КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы принятия решений. Часто спорят, как эффективнее принимать решения — в одиночку или коллективно
Часто спорят, как эффективнее принимать решения — в одиночку или коллективно. Все зависит от критериев оценки и ограничений в процессе принятия решения. Например, таких: - качество решения; - приемлемость решения для его потребителей; - возможность реализации принятого решения при возникновении неожиданных трудностей; - своевременность принятия решения; - длительность выработки решения; - опыт, приобретенный в ходе выработки решения; - и ряд других. Более детально процесс принятия решений имеет следующую последовательность: - выявление управленческой проблемы и задачи; - предварительная постановка цели; - сбор необходимой информации; - анализ информации; - определение исходных характеристик проблемы с учетом накладываемых ограничений; - уточнение цели и.критериев управления, окончательная их формулировка; - обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации; - разработка альтернативных вариантов решения проблемы; - выбор метода решения; - экономическое обоснование выбранного решения; - согласование решения с органами управления и исполнителями; - окончательное оформление и утверждение решения; - организация выполнения решения; - контроль выполнения решения; стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков; - установление обратной связи. Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы: 1. Неформальные (интуитивные) методы принятия решений. Основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методик выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. 2. Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работы является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это руководители-исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть различными: заседания, совещания, работа в комиссии и т.п. Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений). Если предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои решения определенной проблемы. Основное условие «мозговой атаки» — это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами. Метод Дельфы — это многоуровневая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение. 3. Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки больших массивов информации. В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают: а) линейное моделирование — используются линейные зависимости; б) динамическое программирование — позволяет вводить дополнительные переменные в процесс решения задач; в) вероятностные и статистические модели — реализуются в методах теории массового обслуживания; г) теорию игр — моделирование таких ситуаций принятия решений, в которых должно учитываться несовпадение интересов различных подразделений; д) имитационные модели — позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним. Для принятия решений по сложным проблемам (задачам) управления производством используют метод, основанный на системном подходе. Сущность системного подхода заключается в том, что проблема рассматривается как целостная система, состоящая из ряда элементов (подсистем), с выявлением внешних и внутренних связей, влияющих на ее функционирование. В основу системного подхода положен ряд принципов, к числу которых относятся следующие: • целостность системы, заключающаяся в таком взаимодействии элементов системы, при котором свойства целого не сводятся к сумме свойств его элементов; • возможность представления системы в виде структуры, характеризующей связи и отношения элементов системы; • зависимость свойств и отношений каждого элемента системы от его места и функции; • взаимозависимость структуры системы с внешней средой, в которой она функционирует; • деление системы на подсистемы, которые, в свою очередь, обладают системными свойствами. Принятие решений может быть основано на логическом анализе ситуаций (логический метод), на основе объективно существующих закономерностей, с помощью которых можно получить количественные результаты от реализации различных вариантов решений (формализованный метод), на опросе мнений специалистов (метод экспертных оценок). Для выбора оптимального решения в некоторых случаях используют имитационное моделирование. Сущность имитационного моделирования состоит в построении для исследуемой проблемы (производственного процесса) соответствующего алгоритма, имитирующего при помощи ЭВМ поведение подсистем, элементов сложной системы, а также взаимодействие между ними с учетом случайных, возмущающих факторов при функционировании системы. В одной крупной компании обследование показало, что за пять лет 90% решений, принятых менеджерами, оказались типичными и делились на очень небольшое число категорий. Однако, поскольку анализа решений проведено не было, почти три четверти решений «искали хозяина» и большая их часть попадала на более высокий уровень, чем необходимо. Структурные блоки были размещены согласно объему заработной платы в подразделениях, а не ответственности за решения. Природу любого делового решения определяют 4 характеристики: 1. Временной потенциал решения. На какой срок в будущем оно свяжет компанию? И как быстро можно его переменить! 2. Влияние решения на другие функции, другие сферы, предприятие в целом. Если решение затрагивает только одну функцию — это решение низшего порядка. В противном случае его нужно принимать на более высоком уровне, где можно взвесить влияние на все затронутые функции, или после обсуждения с их менеджерами. Оптимизация одной из функций не должна осуществляться за счет других. 3. Характер решения определяется также рядом качественных факторов, входящих в него: основными принципами поведения, этическими ценностями, социальными и политическими убеждениями и т.д. В момент, когда ценностные соображения принимаются в расчет, решение должно передаваться на более высокий уровень. А самый важный и самый обычный качественный фактор — люди. Поэтому все кадровые решения должны приниматься высшим руководством. 4. Наконец, решения должны классифицироваться на рутинные и редкие, уникальные. Рутинные решения требуют общего подхода, т.е. решения в принципе, принимаемого на высшем уровне. При этом применение правила к конкретному случаю можно затем отнести на куда более низкий уровень.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |