Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенность услуги как объекта управления

ТЕМА 1. ТУРИЗМ И СФЕРА СЕРВИСА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ

 

Методические указания в виде курса лекций для студентов

специальности 230500 “Социально-культурный сервис и туризм”

 

 

Иркутск 2008


Особенности управления каким-либо объектом вытекают из специфики самого объекта. Поэтому прежде чем говорить об особенностях менеджмента в сервисе и туризме, необходимо рассмотреть вопрос о том, что непосредственно относить к социально-культурной сфере и туризму.

Индустрия гостеприимства является собирательным понятием для многочисленных и разнообразных форм предпринимательства, которые специализируются на рынке услуг, связанных с приемом и обслуживанием гостей.

Не существует перечня, который охватывал бы все виды деятельности в этой области. Вместе с тем, можно выделить основные направления:

Ø общественное питание,

Ø размещение,

Ø перевозка,

Ø отдых (рекреация).

Задача выработки единых критериев и схем классификации услуг пока остается нерешенной. В мировой практике изыскиваются способы преодоления сложностей, связанных с разночтением несопоставимостью классификационных схем анализа, принятых в разных регионах и странах. Так, имеет место обращение к анализу услуг, которые в развитых странах учитываются статистическим органами, что позволяет использовать сопоставимые статданные относительно этих услуг для сравнительного изучения:

v деловые услуги;

v услуги связи;

v строительные и инжиниринговые услуги;

v дистрибьюторские услуги;

v финансовые услуги, включая страхование;

v услуги по охране здоровья и социальные услуги;

v туризм и путешествия, услуги в области организаций досуга

v транспортные услуги

v прочие услуги.

В межгосударственной практике ряда стран используется классификация услуг, основанная на двух взаимосвязанных между собой критериях: тип услуг и сфера их применения. В данном случае типологически сходные услуги группируются определенным образом:

o производственные (инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт оборудования)

o распределительные (торговля, транспорт, связь);

o профессиональные (банковские, страховые, финансовые, консультационные, рекламные);

o потребительские (массовые услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением);

o общественные (телевидение, радио, образование, культура)

В отечественной науке и сервисной дея­тельности нередко выделяются укрупненные единицы разделения ус­луг и сервисной деятельности по следующим направлениям, связан­ным с их функциональной сущностью:

− услуги производственного характера — оказываются экономи­ческим структурам в связи с их производственными нуждами (охранные, ремонтные, банковские, деловые и др.);

− торговые услуги (оптовые и розничные);

− услуги жизнеобеспечения — связаны с обслуживанием граждан в рамках семейно-домашних связей, то есть с обустройством жилища, ведением домашнего хозяйства, реализацией семейных потребностей, домашним отдыхом;

− социальные услуги — нацелены на удовлетворение потребнос­тей людей в тех товарах, качествах и функциях, которые необхо­димы им как субъектам общественных отношений: транспортные, финансовые, почтовые, рекреационные, образовательные, инфор­мационные и др.;

− культурные услуги - связаны с оказанием услуг познавательно-научного, художественно-эстетического, развлекательного плана.

В понятие «социально-культурная сфера», которое принято использо­вать в российской экономической литературе, включаются отрасли здра­воохранения, образования, культуры. Социально-культурная сфера пред­ставляет собой достаточно обширный сектор российской экономики.

Вся сфера услуг в СКСиТ делится на сферу первичных услуг и сферу вторичных услуг.

К предприятиям сферы первич­ных услуг относятся предприятия, главной целью которых является обслуживание гостей и оказание услуг туристам. К ним относятся:

− средства размещения (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионы, частные квартиры, туристские базы, дома отдыха и другие средства размещения);

− лечебно-оздоровительные учреждения (курорты и санатории);

− перевозчики (транспортные предприятия, автопредприятия, авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);

− организации и предприятия по изготовлению сувенирной продукции;

− организации торговли сувенирной продукцией;

− организации по созданию дополнительных услуг туристам (гиды-переводчики, обменные пункты валюты, предприятия развлечения, автопрокатные фирмы);

− организации по рекламе туризма;

− организации по страхованию;

− информационные туристские организации.

К туристским организациям сферы вторичных услуг относятся компании, которые нацелены на удовлетворение нужд потребителей, в том числе туристов. К таким организациям относятся:

− предприятия питания вне гостиничного хозяйства (рестораны, буфеты, бары, кафе и т.д.);

− транспортные предприятия (такси, рейсовые автобусы и т.д.);

− предприятия по производству одежды, мебели, строительные компании и т.д.;

− банки, химчистки, парикмахерские, лечебные заведения, автомастерские, бензоколонки и др.;

− учебные туристские заведения (высшие и специальные).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление инновационным процессом | Понятие, виды и формы туризма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.