КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Власть и оппозиция
Различие мнений, интересов, позиций, направлений политической жизни, порождаемое самой природой политики, ставит вопрос об отношениях между силами, обладающими политической властью, и теми, кто борется против них. Характер практического решения этого вопроса зависит от типа политической системы. В тоталитарных, авторитарных политических системах эти отношения антагонистичны, ни власть, ни оппозиция не признают права на существование друг друга, между ними возможны только отношения отбрасывания, подавления. Политика в этом случае становится зоной уголовного преследования, военного противостояния. В демократической политической системе открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил, обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает — оппозиции. Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее. Лояльная оппозиция действует как часть политической системы, соблюдая ее основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью. Ее представители входят во все элементы политической структуры демократического общества, открыто и активно участвуют в политической жизни. Формы участия могут быть достаточно многообразны: избирательная деятельность, критика правительства и его действий, разнообразные формы влияния на принятие политических решений, иногда даже участие представителей оппозиции во властных структурах (конструктивная оппозиция). Власть и оппозиция в этом случае, несмотря на наличие очевидных противоречий, готовы к диалогу, сотрудничеству, особенно в сложных, кризисных условиях жизни общества. Нелегальная оппозиция в силу разнообразных причин, зависящих как от правительства, так и от нее самой, исключается из политической системы, а ее права и притязания не признаются, а подавляются властными структурами. Нелегальная оппозиция осуществляет скрытую политическую деятельность, часто использует (или ее вынуждают использовать) насильственные средства борьбы. Полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от открытого вызова и противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других политических сил, выходящих за рамки разрешенного в данном обществе законом. литература Васильев В.А. Оппозиция как социальное явление // Социально-политический журнал. 1996. № 5. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д 1996. С.176—189, 442—483. Клямкин ИМ. Посткоммунистическая демократия и ее исторические особенности в России // Полиыс. 1993. № 2. Мальцев В. А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 11. § 3. Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997. Салмин A.M. Политический процесс и демократия // Социально-политические науки. 1991. № б. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992. 28. Политический режим: понятие и признаки Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Согласно одной точке зрения понятия “политический режим” и “государственный режим” можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие “политический режим” более широкое, чем понятие “государственный режим”, ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п. Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории “политический режим” и “политическая система” тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Признаки политического режима: — степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; — соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; — гарантированность прав и свобод личности; — характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; — степень реализации политической власти непосредственно народом; — положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; — место и роль негосударственных структур в политической системе общества; — соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; — характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; — тип политического поведения; — характер политического лидерства; — учет интересов меньшинства при принятии политических решений; — доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; — степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни; — принципы взаимоотношения общества и власти; — политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых” структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.); — мера политического плюрализма, в том числе многопартийности; — существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших. Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории “политический режим”. ЛИТЕРАТУРА Борисов Л.П. Политология. М., 1996. С. 51—53. Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. Гл. 3. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996 С.161—172. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права М 1996 С.32—37. Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994 С.36—51. Марченко МЛ. Теории государства и права. М., 1996. Гл. 7. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 296. Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 164—183. Политология/ Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 136—153. Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 106—110. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. Свердловск, 1989. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. Гл.5. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994 С. 55—60.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |