КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология принятия управленческих решений
Понятие и классификация управленческих решений Управленческое решение - это взвешенный шаг, результатом которого являются осуществление действия для достижения цели организации или воздержание от него. Оно является неотъемлемой частью деятельности менеджера. Данное понятие рассматривается как: фиксированный управленческий акт, постановление, приказ и т. д.; процесс разработки и реализации решения по разрешению проблемы; выбор альтернативы при решении проблемы. Объектом управленческого решения, как правило, являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов. Требования, предъявляемые к управленческим решениям: 1. всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения); 2. правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству); 3. непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их); 4. своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано); 5. обеспеченность ресурсами; 6. ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия). Классификация управленческих решений. 1. По степени влияния на будущее организации: - стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели; - тактические (конкретные методы достижения первых). 2. По масштабам: - глобальные - охватывают всю организацию в целом; - локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия. 3. По продолжительности периода реализации: - долгосрочные (более пяти лет); - среднесрочные (от одного года до пяти лет); - краткосрочные (менее одного года). 4. По направленности воздействия: внешние, внутренние. 5. По обязательности выполнения: - директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения; - рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения; - ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации. 6. По функциональному назначению: - регулирующие - определяют метод выполнения действий; - координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы; - контролирующие - направлены на оценку результатов. 7. По широте охвата: - общие - распространяются на всю компанию в целом; - специальные - рассматривают отдельные вопросы. 8. По степени запрограммированности: - запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения; - незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях. 9. По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация товаров (услуг), работа по кадрам и т. д. 10. По способам принятия: - интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты; - адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом; - рациональные - опираются на научный анализ проблемы. Значимость и роль управленческих решений обуславливает ряд требований, которые к ним предъявляются: оптимальность, эффективность, законность, своевременность, конкретность, простота формы и ясность содержания. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений могут быть подразделены на внешние и внутренние. К внутренним факторам относят знания и накопленный опыт менеджера того или иного уровня управления, качество принимаемого решения, силу харизматических и волевых качеств управленца, проявляющихся в умении отстоять принятое решение и обеспечить его реализацию. Среди внешних факторов ключевую роль играет своевременность и достоверность информации; степень и полнота полномочий менеджера; фактор времени, на протяжении которого решение должно быть воплощено, его важность для интересов организации или отдельных исполнителей; наличие возможностей для реализации решения; особенности регламентации процесса принятия организационных решений, выработанных в соответствии с внутренними правилами и корпоративной культурой компании. На рис. 9 отражены основные этапы разработки управленческих решений: В процессе диагностики необходимо не только выявить проблемы, но и оценить их с точки зрения важности и срочности их решения. Для оценки проблемы применяют ряд методик:
Рис. 9. Основные этапы разработки управленческих решений: 1. Дерево проблем. С помощью этого метода сложные проблемы подразделяются на более простые, которые затем ранжируются для выявления степени важности каждой проблемы. 2. Метод экспертных оценок состоит в опросе компетентных лиц о степени важности каждой проблемы. 3. Метод оценки приоритетов проблем. Здесь составляется перечень проблем, которые вносятся в таблицу 1. На основании анализа данной таблицы руководитель самостоятельно или с помощью консультантов определяет последовательность решения проблем. Для анализа проблемы необходимо получить соответствующую информацию, то есть создать информационную модель проблемной ситуации - это совокупность сведений, характеризующих данную проблему. Она состоит из разнообразных справок, отчетов, обзоров, массивов данных, которые подбираются для решения конкретной проблемы. Следующий этап - формулирование ограничений и критериев, влияющих на принятие решения. Ограничения меняются в зависимости от ситуации. Некоторые общие ограничения - нехватка средств, недостаточное число рабочих, имеющих необходимую квалификацию и опыт, конкуренция, действующие законы, этические понимания и т.д. Таблица 1 – Выявление приоритетов проблем
На этапе разработки альтернатив руководитель должен максимально выявить возможные действия, которые помогли бы устранить причины возникновения проблемы. Однако, на практике, руководитель, зачастую, не располагает достаточными резервами времени и другими возможностями для формулирования и оценки каждой возможной альтернативы. Поэтому внимание менеджера ограничивается рассмотрением всего нескольких, наиболее предпочтительных. После составления списка идей следует этап оценки каждой из них. При оценке альтернативы важно определить преимущества и недостатки каждой из них и спрогнозировать возможные последствия принятых решений по каждой альтернативе. Если проблема идентифицирована верно, а доступные альтернативные варианты всесторонне взвешены и оценены, то дальнейший выбор осуществляется сравнительно легко. Руководителя привлекает альтернатива, последствия реализации которой окажутся наиболее благоприятными. Однако сложность проблемной ситуации или недостоверность информации при ее анализе, может привести к тому, что ни одна из альтернатив не будет отнесена к числу оптимальных. В этом случае необходимо полагаться на опыт и интуицию руководителя. Реализация решения - это специфическая деятельность, в процессе которой определяется, кто из рабочих, в какие сроки, с помощью каких средств выполняет ту или иную часть решения. Реализация решения состоит из ряда этапов: 1. Составляется организационный план реализации решения; 2. Проводится отбор исполнителей и организуется доведения до них решения. 3. Координируется (если необходимо) работа по организации выполнения решения. Система контроля и регулирования обеспечивает руководителя необходимой информацией о ходе реализации решения и позволяет своевременно вносить коррективы. Этапы контроля и регулирования предполагают возникновение обратной связи, которая появляется после того, как решение начнет действовать. На этом этапе осуществляется измерение и оценка последствий принятия решения или же сопоставляются фактически достигнутые результаты с теми, которые были запланированы. Контрольные вопросы к лекции: 1. Понятие целей и целеполагания 2. Дать определение «квантификации» 3. По каким критериям можно классифицировать управленческие решения 4. Назвать основные этапы разработки управленческих решений. ЛЕКЦИЯ 8. МЕХАНИЗМЫ МЕНЕДЖМЕНТА: СРЕДСТВА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ Рассматриваемые вопросы: 1. Цели и задачи управления организацией 2. Законы и закономерности управления 3. Принципы и методы управления 4. Функции управления и их классификация 5. Технология управления 6. Диферсификация менеджмента
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |