ступеней линейной структуры управления (обусловленной недостаточной квалификацией руководителя, недостатком информации и т.п.) может поставить под сомнение выполнение поставленной задачи.

Следовательно, линейная структура управления возможна только в сравнительно немногочисленных коллективах, а количество ступеней в иерархии структуры не может быть большим (как правило, не более четырех).

Схематично примерную линейную структуру управления можно представить следующим образом (рис.5).

Взаимосвязь руководителей всех уровней со специалистами функциональна – специалисты обеспечивают руководителей необходимой информацией.

Рис. 5 Схема линейной структуры управления.

Функциональная структура управления строится на основе разделения прав и обязанностей между членами органа управления в соответствии с их квалификацией и служебными обязанностями. Необходимость использования функциональной структуры управления обусловлена сложностью производственного процесса, его специализацией и необходимостью оперативной обработки больших объемов специализированной информации в целях принятия управленческих решений.

Управление по функциональным цепочкам основано на принципах централизма и единоначалия. Одновременно каждая такая цепочка входит в линейную структуру управления всем предприятием.

Преимуществом функциональной структуры является высокий профессионализм и оперативность принимаемых решений. Недостатки – те же, что и при линейной структуре, так как по каждому функциональному направлению используется линейный принцип организации.

Примерная схема функциональной структуры управления может выглядеть следующим образом (рис. 6).

 

Рис.6. Схема функциональной структуры управления

Как видим, в данной схеме специалисты в отдельную группу не выделены. Специалистами являются руководители функциональных подразделений, которые непосредственно отдают распоряжения исполнителям или руководителям нижестоящих уровней.

Линейно-функциональная структура управления предполагает создание, наряду с подразделениями структуры линейного управления, подразделений, выполняющих наиболее важные и трудоемкие управленческие функции. При этом руководители всех подразделений (как линейных, так и функциональных) получают распоряжения как от руководителя предприятия, так и от руководителей других структурных подразделений. Например, распоряжения главного бухгалтера в области организации учета и финансовой дисциплины обязательны для всех руководителей и исполнителей; распоряжения инженера по технике безопасности в соответствующей части также должны выполняться безусловно всеми руководителями и исполнителями.

При такой схеме не возникает необходимости дублировать каждое указание руководителя соответствующего структурного подразделения дополнительным распоряжением руководителя предприятия.

Схема линейно-функциональной структуры (рис. 7) будет лишь незначительно отличаться от схемы функциональной структуры управления.

Рис. 7. Схема линейно-функциональной структуры управления.

Матричная структура управления не является постоянно действующей. Она применяется тогда, когда на предприятии разрабатывается одновременно несколько проектов, а взаимосвязи линейно-функциональной системы не позволяют эффективно использовать имеющийся кадровый потенциал.

При матричной структуре повышается роль горизонтальных потоков информации. При создании такой структуры назначается один или несколько руководителей проектов, которые определяют сроки разработки проекта, а также потребность в соответствующих специалистов. На основании этих данных составляются сетевые графики выполнения отдельных проектов, которые согласовываются по времени и степени участия специалистов в каждом отдельном проекте.

Использование матричной структуры предполагает отход от жесткого централизма и единоначалия – за сроки и качество разработки проекта отвечает руководитель проекта, а за решение специальных вопросов отвечают руководители функциональных подразделений или привлекаемые специалисты.

Матричная структура позволяет наиболее эффективно использовать специалистов, сократить сроки разработки проектов, улучшить их качество и минимизировать затраты на их разработку. Таким образом, основной целью создания матричной структуры является улучшение взаимодействия отдельных функциональных подразделений предприятия.

Схему матричной структуры можно представить в следующем виде (рис. 8).

 

Рис. 8. Схема матричной структуры управления.

Контрольные вопросы к лекции:

1. По каким признакам могут быть классифицированы организации

2. Какие стадии, согласно концепции жизненного цикла, проходит деятельность организации

3. Назовите основные принципы организации

4. Каковы основные типы организационной структуры управления

ЛЕКЦИЯ 7. ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ОЦЕНКА СИТУАЦИИ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Рассматриваемые вопросы:

1. Целеполагание и оценка ситуации

2. Понятие и классификация управленческих решений

3. Технология принятия управленческих решений

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы построения организаций | Целеполагание и оценка ситуации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.