Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет психологии (область изучаемых явлений и предназначения психологии, основные этапы развития психологической науки)

Предмет психологической науки - это психика человека и животных, включа­ющая в себя различные субъективные (или психи­ческие) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним от­носятся следующие: 1) ощущение; 2) восприятие; 3) внимание; 4) память; 5) воображение; 6) мышле­ние; 7) речь. Другие явления определяют направленность ак­тивности человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями человека. Их называют мотивационными процессами. К ним от­носятся: 1) потребности: 2) мотивы; 3) цели; 4) ин­тересы. Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навы­ки, привычки, стиль («индивидуальный почерк») деятельности, темперамент. Все вместе эти процессы составляют инструментальную сферу человека. Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями и которые выражаются в его взаимоотношениях с ми­ром, регулируют его общение с людьми. Их назы­вают психическими свойствами и состояния­ми. К ним относят: 1) волю; 2) чувства; 3) эмоции; 4) склонности; 5) способности; 6) знания; 7) сознание; 8) личность; 9) индивидуальность, характер. Кроме того, психология изучает человеческое об­щение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формиро­вания и развития психических явлений от них. В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообра­зием теоретических и практических задач, встаю­щих перед ней. Основными задачами психологии являются 1) выявление законов психики, 2) раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы классифицировать как закономерные, 3) установление механизмов психической деятельности, 4) изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисципли­ны. Изменился понятийный аппарат психологичес­кой науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эм­пирическими данными. Для психологии исследо­вание поведения не самоцель, а средство, путь познания законов, по которым строится внутренняя картина мира. Таким образом, психология является наукой, изу­чающей факты, закономерности и механизмы пси­хики, своеобразие протекания психических явлений в зависимости от условий деятельности и от инди­видуально-типологических особенностей человека. Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии.

Античность. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки по­нять, распознать, изучить и описать психику чело­века. Одним из первых направлений был анимизм, ко­торый рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов. Анимизм рассматривал именно по­ведение и мышление богов, изучал их жизнь, стиль поведения и отношение к внешнему миру. Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считался изначально живым, границы между живым, неживым и психи­ческим не проводилось - все они рассматривались как порождения единой живой материи. Совершенно новую сторону познания этих явле­ний открыла деятельность философов-софистов (от греч софия - «мудрость»). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека закона­ми, а сам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, «есть мера всех вещей». В трудах древнегреческих мыслителей имеются попытки решения многих проблем, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души. Первым направлением стало объяснение психи­ки, исходя из законов движения и развития мате­риального мира, из идеи об определяющей зависи­мости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. Только после того как была осмыслена произволь­ность жизни души от физического мира, их внутрен­нее родство, а тем самым - и необходимость изу­чать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим свое­образие ее объектов. Второе направление античной психологии, со­зданное Аристотелем, ориентировалось преимуще­ственно на живую природу, исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является фор­мой жизни, выдвижение на передний план психо­биологической проблемы было крупным шагом впе­ред. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространствен­ные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организа­ции поведения живых систем. Третье направление ставило душевную деятель­ность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культу­рой, а именно от понятий, идей, этических цен­ностей. Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процес­сов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Пла­тона, отчуждены от материального мира, от реаль­ной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно вос­принимаемых телом.

 

2. СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ

 

В начале XIX в. стали складываться новые подхо­ды к психике. Физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом осо­бое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе пси­хические) исследовались под углом зрения их за­висимости от строения органа, его анатомии. Умоз­рительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта. Центральной фигурой в создании основ психоло­гии как науки, имеющей собственный предмет, был Герман Людвиг Гельмгольц (1821-1894). Его раз­носторонний гений преобразовал многие науки о природе, в том числе науку о природе психичес­кого. Гельмгольц открыл закон сохранения энергии. «Мы все дети Солнца,- говорил он,- ибо живой организм, с позиций физики, это система, в кото­рой нет ничего, кроме преобразований различных видов энергии». Тем самым из науки изгонялось представление об особых витальных силах, отличающих поведение в органических и неорганических телах. Занимаясь изучением органов чувств, Гельмгольц принял за объяснительный принцип не энергичес­кое (молекулярное), а анатомическое начало. Имен­но на последнее он опирался в своей концепции цветного зрения. Гельмгольц исходил из гипотезы о том, что имеется три нервных волокна, возбуждение которых волнами различной длины создает ощу щения основных цветов красного, зеленого и фио­летового. Такой способ объяснения оказался непригодным, когда Гельмгольц от ощущений перешел к анализу восприятия целостных объектов в окружающем про­странстве. Это побудило его ввести два новых фак­тора 1) движения глазных мышц, 2) подчиненность этих движений особым правилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. По­скольку эти правила действуют независимо от со­знания, Гельмгольц назвал их «бессознательными умозаключениями» Таким образом, эксперимен­тальная работа столкнула Гельмгольца с необходи­мостью ввести новые причинные факторы. До того он относил к ним либо превращения физической энергии, либо зависимость ощущения от устройства органа. Теперь к этим двум причинным «сеткам», которыми наука улавливает жизненные процессы, присоединялась третья. Последующие исследования стали основой психологии, развившейся и достиг­шей расцвета уже в XX в. Дальнейшие исследования в области психики и психологии проводились уже многочисленными уче­ными. Было открыто понятие рефлекторной дуги и ана­лизатора (Сеченовым), затем были исследованы прак­тически все основные психические процессы, память и подведена научная основа под понятия «гипноз» и «подсознание», исследованы сны. В нашем веке пси­хология стала одной из самых «влиятельных» наук, а знание системы психики человека, его характера, темперамента и иного стало неотъемлемой частью уже производственного, научного и многих других процессов. Однако есть еще много непознанного в человеке, в его психике, поэтому исследования в этой области должны постоянно продолжаться.

Предмет психологической науки - это психика человека и животных, включа­ющая в себя различные субъективные (или психи­ческие) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним от­носятся следующие: 1) ощущение; 2) восприятие; 3) внимание; 4) память; 5) воображение; 6) мышле­ние; 7) речь.

Другие явления определяют направленность ак­тивности человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями человека. Их называют мотивационными процессами. К ним от­носятся: 1) потребности: 2) мотивы; 3) цели; 4) ин­тересы. Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навы­ки, привычки, стиль («индивидуальный почерк») де­ятельности, темперамент. Все вместе эти процессы составляют инструментальную сферу человека. Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями и которые выражаются в его взаимоотношениях с ми­ром, регулируют его общение с людьми. Их назы­вают психическими свойствами и состояния­ми. К ним относят: 1) волю; 2) чувства; 3) эмоции; 4) склонности; 5) способности; 6) знания; 7) сознание; 8) личность; 9) индивидуальность, характер. Кроме того, психология изучает человеческое об­щение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формиро­вания и развития психических явлений от них. В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообра­зием теоретических и практических задач, встаю­щих перед ней. Основными задачами психологии являются 1) выявление законов психики, 2) раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы клас­сифицировать как закономерные, 3) установление механизмов психической деятельности, 4) изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисципли­ны. Изменился понятийный аппарат психологичес­кой науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эм­пирическими данными. Для психологии исследо­вание поведения не самоцель, а средство, путь познания законов, по которым строится внутренняя картина мира. Таким образом, психология является наукой, изу­чающей факты, закономерности и механизмы пси­хики, своеобразие протекания психических явлений в зависимости от условий деятельности и от инди­видуально-типологических особенностей человека. Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии.

 

3. ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ. СФЕРА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОТРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Психика - это системное свойство высокоорга­низованной материи (мозга), заключающееся в ак­тивном отражении субъектом объективного мира. Психика проявляется в психических явлениях. Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состоя­ния; 3) психические свойства личности. Некоторые авторы отмечают, что психика есть функция мозга. Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изу­чают нейрофизиология, медицина, биофизика, био­химия, нейрокибернетика. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материаль­ной действительности, в результате которого формируются идеальные (психические) образы реальной действительности, необходимые для ре­гуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные обра­зы объективно существующих явлений. Но эти об­разы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребно­стей, интересов, психического состояния и т. д. Иначе говоря, психика - это субъективное отраже­ние объективного мира. Однако субъективный ха­рактер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное от­ражение окружающего мира. Итак, психика - это субъективное отражение, объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодей­ствие человека с внешней средой

Основным понятием психологии является поня­тие психического образа Психический образ -целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительно­сти, это информационная модель действительнос­ти, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности. Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловли­вается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а все­общей функцией - регуляция деятельности. Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компонен­ты - общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного дей­ствия. Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание чело­века, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек про­извольно регулирует свое поведение. Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. С сознанием связана рефлексивная способность человека, т. е. готовность сознания к познанию самого себя и дру­гих психических явлений.

Сознание - высшая форма отражения действитель­ного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулиро­вании и самоконтролировании поведения человека. Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окру­жающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт чело­вечества, передаваемый посредством речи. «Сознание» буквально означает «совокупность зна­ний» Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видо­вые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств В ис­тории отмечено около сорока случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как верти­кальное положение тела при ходьбе. Одной из особенностей психики человека являет­ся ее обусловленность общественным сознанием. К общественному сознанию относятся: 1) наука; 2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство; 6) религия. Изменения в производстве, в общественных отно­шениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания. Итак, психика человека, его сознание - это сис­тема его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях. Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные осо­бенности: 1) категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы; 2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; 3) осознание це-лей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений; 4) обусловленность индивидуального сознания об­щественными формами сознания; 5) самосозна­ние - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе. Сознание характеризуется не только как отраже­ние мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое пре­образование действительности. Таким образом, сознание есть высшая, интегри­рующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Бессознательное - это совокупность психичес­ких процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета Бессознательное включает психичес­кие процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказыва­ется все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Оставаясь психическим, бессоз­нательное представляет собой такую форму отра­жения действительности, при которой утрачивает­ся полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование пове­дения В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата. В область бессознательного входят 1} психические явления, возникающие во сне (сновидения), 2) ответ­ные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями, 3) движения, быв­шие в прошлом сознательными, но благодаря повто­рению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые, 4) некоторые побуждения к деятель­ности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом австрийским психологом, психиатром и невропатологом, создателем психоанализа, который показал, что многие действия, в реализации которых чело­век не отдает себе отчета, имеют осмысленный ха­рактер и не могут быть объяснены действием ин­стинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невро­тических симптомах, в творчестве. На основе ма­териала, полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного, 3 Фрейд создал трехчленную энергетическую структуру личности (бессознательное, созна­ние и сверхсознание). В дальнейшем понятие бессознательного было су­щественно расширено. Выделяют несколько основ­ных классов проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемос­ти или противоречия с другими мотивами, 2) пове­денческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности, 3) подпороговое восприя­тие, которое в силу большого объема информации не осознается. Подпороговое восприятие представляет собой форму предметного восприятия, которая осуществляется без контроля сознания. В работах В. Г. Гершуни и его сотрудников эксперименталь­но показано, что выработка условных рефлексов воз­можна на неосознаваемые раздражители. Проблема бессознательного продолжает разраба­тываться в русле различных психологических школ. Развитие представлений о природе бессознатель­ного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека явля­ется необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.

 

4. ЛИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕК», «ИНДИВИД», «ЛИЧНОСТЬ», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «че­ловек».

Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логичес­кая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свой­ства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются лю­дям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые сви­детельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развива­ются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной по­ходки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформиро­вались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком об­щественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную дея­тельность, которая будет воспроизводить в себе существенные обще­ственно выработанные способы деятельности человека и человече­ства. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как про­цесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исто­рического опыта человечества стать человеком, приобрести специфи­ческие человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой сто­роны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфоло­гических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невоз­можно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «инди­вид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рожда­емся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком обществен­ных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обще­стве, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что личность — не только объект обще­ственных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через кото­рые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, само­сознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мне­ний, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуаль­ность свою мы доказываем, утверждаем.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Применение компьютеров в сельском хозяйстве | Структура личности. Социализация личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.