КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что представляет собой методология социальной педагогики?
Она может трактоваться как теория методов социально-педагогического исследования, а также теория для создания социально-педагогических концепций. Для раскрытия сущности рассматриваемого понятия важно обратить внимание на то, что методология социальной педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции: –она определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся социально-педагогическую действительность; –направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель; –обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении; –помогает введению новой информации в теорию социально педагогики; –обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в социально-педагогической науке; –создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания. Эти признаки понятия «методология», определяющие ее функции в науке, позволяют сделать вывод о том, что методология социальной педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов социально-педагогического исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о социально-педагогических процессах и явлениях. Следовательно, в качестве основных признаков методологии социально-педагогического исследования можно выделить следующие: – во-первых, определение цели исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей научного коллектива или исследователя; – во-вторых, изучение всех процессов в исследовании с позиций их внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития. При таком подходе, например, социальное воспитание – развивающееся явление, обусловленное развитием общества, школы, семьи и ребенка; – в-третьих, рассмотрение социально-педагогических проблем с позиции всех наук о человеке: педагогики, социологии, психологии, антропологии, физиологии, генетики и т.д.; – в-четвертых, ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязь элементов и явлений, их соподчиненность, динамика развития, тенденции, сущность и особенности, факторы и условия); – в пятых, выявление и разрешение противоречий в процессе социализации личности; – и, наконец, в-шестых, разработка связей теории и практики, идей и их реализация, ориентация социальных педагогов на новые научные концепции, новое педагогическое мышление при одновременном исключении старого, отживающего, преодоление косности и консерватизма. Из сказанного ясно, что речь будет идти о социально-педагогическом исследовании, и с этой точки зрения, методология будет рассматриваться нами в узком смысле, как методология научного познания в указанной предметной области. Предмет методологии социальной педагогики выступает как соотношение между социально-педагогической действительностью и ее отражением в социальной педагогике как науке. В настоящее время особенно остро стоит проблема повышения качества социально-педагогических исследований. Усиливается направленность методологии на помощь педагогу-исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Таким образом, методология приобретает нормативную направленность, и ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательского труда. Методология социальной педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. При этом имеются в виду два вида деятельности – методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых – выявление закономерностей и тенденций развития социально-педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически – значит использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже закончено. Названными различиями обусловлено выделение двух функций методологии социальной педагогики – дескриптивной, т.е. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания объекта, и прескриптивной – нормативной, создающей ориентиры для работы педагога-исследователя. Наличие этих функций определяет и разделение оснований методологии социальной педагогики на две группы – теоретические и нормативные. К теоретическим основаниям, выполняющим дескриптивные функции, относятся следующие: – определение методологии; – общая характеристика методологии науки, ее уровней; – методология как система знаний и система деятельности, источники методологического обеспечения исследовательской деятельности в области социальной педагогики; – объект и предмет методологического анализа в области социальной педагогики. Нормативные основания охватывают следующий круг вопросов: – научное познание в социальной педагогике среди других форм духовного освоения мира, к которым относятся стихийно-эмпирическое познание и художественно-образное отображение действительности; – определение принадлежности работы к области социальной педагогики: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность понятий; – типология социально-педагогических исследований; – характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области социальной педагогики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики; – логика социально-педагогического исследования и т. д. Этими основаниями очерчена объективная область методологических исследований. Их результаты могут служить источником пополнения содержания самой методологии социальной педагогики и методологической рефлексии педагога-исследователя. В структуре методологического знания Э.Г. Юдиным выделяются четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Третий уровень – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в социально-педагогических исследованиях. Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер. Все уровни методологии социальной педагогики образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |