Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 17. Теория глобальных проблем в социологии и политологии

 

  1. Глобальная стратификация.
  2. Глобальные проблемы современности.
  3. Социальные конфликты в современном мире.
  4. Пути решения глобальных проблем.

 

1) Противоречивое единство современного мира остается объектом не столько научных, сколько не слишком содержательных политикано-публицистических дискуссий. Мы рассмотрим современный мир как сложное глобальное единство. Он объединен, скорее, кризисами и конфликтами, чем общими условиями развития. Объективная логика модернизационного процесса привела к признаваемому многими исследователями распаду мирового сообщества на четыре страты, три из которых мы уже кратко охарактеризовали в предыдущей лекции.

« Первый мир » характеризуется выходом на постиндустриальные пути развития. Наличие в западном обществе жестких, стереотипизированных, ментальных установок на идеал «человека, который сделал себя сам», пользуясь конвенциональными каналами повышения и поддержания своего статуса, невозможно отвергнуть.

Экономика и социальная жизнь «второго мира» – и наша страна яркий пример - находится в «трех измерениях». Незавершенная промышленная модернизация, т.е. переход от патриархальности к современной буржуазной жизни, сопровождается приходом в этот отстающий мир на рубеже тысячелетий «третьей волны» модерна, постиндустриальной цивилизации.

«Третий мир» вступил на путь модерна после освобождения от колониальной зависимости. Социальная и социокультурная неподготовленность к современному развитию дополнялась навязанным колонизаторами и решительно воспринятым элитарными и интеллектуальными группами освободившихся стран стремлением к цивилизованной жизни.

Слабейшие по модернизационному потенциалу страны из «третьего мира» выпадают в «четвертый», страту беднейших стран, которые без специальных усилий со стороны «первого и второго миров» не выберутся из нищеты.

2) Современное глобальное сообщество объединено очень противоречивым ходом модернизации. Глобализация - объективное, «ходом вещей», распространение процесса развития на все регионы мира, зачастую, к модернизации не готовые.

Ныне единое понимание (это уже само по себе неплохо) того, что считать глобальными проблемами, сложилось. Общепризнанные характеристики глобальных проблем:

1. Затрагивают интересы всех стран и народов, каждого человека и всего человечества;

2. Имеют внутреннюю логику развития, неподвластны желаниям лиц и групп;

3. Несут реальную угрозу существованию цивилизации;

4. Могут быть разрешены лишь совместными усилиями глобального сообщества.

В глобалистике наиболее распространена следующая классификация стоящих перед человечеством проблем: проблемы взаимоотношений общества и личности («человечество против человека»), проблемы международных отношений, проблемы взаимодействия человека и природы. Среди проблем, возникших на стыке «Человек – человечество», можно выделить демографическую проблему, распространение на целые регионы голода, нищеты, опасных болезней, комплексный социокультурный кризис человечества.

Проблемы международных отношений еще более рельефны и, по-видимому, еще более трудно разрешимы. По-прежнему существует угроза жестких глобальных военных конфликтов. Несомненно, ныне более явными стали угроза терроризма, «расползание» ядерного оружия и других средств массового поражения. Сохраняются многочисленные «тлеющие», а то и взрывающиеся, этноконфессиональные, локальные, приграничные конфликты.

Комплекс проблем на стыке «человек-природа» - экологический кризис. Нет сомнений в том, что мир пришел к ситуации, когда экономическая деятельность человека противоречит сохранению, как окружающей среды, так и перспектив цивилизованной жизни.

3) Выделим ключевую проблему глобализации. Это «нормальный» социальный конфликт богача и бедняков. Несомненны как эксплуатация «первым» миром «третьего», так и бессмысленный протест «глобальной бедноты», выраженный формулой – «отнять и поделить».

Признание реальности глобального кризиса, доказывающего единство мирового сообщества, произошло в западной науке лишь тридцать пять-сорок лет назад. В 1968г. создан Римский клуб, неформальное объединение ученых и общественных деятелей с либерально-гуманистических позиций критикующих официозный западный праволиберальный и неоконсервативный истэблишмент. Де юре, клуб действует как неправительственная зарегистрированная структура. В семидесятые-восьмидесятые годы ушедшего века близкие к клубу ученые подготовили и опубликовали ряд исследовательских работ, посвященных глобальным проблемам (доклады Римского клуба).

Масштабы нагрузки на окружающую среду в форме выбросов и отходов выше у развитого мира: там мощная обрабатывающая экономика и высокие потребительские стандарты. Но предельно нерациональное использование невозобновляемых ресурсов – «заслуга» компрадорской буржуазии и коррумпированной политической верхушки стран с экономикой, ориентированной на вывоз сырья. Правящим кругам и экономически привилегированным группам там необходимо освоение принципов современного управления и хозяйствования. А изменение жизненных ориентиров массовых групп в слаборазвитых странах – единственный путь выхода их на более приемлемые цивилизационные пути.

Острый демографический кризис имеет ряд истоков. Но важнейший из них – все тот же неудачный приход цивилизации. Появление, пусть в ограниченном объеме, современной медицины (профилактические прививки, антибиотики, ряд других доступных даже в условиях не слишком развитого здравоохранения рецептов) снизили в полупатриархальном мире детскую смертность. А высокая рождаемость осталась в силу целого ряда причин. Полунатуральное непроизводительное хозяйство требует рабочих рук, культурные запреты и банальная малограмотность не позволяют прибегать к абортам и средствам контрацепции.

4) И ключевую роль играет социокультурный или, точнее, социально-психологический фактор. Чтобы перестать «плодиться как котятам», низам в слаборазвитых странах необходимо принять «поганые» западные социокультурные установки – урбанистический стиль жизни, супружеский тип семьи, ориентация человека на личностный успех, а не воспроизводство себя в последующих поколениях.

Здесь же ключ к решению проблем массовой нищеты. Необходимы не только гуманитарные подачки, хотя без помощи со стороны развитых стран беднейшим странам «четвертого мира» не выжить. Развитые страны и ТНК должны приходить в «третий мир» не с подачками или, тем более, бессмысленными силовыми акциями, а с долгосрочными инвестиционными проектами. Они к этому явно не готовы, но и здесь ответственность в равной мере лежит на обеих сторонах: низшие слои слаборазвитых стран пока не способны к современному стилю работы и жизни. Утверждение иных образовательных, трудовых, поведенческих стандартов станет ударом по самобытности. Скорее всего, это неизбежная плата за выход из порочного круга нищеты. Еще раз отметим, что совмещение традиции и модерна возможно (примеры - Япония, Турция, Индия).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 16. Современная теория социально-политической модернизации | Лекция № 18. Основы геополитики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.