Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная (Греко-римская) философия

Философские системы в Древнем Китае.

Философия древней Индии.

Философия Древнего мира.

Лекция №1.

1. Философия древней Индии.

Традиционно в Индийской философии принято выделять три периода: 1) ведический – ΧV – V вв. до н.э.; 2) Классический – V в. до н.э. – Χ в. н.э.; 3) Индуистский – с Χ в. н.э. Индийская философия развивалась непрерывно. Древнейшие тексты содержатся в Ведах (сборник гимнов и заклинаний, описания ритуалов), которые были написаны до ΧV в. до н.э. Все создаваемые в дальнейшем философские работы связаны с толкованием и комментарием ведических текстов. Всю ведическую литературу принято делить на четыре группы: 1) Самхиты, 2) Брахманы (комментарии к ведам), 3) Араньяки (комментарии к ведам, предназначенные для отшельников), 4) Упанишады (религиозно-философские тексты). Такое деление отражает историческую последовательность развития философской литературы. Самыми древними являются Самхиты, философские произведения трех остальных групп – комментарии и дополнения к ведам. Самхиты представляют собой четыре сборника гимнов: Ригведа – самая древняя и авторитетная из вед (собраний из 1017 самхит (гимнов), обращенных к ведическим богам); Самаведа – описание правильного произнесения гимнов Ригведы; Яджурведа – описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы; Атхарваведа – собрание заклинаний. Ригведа – самая ранняя из Вед и самая главная. Гимны Ригведы представляют собой попытку древних индийцев постичь тайны бытия. Способ постижения мира – миф. В Ригведе модель мира ориентирована на Космос, с которым все соотносится и к которому все причастно. Пространство и время рассматриваются как единство синхронии и диахронии. Одно из важнейших понятий – Рита – закон круговращения Вселенной, некий космический порядок, закономерный ход вещей. Рита предполагает синхроническое развитие Вселенной, в диахронии подразумевается циклические смены хаоса и космоса. Рита предшествовала возникновению материального мира, телесный мир – лишь проявление Риты. Учение о Рите – основа философских представлений древних индийцев. Еще одним важнейшим понятием является понятие «Пуруша». Пуруша в мифологическом плане выступает как первочеловек, вселенский человек, зародившийся из хаоса, не ограниченный ни во времени, ни в пространстве. Принесение его в жертву привело к возникновению трех миров: космического, мира людей и мира животных. В философской трактовке пуруша – это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир. Веды относятся к литературе шрути – откровению, которым наделяло человека божество. Наряду с литературой шрути действует литература смрити – различного рода комментарии и истолкования священных текстов, это книги, созданные людьми для разъяснения божественных истин.

Упанишады – философская часть Вед. Это тексты, сочиненные различными авторами, в различное время и на разные темы.

Для индийской философии большое значение имеет время возникновения и развития Вед. Большинство исследователей сходятся во мнении, что период написания Вед с середины второго до середины первого тысячелетия до н.э. совпал с периодом формирования классового общества. В обществе начали формироваться четыре группы, или варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, которые различаются по своему общественному положению, правам и обязанностям. Брахманы-жрецы и кшатрии-воины составляли высший социальный слой, к вайшьям относились ремесленники, земледельцы, торговцы, а низший слой – шудры.

Начиная с VІ в до н.э. начинается процесс развития древнеиндийской философии и становления различных школ и направлений. В качестве основных принято выделять девять, которые делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. К ортодоксальным школам относятся: миманса, веданта, санкхья, вайшешика, ньяя, йога. К неортодоксальным школам относят: буддизм, джайнизм, чарвака. Ортодоксальными называются те школы индийской философии, которые признают веды священными книгами и основываются на них. Среди ортодоксальных выделяют школы, которые основываются только на ведах – миманса и веданта. Но есть школы, которые кроме вед признают еще иные источники знания.

Неортодоксальными называются те школы индийской философии, которые не признают веды священными и базируются на иных источниках.

Философские школы продолжают разработку проблем, поднятых в ведической литературе.

2. Философские системы в Древнем Китае.

Философская мысль в древнем Китае зародилась в период VІ – ІІІ вв. до н.э. Формирование философских представлений происходило в сложных социальных условиях. Философские воззрения древних китайцев зарождались и формировались на базе религиозно-мифологического осмысления мира.

Традиционному китайскому философскому мышлению свойственно отсутствие четкой определенности понятий категориального аппарата, многозначность терминов, акцент на передачу уже созданного, а не на творчестве нового и т.д. Натурфилософские воззрения китайских мыслителей не находили более или менее адекватного выражения в философии. Для объяснения мира они использовали наивно-материалистические идеи о пяти первостихиях, о началах инь и Ян, и т.д. Вопросы мышления, природы человеческого сознания были поставлены в ней в самом общем виде.

Мир представлялся как безостановочный процесс становления, поэтому представления о нем постоянно меняются.Истинное знание заключается не в исследовании объектов для дальнейшего их использования, а в достижении однобытия с миром. Китайская философия создает интравертную модель мира, в которой два основополагающих начала инь и Ян взаимодополняют друг друга. Присутствия во всем, инь и Ян действуют друг в друге, что создает внутренний источник движения. Развитие мира – это чередование инь и Ян.

Формировали представления о Дао как космическом законе или пути, которым следует мир. Возникает идея о пяти стихиях, из которых состоит все сущее (Огонь, Земля, Вода, Металл, Дерево), о тождестве человека-микрокосма и вселенной-макрокосма.

Количество направлений в ранний период развития китайской философии было настолько велико, что сами древние китайцы говорили о существовании «ста школ». Но можно выделить шесть основных течений в древнекитайской философии: школа Инь-ян – занималась философией природы, проявлением в природе Инь и ян и их взаимодействие; Конфуцианство – этико-политическая проблематика; Моизм – социально-политическая проблематика; школа имен – проблема семантики: связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями; Легизм – законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми; Даосизм – природа и сущность Дао и Дэ и их проявление в природе и обществе.

Основными из школ впоследствии стали конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство – одна из основных школ. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) основоположник школы в своем учении исходил из неразделимости физических и нравственных законов. Моральные качества воздействуют на явления природы. От поведения человека зависит весь миропорядок. В центре учения стоит – цзюнь-цзы – «благородный муж», идеализированный облик правителя. Культурность и правильное общественное устройство – это две стороны единого пути человека, который дано осознать и поддерживать не всем, а только образованным людям – чиновникам. «Благородный муж» должен воспитать в себе пять положительных качеств. Обязательное качество – гуманность, это совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу. Обязательным качеством является следование долгу. Долг – это моральное обязательство, которое человек в силу своих добродетелей и совершенств накладывает на себя. Следующее качество – «сыновья почтительность». Это утверждение – занимает центральное место в учении Конфуция и является основой гуманности. Следующая категория – следование правила и нормам. Следующая добродетель – знание. (Жэнь, Сяо, Ли, И, Мин).

Еще одной стороной философского учения Конфуция – было философствование как комментирование. Конфуций считал главным – изучение культурного наследия прошлого. Для создания порядка в мире необходимо изменение вещей в соответствии с их названиями.

Конфуцианство стало популярным учением. Уже во ІІ в. до н.э. Конфуций был обожествлен а учение приобрело черты религии.

Почти одновременно появляется еще одна философская система – даосизм. Основатель школы – Лао-цзы. Дао – одна из важнейших категорий даосизма. Переводится как путь. Дао – это всеобщий закон природы, начало и конец творения. Дао –это все и ничто. Дао – великий путь которым следует вселенная или космический закон, согласно которому идет возникновение, развитие и исчезновение мира, но одновременно Дао – это субстанция, т.е. основа и носитель этого закона. Дао присуща благородная сила – Дэ (добродетель), посредством которой Дао себя проявляет. Дао первично по отношению к небу, Небо первично по отношению к земле, земля первична по отношению к человеку.

Значение Дао, согласно даосизму, доступно не всем людям, а только совершенномудрым. Человек и человеческое общество – это часть природы, поэтому их развитие также определяется Дао. Даосизм – был ведущим философским учением древнего и средневекового Китая.

3. Античная (Греко-римская) философия.

Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в древней Греции и Древнем Риме с VІ в. до н.э. по VІ в. н.э. Основное содержание античной философии составляет философия древних греков. Для греков природа выступает единственным абсолютом, она не сотворена богами, а сами боги составляют ее неотъемлемую часть и олицетворяют основные природные стихии. Человеческий разум у греков освободился от власти богов. Важное открытие человеческого разума nomos – закон – разумное установление, принятое всеми жителями города, обязательное для всех.

Полисный характер греческой жизни с ключевой ролью народного собрания и ораторских состязаний характеризует доверие к разуму, теории, исследовательский интерес философии к проблемам физики, которая в дальнейшем развитии философии тесно связана с метафизикой.

Греческая философия приходит на смену до философским представлениям о мире, первоначально уже содержащимся в поэмах Гомера и Гесиода, когда уже происходит отказ от персонифицированного взгляда на мир. Начинается поиск безличного основания всех вещей, первоосновы, которая чаще всего отождествляется с одной из природных стихий. Философия обращается к основам мироздания – «архе» (начала).

Первый период греческой философии (VІ в. до н.э.) получил название натурфилософского, где основное место занимает изучение проблем философии природы. Принято говорить о ранних натурфилософах и поздних. К ранним относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Ксенофан, Парменид. Ранние натурфилософы – монисты. Они обращаются к поиску одного начала, которое является причиной происхождения и существования мира. К поздним натурфилософам относятся Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. Поздних натурфилософов характеризуют как плюралистов, так как оно видят основу множество начал и обосновывают тот или иной принцип космообразования.

Спецификой данного периода является устремление на понимание сущности природы, мира, космоса. Основной вопрос – о первоначале мира. К раннему периоду относятся две философские школы – ионийская и италийская философия. Ионийская философия объединяет философов, которые жили и учили в городах на побережье Ионийского моря – Милете и Эфесе. В Милете – милетская школа, основателем которой является Фалес, а его последователями Анаксимандр и Анаксимен. Первоосновой всего Фалес считал воду. Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Анаксимандр говорит о миропорядке как саморегулирующемся социопорядке. Учение об «апейроне» - первоначале, неопределенном, вечном и бесконечном, постоянно находящемся в движении. Анаксимен видит первоначало всех вещей и процессов в конкретной стихии – воздухе.

В Эфесе жил и учил философ Гераклит. Крупнейший диалектик. Гераклит уделяет внимание смысложизненным вопросам. Он говорит, что мир никогда и никем не был создан, мир существовал вечно. Субстанцией у него является огонь. Сущность мира, по мнению Гераклита, активна, природа бытия подвижна.

Философия Пифагора развивалась как эзотерическое знание. Пифагор создал учение о числе как о субстанции всех вещей. Число имеет вещественный и субстанциональный характер, оно обозримо, пространственно, телесно и сохраняет все свойства умопостигаемых принципов.

К поздним натурфилософам относится Демокрит. Прославился своим учением об атомах. Существуют лишь атомы и пустота. Атомы – единые и неделимые частицы.

Следующий период – период классической философии (V – ІV в. до н.э.) начинается философией софистов и Сократа. Считается, что именно с Сократа начинается обращение к человеку, то есть антропологическая ступень философии. Сократ стремится найти объективную истину и справедливость. Путь его поиска – правильные рассуждения, т.н. диалектика.

Платон – ученик Сократа. Платон обосновывает учение о космическом разуме. Он выдвигает на первый план демиургическую сотворенность мира. Порядок и меру вносит в мир разум – демиург, пропорционально соотнося стихии, придавая космосу совершенные сочетания. «Эйдос», «идея» - это образец каждой вещи.

Аристотель – прежде всего систематизатор всего античного знания. Он выделяет первую философию; вторую философию – более конкретные науки. Провел разграничение наук на теоретические (метафизика) – изучают первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; практические – этика, экономика, политика; творческие – поэтика, риторика. Бытие им понималось как устойчивое, неизменное, неподвижное. Бытие – сущность. Сущности высшие и низшие. Низшие состоят из материи и формы. Высшая – лишенная материи форма.

Третий период – эллинистическо-римская философия (ІІІ в. до н.э. – VІ в. н.э.) развивающаяся в Древней Греции и Древнем Риме. Основными философскими течениями этого периода являются эпикурейство, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм. Разработка фундаментальных физических и онтологических идей отходит на второй план. Особое внимание уделяется проблемам этики, обоснования человеческой жизни. Эпоха эллинизма – эпоха крушения полисной социальности. Наблюдается поиск путей духовного обновления. Не создается ни единой принципиально новой физической системы. Проблема, волновавшая эпикуреизм – личное счастье, тогда можно достигнуть атараксии (невозмутимости духа) – естественного состояния человека. Счастье – это удовольствие, способность довольствоваться тем, что имеешь.

Скептицизм – воздержание от суждений. Необходимо отказаться от убеждений в том, что человеку доступна истина. Никакое суждение не может быть истинным.

Стоики предлагают иную позицию. Это философия долга, философия судьбы. Стоики развивали онтологические идеи космического логоса.

Неоплатонизм свидетельствует о переходе к новой мировоззренческой эпохе. Главный принцип неоплатонической философии – принцип эманации, перехода от единого ко многому. Человеческая душа частица космической души, и человек постигает единое в экстатическом обращении к божественному.

Итог эллинистической философии – крушение культуры и философии, основанных на рационализме и рациональных правовых и онтологических системах, на личностных интуициях, обосновывающих единство и гармонию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исполнительные механизмы | Философия эпохи Возрождения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.