Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление в командной и рыночной экономике

 

В плановой экономике централизованное планирование директивным, т.е. обязательным для всех участников экономического процесса. Поэтому плановую эконо­мику часто называют командной.

В нашей стране эта система действовала на протяжении более 60 лет. Основу этой системы составляла общественная собственность на все природные и производственные ресурсы. Экономика должна была развиваться по едино­му, обязательному для всех народнохозяйственному пла­ну, а все крупные хозяйственные решения принимались эко­номическим центром.

Управляющее воздействие центра осуществлялось че­рез решение следующих задач:

• установление всем предприятиям страны заданий по производству. Каждое предприятие получало из цен­тра подробный план с указанием ассортимента и объемов производства продукции. Планы разрабатывались не только для всех предприя­тий, учебных заведений, больниц и т.д., но я для всех от­раслей экономики – промышленности, сельского хозяй­ства, транспорта;

• установление хозяйственных связей между поставщи­ками и потребителями продукции. Центр определял, кому производитель должен продать свой товар, а у кого купить необходимые для производства ресурсы;

• регулирование потребления товаров. Центр устанав­ливал цены на товары и услуги, а также размер зара­ботной платы работающих в народном хозяйстве. Роль экономического центра выполняли в нашей стра­не два главных экономических органа — Госплан и Гос­снаб. Госплан устанавливал всем отраслям задания по про­изводству, а Госснаб контролировал все хозяйственные свя­зи между предприятиями. Конечно, силами одного эконо­мического центра управлять всеми предприятиями страны невозможно. Поэтому к составлению планов подключались отраслевые министерства. Они выполняли роль центра для своих отраслей. Также при составлении планов опирались на Госпланы и Госснабы республик, которые выступали в роли центра на своих территориях.

Таким образом, решение всех задач экономического раз­вития в командной экономике было сосредоточено в руках государственных органов. Экономика управлялась центра­лизованно. Такое управление порождало множество проблем, как у самого центра, так и у производителей и потребителей. Какие же это проблемы?

В экономике производятся товары огромного количе­ства наименований. Центру нужно было знать, сколько и каких товаров производить, чтобы определить плановые за­дания множеству производителей. Нужно было знать количество ресурсов, имеющихся для производства всех то­варов, и количество ресурсов, которое потребуется добыть или купить у другой страны. Все это требовало переработ­ки огромного объема информации, предопределяло ошиб­ки в планировании. Между планами и реальностью образо­вывался большой «разрыв», который проявлялся во всеоб­щем дефиците, с одной стороны, и производстве никому не нужной продукции, с другой. Планы в централизован­ной системе были негибкими, не успевали за изменениями в реальной жизни. Планы составлялись на длительные про­межутки времени – 5 лет, внести какие-либо изменения в план было почти невозможно. Любое изобретение, не «по­павшее в план», не могло широко использоваться в эконо­мике.

В плановой экономике отсутствовала экономическая сво­бода производителей. Как уже было сказано, все показате­ли хозяйственной деятельности «спускались сверху». Центр «прикреплял» к предприятию конкретного поставщика, ру­ководству можно было не опасаться за сбыт произведен­ной продукции, ибо получено плановое задание на ее про­изводство. Главное — выполнить план любой ценой, так как невыполнение строго наказывалось центром. В этой борьбе за выполнение напряженных плановых заданий было некогда заниматься качеством товаров и услуг, техничес­ким усовершенствованием производства, его эффективно­стью. Управление предприятием в условиях отсутствия экономической свободы сводилось, таким образом, к реализа­ции главной цели — выполнению плана; все управленческие решения были направлены на это. Само государство не справлялось с задачей управления экономикой, а экономи­ческая система становилась малоэффективной, дефицитной и отсталой.

В рыночной экономике роль «регулятора» производства, распределения и потребления играет сам рынок. Его основной принцип — принцип экономической свободы, согласно которому субъекты рыночной экономики, являясь собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения, что, как, сколько и для кого производить. Рыночная система экономических отношений основана на свободном обмене между продавцами и покупате­лями. Никто не принуждает их заключать сделки. Субъек­ты хозяйствования существуют в конкурентной среде, вы­жить в которой можно, только завоевав покупателя своих товаров и услуг. Деятельность в рыночной экономике свя­зана с риском и ответственностью: продавцы и покупатели затрачивают собственные средства и рискуют ими. Высшая мера ответственности за собственные хозяйственные реше­ния — возможная потеря собственности. Поскольку фир­мы плановых заданий не получают, управление в этих ус­ловиях решает следующие проблемы:

• ориентация на спрос и конъюнктуру рынка;

• производство тех видов товаров, которые пользуют­ся большим спросом у покупателей и гарантируют получение намеченной прибыли;

• обеспечение эффективности деятельности.

Рассмотрим в общих чертах понятие «эффективность» — наиболее важное понятие в экономике. Оно происходит от слова «эффект». В экономике эффект означает конкретный положительный результат какой-либо деятельности. Это может быть прирост прибыли, или сумма сэкономленных средств, или сокращение продолжительности производ­ственного процесса благодаря новой технологии. Если величину эффекта сравнить с затратами, вызвавшими этот эффект, то получим формулу эффективности:

.

Эффективное управление фирмой должно вести к эффективности работы фирмы и отдельных сторон ее деятель­ности. Все сказанное выше не означает, что государство не вме­шивается в хозяйственную жизнь общества. Современная рыночная экономика регулируется государством, которое применяет разные методы воздействия на нее. К таким методам можно отнести финансовую политику, контроль над монополиями, помощь предпринимательству. В государственном секторе имеется определенное число предпри­ятий, и государство само участвует в бизнесе. Такая экономика, в которой рынок регулируется, называется смешан­ной. Но и в смешанной экономике остается незыблемым принцип экономической свободы, означающий, что хозяйствующий субъект свободен, ориентируется на нужды и потребности рынка и сам отвечает за результаты своих ре­шений и действий. Деятельность по управлению в условиях рынка носит название менеджмента.

 

 

Тема 3. ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ) И ЕЕ (ЕГО) СРЕДА

 

3.1 Понятие, признаки, цели и роли организации (предприятия).

3.2 Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий

3.3 Основные элементы структуры управления предприятием

3.4 Руководитель, его функции и классификация

3.5 Внутренняя и внешняя среда предприятия

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Менеджмент в России. Зарубежные школы бизнеса и менеджмент | Внутренняя Внешняя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.