КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 3. Особенности русской социально-политической мысли
1) Древнерусская социальная, правовая и политическая мысль содержала общие для всех патриархальных обществ идеи: неравенство лиц перед властью и законом, зависимость прав и обязанностей лица от его статуса, приоритет церковного или властного веления над законом, активное участие церкви в общественной жизни. «Слово о законе и благодати» ( 1054г. ) киевского митрополита Иллариона, первого русского, а не греческого иерарха русской церкви, признано как первый отечественный текст, затрагивающий не только богословские, но и социально-политические проблемы. Феодосий Печорский (умер в 1074г.) подчеркивает, что мирская власть стоит на страже церковных интересов. Нестор-летописец (сер.ХI-н.ХIIвв.), создатель первой отечественной «официальной историографии»-«Повести временных лет», отмечает, что Бог стоит на стороне благочестивого князя. Консервативный вариант теории естественного права разработан нестяжателями – Нилом Сорским (1433 – 1508), Вассианом Патрикеевым (н.XVIв.), Максимом Греком (умер в 1556г.), Феодосием Косым (сер.XVI в.), Федором Карповым (к.XV-н.XVIвв.). Идеи нестяжания, т.е. отказа от церковной собственности, разделения сфер влияния церкви и государства, обращение не к идеям византийской государственности, а к мистическому опыту византийских монахов-исихастов, т.е. молчальников, сторонников негативного богословия, внерационального единения с Божеством, позволяют рассматривать эту модель как отдаленную предтечу нравственной проповеди русского консерватизма. В к.XVIII-XIХвв. сформировались три ведущие политико-философские парадигмы, которые лишь в ходе революционных кризисов н.ХХв. трансформировались в партийно-программные идеологемы, частично заимствованные из доктрин и лозунгов западноевропейских единомышленников. Три течения, формировавшиеся в диалоге с Европой, - это радикализм, либерализм, консерватизм. 2) Во вт.пол.XIXв. в радикальную общественную мысль пришли социалистические идеи, а левые партии с социалистическими программами сформировались лишь в н.ХХв. Политическая программа декабризма состоит из двух широко известных текстов – «Русской правды» П.И. Пестеля и «Конституции» Н.М. Муравьева. Не будучи «генетически» связан с французским радикализмом, Павел Иванович Пестель (1793-1826) занимал своеобразную политико-реалистическую позицию: преобразования в отсталой стране должна проводить сильная власть. Программа Никиты Михайловича Муравьева (1796-1843) спустя сто лет, в межреволюционный период, могла бы быть признана либеральной. Петрашевцы (М.В. Буташевич-Петрашевский, Н.А. Спешнев и др.) пытались перенести на русскую почву идеи французского утопического социализма. Но их политическая программа соответствовала требованиям сохранившегося и в Европе (революции 1848-1849гг.) буржуазного радикализма: последовательный республиканизм и разделение властей, всеобщее избирательное право, отмена остатков аристократических привилегий. Революционный демократизм (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.) также проповедовал социально-утопические конструкции. У народничества семидесятых-восьмидесятых годов XIХв. (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев) единство социально-утопических и революционно-демократических (радикально-буржуазных, по сути) идей позволило выстроить своеобразную парадигму «русского популизма», левой идеологии для общества отстающего буржуазного развития. Достижение европейских ценностей (рационализм, гуманизм, демократизм, выборность власти и ее ответственность перед согражданами, социальная справедливость), по мнению народников, возможно с опорой на давно сложившиеся и явно принадлежащие традиционному обществу нормы и институты (коллективизм, соборность, общинно-уравнительный социализм, небуржуазность, неприятие богатства и успеха). В народничестве сложилась и еще одна концепция – русский анархизм. Позаимствовав у П.-Ж. Прудона концепцию ненужности государства, Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) и Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) дополнили ее традиционными для русских левых популизмом («русский народ – народ-бунтарь и коллективист») и морализаторством (капитализм осуждается не за социально-экономическую неэффективность, как у марксистов и левых либералов, а с позиций нравственной критики). Народничество стало одним из истоков русской версии марксизма. Русский вариант ортодоксального марксизма разработал Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), который начинал как участник народнического движения. В духе предшествующей левой интеллектуальной традиции XVIII-XIХвв. Г.В. Плеханов отстаивал идеи прямой демократии- панархии, т.е. всевластия народа. Сочетание правых идей (стремление к мистическому единению монарха и народа, византийский, имперский, стиль политики, не слишком замаскированный национализм внутри страны и почти неприкрытая внешняя агрессивность, оправдываемая межцивилизационным конфликтом России и Запада) и левых марксистских революционных моделей породили «революционный консерватизм», политическую доктрину И.В. Сталина. 3) Русский консерватизм не имеет одного непосредственного источника. Собственно консервативную модель разработали параллельно с отцом европейского консерватизма, английским политическим философом к.XVIII в. Э. Берком, и независимо от него публицист Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) и классик отечественной историографии Николай Михайлович Карамзин (1766-1826). Создателями нового и, в какой-то мере, новейшего русского консерватизма считают ранних славянофилов. Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Юрий Федорович Самарин (1819-1876) в своей историософской концепции не только решительно отвергли петровские реформы как примитивное заимствование, разрушившее традиционный уклад русской жизни и ничего не давшее взамен. Как и западноевропейские консерваторы, они не принимали рационалистические идеи переустройства общественной жизни. Но, при этом, они отвергали концепцию «официальной народности» графа Сергея Семеновича Уварова, находились в нравственной и интеллектуальной оппозиции режиму Николая I, прямого наследника петровской воинствующей державности. Отметим, что теоретик славянофильства Ю.Ф. Самарин был среди архитекторов Великих реформ 1860-х гг. Положительно относился к освобождению крестьян и ведущий теоретик неославянофильства Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). В основе его политического проекта лежит красивая историософская модель – первая из концепций локальных цивилизаций. Идея множественности, разнокачественности, взаимной несводимости различных культур не вызывает сомнений. Весьма противоречивые выводы Н.Я. Данилевского о панславизме, перманентном конфликте, возможно – силовом, России и Запада, решительном отказе от всяких политических свобод и правовых для свободы гарантий, отстаивали в своих публицистических произведениях Ф.М. Достоевский и Ф.И. Тютчев. Близка по духу к этим взглядам также высказанная преимущественно в публицистике концепция «консервативного анархизма» Л.Н. Толстого. В данной концепции идея отказа от политики и права, любых общественных реформ в пользу личностного спасения через подвижничество и страдание вполне логично дополняется призывом к отказу от всякой, в том числе – монархической, государственности. Ультраконсервативные выводы из схемы культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского сделал Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891). 4) Русский либерализм имеет несколько теоретических источников. Во-первых, идеи свободы, справедливости, гуманизма, ограничения власти требованиями Божьей или естественной справедливости встречаются в древней и средневековой русской политической философии. Вторым теоретическим источником стали идеи просвещенной монархии, высказанные как политической мыслью, так и некоторыми представителями верхов. И, наконец, в становлении русской либеральной традиции несомненна роль заимствований. Русский либерализм прошел в XIХ-н.ХХвв. три фазы. Правительственный либерализм пер.четв.XIХв. стал прямым наследником теории и, в какой-то мере, практики просвещенной монархии (Екатерина II, Александр I). Консервативный либерализм как целостная историософская и политико-правовая модель сформировался в пореформенный период. Новый или социальный либерализм появился в н.ХХв. Ведущими представителями правительственного либерализма были Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839), Николай Николаевич Новосильцов. Модель реформ, предложенная М.М. Сперанским, - это плавное преобразование России в конституционную монархию. Проекты Сперанского и, в еще более осторожной форме, Новосильцова предполагали добровольное ограничение власти монарха октроированной (дарованной) конституцией, создание двухпалатного парламента, строгое разграничение исполнительной, законодательной и судебной властей. Фактически в парадигме умеренного западничества сложилась так называемая «государственная» (юридическая, государственническая) школа отечественной историографии и юриспруденции (К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин). Согласно их концепциям, Россия – это социокультурный тип, не отличающийся от Запада по направленности исторического прогресса: к расширению образования, достатка, свободы лиц, утверждению частной собственности и конституционализма. Создатели консервативного либерализма отстаивали, если изложить их концепцию в лапидарной форме, следующий путь реформ. Россия (вт.пол.XIХв.) не готова к парламентаризму, партийному представительству, неограниченной свободе прессы, конституционной монархии в английском стиле, быстрому освобождению низов. Эти идеи, по, возможно, излишне резкому выражению Б.Н. Чичерина, отстаивает «уличный либерализм». Необходимы, напротив, постепенное освобождение крестьян, распространение на низы просвещения, которое одно способно в течение определенного исторического времени приучить их к новому «образу существования». Завершил этот, по сути, синтез лучших сторон славянофильства (органичность, постепенность) и западничества (признание самоценности свободы и ее формальных гарантий) уже в эмиграции, в тридцатые годы ХХв., сформулировав модель либерального консерватизма, Петр Бернгардович Струве (1870-1944). П.Б. Струве уже не отвергал общепринятые в ХХв. идеи демократии и представительства, настаивал на сочетании культуры, традиции и патриотизма, гарантий свободы каждого лица и сильной правомерной власти. Разумный симбиоз духовной традиции и осознанно принятой свободы отстаивал русский христианский либерализм революционного и эмигрантского периодов (С.Л. Франк, Е.Н. Трубецкой, Е.В. Спекторский). На рубеже ХIХ-ХХвв. в России, как и на Западе, формируется новый или социальный либерализм. Предшественником и социального, и христианского либерализма является, на наш взгляд, политико-правовая концепция великого русского философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Отвергая социализм и анархизм, революционные радикализм и утопизм, Вл. Соловьев, одновременно с создателями западного социал-либерализма (Г. Самюэль, Э. Дюркгейм, Л. Дюги, Л. Буржуа, Ж. Клемансо, Д. Ллойд-Джордж, фабианство, катедер-социализм) и независимо от них формулирует основную для нового либерализма мысль: право на определенный, законом гарантированный, минимум благ – неотчуждаемое право каждого лица. Критикуя излишнюю осторожность правого либерализма (К. Кавелин, Б. Чичерин), Вл. Соловьев и еще один видный представитель русской леволиберальной традиции Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910) настаивают на последовательном утверждении в России буржуазно-демократических свобод. Социал-либеральных позиций придерживались идеологи кадетской партии - П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий. Г.Ф. Шершеневич, П.Н. Милюков. В этой же системе взглядов сформулирована идея «правовой солидарности» (М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев) – модель диалога и взаимных уступок верхов и низов современного общества, обеспеченная институциональными механизмами (право на законом установленные минимум зарплаты и максимум рабочего дня, социальная защита лиц наемного труда, «примирительные камеры» - т.е. трехсторонние переговоры нанимателей, профсоюзов и властей во время стачек и т.п.) Фактически леволиберальных позиций придерживались и умеренные народники (Н.К. Михайловский, Б.А. Кистяковский, П.А. Сорокин). В эмиграции законченную модель социальных прав каждого лица сформулировал видный русский ученый и педагог Сергей Иосифович Гессен (1887 – 1950). С.И. Гессен уже после Второй мировой войны принимал участие в разработке Всеобщей декларации прав человека, что показывает не только логическую и духовную, но даже непосредственную, «генетическую», связь классики русской философии свободы с теорией и политической практикой современного либерализма. 5) В эмиграции русские авторы, даже вышедшие из либерализма, предпочитали разрабатывать консервативную политическую философию. В этой парадигме находятся и евразийство, и сменовеховство, и неомонархизм. Общая логика евразийства – творческое, но явно тенденциозное, модернистское прочтение Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. Россия превращается в особый евразийский (отсюда название доктрины) социокультурный тип, противостоящий и Западу, и Востоку. Сборник статей группы авторов-эмигрантов «Смена вех» (1921) прямо провозглашал отказ от противоборства с Советской властью. П.А. Сорокин и Н.С. Тимашев, не разделяя «казенного» патриотизма евразийцев и сменовеховцев, полагали, что отказ от вооруженной борьбы с режимом, тем более, с привлечением армий и спецслужб враждебных России западных держав, будет благом для новой, лишь ненадолго оказавшейся под властью большевиков, России. Позиция Тимашева и Сорокина: несколько лет, возможно - десятилетий, бескризисного развития, и советский режим естественным путем трансформируется в мелкобуржуазный, а затем и в стабильный модернизировавшийся буржуазный строй. Модель неомонархизма, «правового авторитаризма», как единственного спасения от антидемократизма левого предложил Иван Александрович Ильин (1883-1954). Николай Александрович Бердяев (1874-1948) ранее виднейших представителей западной социально-политической мысли Х. Ортеги-и-Гассета, Х. Арендт указал на массовое общество как исток тоталитарных режимов. Отрицая либерализм как буржуазную («потребительскую») идеологию, Н. Бердяев на всем своем достаточно длительном творческом пути отстаивал безусловную ценность свободы. Весьма противоречивый, но вошедший в постмодернистскую политическую философию синтез либерализма и христианства (личностная свобода – абсолютная ценность, данная Богом), социальной справедливости и традиции встречается в работах С.Н. Булгакова (отец Сергий Булгаков) и С.Л. Франка, написанных в эмигрантский период их творчества.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |