КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение и взаимосвязь государства и права
Прежде чем характеризовать единство, различия и взаимосвязь государства и права, необходимо определить данные понятия, а также хотя бы кратко рассмотреть признаки и основные подходы к сущности права. Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Признаки права: — волевой характер; — общеобязательность; — нормативность; — связь с государством; — формальная определенность; — системность. При рассмотрении сущности права, так же как и сущности государства, необходимо учитывать, во-первых, что любое право есть прежде всего регулятор общественных отношений (формальная сторона), и, во-вторых, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона). В изучении сущности права можно выделить несколько подходов: — классовый, в его рамках право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса); — общесоциальный, в его рамках право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.). Наряду с этим сущность права можно рассматривать с религиозной, национальной, расовой и иных позиций. В таких случаях соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал. Единство между государством и правом: 1) возникают и развиваются совместно; 2) имеют аналогичные подходы к сущности и типологии; 3) выступают средствами управления, инструментами власти; 4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; 5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п. Различия между государством и правом: 1) если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор; 2) если государство выражает силу, то право — волю; 3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права — норма, и т.д. Взаимодействие государства и права: 1) государство формирует, изменяет, отменяет право (правотвор-чество), а также реализует и охраняет его (правоприменение); 2) право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов; Типы взаимоотношений между государством и правом: 1) государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств); 2) право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств). литература Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 4. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 8. Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 68—79. Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.С. 165—167. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. Гл. 10. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 7. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С.66—69. Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 200—204. Право и власть. М., 1990. Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 108. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. Гл.10. Теория государства и права/ Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. М., 1996. Гл.9. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 299—349. 50. Правовое государство: понятие и принципы Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного “связывания” государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию. Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны сущности): 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона); 2) наиболее последовательное “связывание” государственной власти правом, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона). Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”. Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идёт о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах. Второй основной принцип правового государства воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов: — разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею; — федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали; — верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти); — взаимной ответственности государства и личности и т.д. Можно выделить и другие принципы правового государства, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права. Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж-данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности. При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет. ЛИТЕРАТУРА Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб., 1993. Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 1996. №5. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 10. Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.С. 165—173. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. Гл. 10. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 22. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 26. Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М.,1994. Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С. 217—223. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 313—315. Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 130—133. Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 144—147. Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 200—205. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С.258—263. Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 8. Право и власть. М., 1990. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.Гл.10.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |