КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория лидерства и стили руководства
Начало исследований в области вопроса о поведении руководителя в организации и факторов, на него влияющих, пришлось на 30-40 годы XX столетия и было связано с формированием школ человеческих отношений и поведенческих наук в управлении. Принято считать, что исторически эволюцию взглядов на природу поведения руководителя в организации можно разбить на три этапа, для каждого из которых был характерен особый подход к рассмотрению данного вопроса: 1. Подход с позиции личных качеств. 2. Поведенческий подход. 3. Ситуационный подход. Современная трактовка причин успешного руководства основывается на атрибутивной концепции лидерства и является синтезом трех основных моделей (подходов): личностной, поведенческой и ситуационной. Личностная концепция лидерства рассматривает в качестве определяющих факторов результативного руководства особенности личных качеств руководителя, врожденных, либо вырабатываемых в процессе социального взаимодействия. Данная концепция характеризует руководителя как человека, наделенного вполне определенными качествами: внешний вид, возраст, физическое состояние, характер, темперамент, умственные и деловые способности. Эти характеристики позволяют оценить руководителя как личность, обладающую определенными внешними атрибутами, способную осуществлять эффективную управленческую деятельность. Поведенческая концепция лидерства рассматривает руководителя с точки зрения специфики его взаимодействия с подчиненными. Следующим шагом в развитии теории лидерства явилась ситуационная концепция, определяющая в качестве фактора результативности работы менеджера его способность адаптироваться к конкретной ситуации, сложившейся на предприятии. В основе каждой из основных теорий лидерства лежат конкретные понятия, составляющие ядро концепции как системы. Например, основу личностной концепции лидерства составляют такие понятия как авторитет и деловые качества руководителя, базис ситуационной модели определяется властью, а поведенческой – стилем руководства. Авторитет и власть были рассмотрены выше, теперь перейдем к вопросу стиля руководства. Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным в процессе оказания на них влияния и побуждения их к достижению целей организации. В настоящее время существует множество теорий, по-разному отражающих причины и основные факторы, способствующие формированию определенных стилей руководства. Условно, данные концепции можно подразделить на два основных раздела: · «одномерные» стили руководства – определяются личными качествами и поведенческими характеристиками руководителя, обусловлены одним из факторов, отражающим характер взаимодействия руководителя и подчиненных; · «многомерные» стили руководства – определяются и формируются на основе воздействия целого ряда обстоятельств: ситуации, степени зрелости подчиненных, их отношения к руководителю, готовности к сотрудничеству, характером проблемы и прочее. Классификации стилей управления (поведенческий подход) Основными критериями оценки стиля руководителя являются: · степень учета интересов производства; · степень учета интересов людей. Традиционная классификация стилей управления (одномерных). · Авторитарный (автократический) стиль поведения. · Либеральный стиль поведения. · Демократический стиль поведения Теория Х - У Дугласа Мак-Грегора (одномерные стили) Стиль “X” - Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня, исходя из предположения, что это именно тот уровень, на котором находятся его подчиненные. Основные постулаты теории Х: 1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы. 2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавляться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили. 3. Больше всего люди хотят защищенности. 4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания. Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений безо всяких объяснений их связи с общими целями и задачами предприятия. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют права нарушить. Авторитарный стиль основан на власти, применяемой в качестве способа влияния на окружающих с целью подчинить их своей воле. Данный стиль характеризуется сосредоточением всей полноты власти и ответственности в руках руководителя. Различают жесткий и мягкий (благожелательный) авторитаризм. Жесткий авторитарный стиль предполагает абсолютный диктат, безоговорочное подчинение, единоличное принятие решений, без учета мнений подчиненных. Благожелательный авторитаризм имеет чисто внешние отличия. Руководитель может демонстрировать внимание к подчиненным, выслушивать их мнение, однако решения принимаются также единолично. Авторитарный стиль не допускает инициативы и самостоятельности работников, требует от них действий в соответствии с жестко установленными регламентами. Авторитарный стиль руководства характеризуется максимальной централизацией власти, приверженностью лишь к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением большинства вопросов жизни коллектива, порою даже незначительных, сознательным ограничением контактов с подчиненными, пресечением инакомыслия, частичным или полным отсутствием у руководителя способности признавать собственные ошибки, стремлением реализовать высокий социальный статус и получить неограниченную власть. Появление руководителя-автократа нередко связано со свойствами его личности, с особенностями его характера. В большинстве случаев это властные люди, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о собственных возможностях, с непомерно развитым стремлением к престижности и избыточным влечением к внешним атрибутам власти. Авторитарный стиль даже при неумелом его использовании позволяет в короткие сроки выполнить задания, добиться четкого исполнения приказов в условиях отсутствия корпоративной культуры и взаимодействия между отдельными элементами предприятия как единой и целостной системы. Основанный на власти и принуждении, авторитарный стиль возникает, прежде всего, в условиях, когда наиболее важным признается результат функционирования предприятия, а средствам его достижения не придается существенное значение – «план любой ценой». Стиль “У” - Демократ предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня (потребности к принадлежности, самовыражения, достижения цели) и избегает навязывать свою волю подчиненным. Его основные постулаты: 1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней. 2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и контроль. 3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели. 4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. Демократический стиль предполагает передачу части полномочий из сферы деятельности руководителя подчиненным. Стиль эффективен при работе с персоналом, обладающим высоким уровнем зрелости, стремящимся к совершенствованию и обладающим потенциалом для обучения. Руководитель в значительной мере доверяет подчиненным, интересуется их мнением, советуется с ними, стремится использовать все лучшее из того, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Руководитель при данном стиле управления: · имеет ограниченную власть, может сам устанавливать рамки ее осуществления; · зачастую предоставляет организации (т.е. персоналу) право на отрешение руководителя от должности и замены его другим членом коллектива; · может применять ограниченное число санкций по отношению к подчиненным. Подчиненные при данном стиле управления: · осуществляют контроль над способами управления; · имеют высокие социальные потребности и профессиональные навыки; · обладают возможностью инициативы и самореализации. Суть либерального стиля состоит в том, что руководитель ставит перед подчиненными проблему, создает необходимые условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. Группа имеет полную свободу в принятии решений и контроле над собственной работой. Руководитель обеспечивает сотрудников информацией, осуществляет оценку их деятельности, поощряет обучение, а также сохраняет за собой право окончательного решения. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Отличает либералов безынициативность и неосмысленное исполнение директив вышестоящего руководства. Из имеющегося арсенала средств воздействия на коллектив основное место у либерала занимают уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций пассивен, боится конфликтов и в основном соглашается с мнением подчиненных. Руководитель, обладающий либеральным стилем, не проявляет выраженных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных и, как следствие, результативность его управленческой деятельности полностью отсутствует. Руководитель при данном стиле управления: · не обладает реальной властью и не может применять санкций; · не сменяем на должности, поскольку многих такое положение устраивает; · часто не обладает необходимыми для руководителя знаниями. Подчиненные при данном стиле управления: · имеют больше власти, чем руководитель; · не способны к дисциплине и организованности; · имеют склонность к открытому протесту и отказу от подчинения. Применение подобного стиля руководства может повлечь за собой дробление коллектива, изоляцию личности, непонимание, хаос, анархию. Авторитарный, либеральный и демократический стили были предложены немецким ученым-психологом Куртом Левином на основе теории Дугласа Мак-Грегора.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |